Политика: дефиниция Аристотеля
Разобрав понятие «человека», можно приступить к дефиниции слов «политика», «политическое». Этимология этого слова греческая, и изначально им описывали искусство управления государством. Политика происходит от слова «полис», то есть город в Древней Греции с околичными сельскохозяйственными территориями, собственной армией и дипломатическими отношениями. Соответственно, все дела города, собрания, голосования, гражданские обязанности, то есть все общественное — это политика. Семейные и приватные дела в эту категорию не входят. Аристотель выделял три «правильных» типа управления государством: монархию, аристократию и политию (правление большинства). Полития была для него идеальным решением, потому что сочетала в себе богатство олигархии, добродетели аристократии и свободу демократии. Основой такой «идеальной» страны должна быть армия (Кипр и Спарта были для теории Аристотеля нужными примерами). То есть «политическое» в крылатой фразе «человек — политическое животное» — значит «общественное, добродетельное, общее, гражданское».
Из логова
Девиантное поведение в определённой степени отражает личностные качества человека, нарушившего норму (не каждый, голодая, пойдёт воровать), но в большей степени оно указывает на существующие недостатки социума (почему кому-то вообще приходится голодать?), в котором существует индивид. Поэтому общество повышенной кислотности легко определить лакмусовой бумажкой, которой и является девиантное поведение его членов.
Эмиль Дюркгейм стал первым ученым, давшим социологическое объяснение девиантному поведению на примере самоубийств. Суицид, преступления и зависимости он считал результатом аномии. Аномия — кризисное состояние общества, в котором есть противоречия между провозглашёнными ценностями и реальным положением дел. Например, когда старые нормы меняющегося общества уже не являются ориентирами, слишком противоречивы и разрушены, а новые — туманны и нечётко сформулированы. Подобная переходная ситуация заставляет людей чувствовать себя потерянными, не принадлежащими социуму. Они не знают, согласно какой морали выстраивать своё поведение.
Такой переходный период случился в России на рубеже XX–XXI вв. Слабый государственный контроль, неэффективная политика, подорванная сменой власти, потеря ориентиров стали причиной принятия бессистемных, эпизодических решений в социальной сфере, что привело к растущему количеству различных видов девиантного поведения, ставших серьёзной государственной проблемой.
90–е стали для многих людей синонимом слова «криминал». Экономический переход углубил пропасть между бедными и богатыми, а поставленных государством целей, например, улучшения благосостояния граждан, невозможно было достигнуть легально. Криминализированное общество перестало стыдиться быть по ту сторону закона: «я — бандит» в 90–е звучало если не гордо, то, как минимум, очень внушительно. В итоге повальное использование криминальных (неинституциональных) форм поведения, таких как убийство, бандитизм, кража и других, для обогащения и продвижения по социальной лестнице стало угрожать государственным институтам. Обедневшие члены общества образовали подступенок этой самой лестницы, маргинализировались, стали более склонны к девиантному поведению.
Фотография Катерины Уткиной для Фонда Ройзмана
90–е были переходным периодом, неоновой вывеской, указывающим на необходимость тотальных преобразований, но их время прошло, а проблемы — остались. Количество социально негативных девиаций только увеличилось, а возраст людей с таким поведением уменьшился: элементы криминального мира массово распространяются в обыденной жизни подростков (тюремный жаргон, тюремные татуировки, специфическая жестикуляция, использование специфических моделей поведения и т. д.) и распространяются так активно, что их приходится запрещать на законодательном уровне. Так, в 2020 г. Верховный суд России признал экстремистским движение АУЕ, популярное среди молодежи.
Преступное поведение — крайняя форма негативных девиаций, которая фиксируется государственными органами. Именно благодаря статистике преступлений можно объективно и честно оценить картину общества. По данным портала правовой статистики за 2020 г. выявлено 2 044 221 млн случаев нарушения закона, в 2019 г. эта цифра равнялась 2 024 337 млн случаев. Сайт МВД говорит, что за 2020 г. общее количество преступлений выросло на 1 %, а количество тяжких и особо тяжких преступлений — на 14 %.
Такой прирост объясняется тем, что гораздо больше стало преступлений через интернет. Число насильственных преступлений со временем сокращается, а число преступлений «на расстоянии» растет, что отражается на общей статистике: мошенничество занимает в России 16,4 % от числа всех преступлений — это третье место по «популярности». На втором месте кражи — 36,7 %, на первом — прочие преступления, объединённые в единую категорию, суммарный процент которых составил 37,6. Для сравнения: процент преступлений, квалифицируемых как хулиганство, составил 0,1, а нарушений правил дорожного движения лицом, подвергнутым административному наказанию, — 3,3 %. Глядя на цифры, становится понятно, что российские преступники чрезвычайно любят деньги и не любят искать работу, или попросту не могут её найти. И это — шлейф хаоса лихих 90–х.
Значение для будущего
Тот, кому принадлежит определение человека как политического животного, сделал для развития политической мысли больше, чем все философы и ученые последующих веков. Именно Аристотель обозначил место человека в обществе и его роль, сформулировал функции государства, которые обязательны в большинстве современных стран, и построил классификацию способов правления — и это все только в области политологии! «Политику» Аристотеля до сих пор изучают студенты в университете, по его трудам пишут докторские диссертации, а его концепциями вдохновлялись такие великие умы прошлого, как Тома Аквинский, Марсилий Падуанский и Данте Алигьери. Аристотеля можно цитировать без остановки, и мы теперь знаем, что именно ему принадлежит изречение: «Человек — животное политическое». Автор множества трактатов и научно-популярных трудов заслуживает звания одного из мудрейших людей за всю историю человечества.
Объяснение выражения Аристотеля
Идея о социальной сущности человека принадлежит Аристотелю. Высказал эту мысль древнегреческий философ в сочинении «Политика».
Общественное животное – это существо, чей образ жизни можно назвать публичным, социальным, общественным.
Иначе говоря, человек предназначен к жизни сообща, к жизни в среде себе подобных. Только в общежитии биологическое существо становится социально зрелой личностью, имеет возможность для развития.
Важно! Нужно учитывать тот исторический период, в котором жил и творил философ. А также главенствующие идейные течения и контекст, формат общественной жизни территории проживания Аристотеля.. Малоизвестно другое высказывание древнегреческого мыслителя, которое дополняет первую фразу
Смысл его заключается в том, что человек, который живет вне общества, становится либо Богом, либо зверем.
Малоизвестно другое высказывание древнегреческого мыслителя, которое дополняет первую фразу. Смысл его заключается в том, что человек, который живет вне общества, становится либо Богом, либо зверем.
Значит, мыслитель предполагал, что человек может отдалиться от социума. Но при этом, он не станет полноценной личностью. Считал, что существует только 2 пути отчуждения: руководство биологическими инстинктами, возврат к более простой форме жизни либо отстранение от мирской жизни, развитие чувств и инстинктов на качественно новом уровне.
Индивидуальность
В процессе становления личности человек не только усваивает общественные нормы, которые объединяют людей, но и осознает свои отличия от других. Отчасти разница между людьми проявляется уже с рождения — даже младенцы имеют разную внешность и разный темперамент. С годами к этому добавляются различия в знаниях, навыках, мировоззрении и т. д. Это называется индивидуализацией — самоопределением личности, формированием ее уникальных качеств, мировоззрения, нравственных и философских основ.
Индивидуальность, как ее определяет обществознание, — это уникальная психофизиологическая структура человека. Неповторимый комплекс, который складывается из темперамента, характера, интеллекта, мировоззрения, способностей и навыков, внешних черт и т. д. |
Этот термин подчеркивает своеобразие каждого индивида, его самобытность. Ведь даже монозиготные близнецы, которые совершенно одинаковы с генетической точки зрения, с годами приобретают разный жизненный опыт, а он влечет за собой все больше различий.
Поможем закрепить новый материал на курсах по обществознанию в онлайн-школе Skysmart.
Почему человек это животное. Почему человек — животное
Среди огромного разнообразия мира живых существ только человек обладает разумом, благодаря которому он выжил и сохранился как биологический вид. Человек вышел из природы и остается ее частью. Это во многом определяет его особенности как животного.
Биологическая природа человека формировалась на протяжении 2,5 миллиардов лет. Эволюция прошла такие периоды в становлении человека как австралопитек, питекантроп, синантроп, неандерталец, кроманьонец и человек современный. При этом биологические предки человека появились не один за другим, а, выделяясь длительное время, жили со своими предшественниками.Если современного человека возвратить в животный мир, то он потерпит поражение в борьбе за существование и сможет прожить только в неширокой полосе своего возникновения – в тропиках , расположенных по обе стороны от экватора. У человека уже нет теплой шерсти, у него слабые зубы, ногти вместо сильных когтей, неустойчивая вертикальная походка, предрасположенность ко многим заболеваниям, слабо развитая иммунная система.И все же человек остается животным. Организм человека развивается по законам, общим для всех живых существ. Для поддержания жизнедеятельности он нуждается в кислороде, пище и воде. Как и все живые существа, человек претерпевает изменения, растет, стареет и умирает . Процесс размножения у людей протекает аналогично данному процессу в животном мире, а в основе передачи признаков вида по наследству лежат универсальные генетические закономерности.Превосходство над животными биологически обеспечивается человеку лишь наличием у него коры головного мозга, которая состоит из миллиардов нейронов. Их функционирование служит его сознанию, способностью к труду и жизни в обществе. При этом человек – это биологически не повторный организм, структуры его генов различны. Подсчитано, что среди людей, живших на Земле, не было ни одного идентичного другому.Человеческий организм – это не человек в социальном смысле. Ведь ребенок, растущий изолированно от людей, не научится говорить, его мышление будет не развито. Биологическая природа является единственной основой, на которой рождается и существует человек. Каждый человек живет с того времени и до того момента, пока живёт его биологическая природа. Рождается он только как животный вид. Новорожденному биологическому существу человека еще только предстоит стать человеком в полном смысле этого слова.
Способности личности
Способности – индивидуальные особенности человека, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления отдельных видов деятельности. Способности имеют биологическую основу в форме задатков. Главным условием развития способностей является практическая деятельность человека.
Виды способностей:
- природные способности – связаны с врождёнными задатками (повышенная гибкость суставов, острый слух);
- общие интеллектуальные способности (развитая память, воображение, логическое мышление);
- специальные способности – определяют успех человека в специфических видах деятельности (математические, музыкальные, спортивные).
Гении
Влияние Платона
Аристотель учился в Академии Платона и действительно был дружен с учителем, если не считать взаимных споров разной натуры. Платон критиковал пышный стиль одежды Аристотеля, его любовь к украшениям и уходу за собой, считая это неприемлемым для философа. Аристотель же, будучи изначально платоником, в скором времени начал сомневаться в некоторых учениях Платона. Главные отличия их теорий сосредоточены на концепциях «идеального» государства, происхождения государства, роли власти, формы общества и функции человека в нем. Именно Аристотелю приписывают высказывание: «Платон — мой друг, но истина дороже». Только метафизические теории о происхождения духа и материи ученик принял целиком от учителя. Таким образом, можно рассматривать конфликт и даже временную неприязнь между Платоном и Аристотелем как ситуацию положительную, ведь главной чертой философа должна быть рациональная «подозрительность», то есть задавание вопросов, осознание и переосмысление уже существующих теорий в поисках истины. Именно Платон помог своему лучшему ученику разработать абсолютно другую модель государства и человека.
«Человек есть общественное животное» в книгах
Вирус — животное — человек
автора
Даниэл Милан
Животное по имени человек
автора
Ридли Мэтт
Вирус — животное — человек
автора
Даниэл Милан
Вирус — животное — человек
Шаг за шагом мы проследили долгий и сложный путь, которым ученые шли к объяснению отношений между вирусом Тягиня и комарами
Но это лишь одно звено (важное, но не единственное) в той цепи, по которой в природе циркулирует инфекция. Не менее
Животное по имени человек
автора
Ридли Мэтт
Животное по имени человек
До сих пор в этой книге я касался людей всего несколько раз и, в основном, лишь косвенно. Это специально. Принципы, о которых я рассказывал, проще проиллюстрировать на тлях, одуванчиках, миксомицетах, дрозофилах, павлинах и морских слонах, чем на
Человек — дерево и человек — животное
автора
Гачев Георгий Дмитриевич
Человек — дерево и человек — животное
Исходный для России тип Эроса, как было это — в Древней Руси, старозаветной. Фактов у нас почти нет, ибо и так уж мало дошло («мало слов доходит до меня», по словам Пимена-летописца) из минувшего, а про это — вообще ничего, ибо эта сфера
14. Аристотель: человек есть общественное животное, наделенное разумом
Из книги
Введение в философию
автора
Фролов Иван
14. Аристотель: человек есть общественное животное, наделенное разумом
Аристотель, однако, как и Платон, считал государство не просто средством обеспечения безопасности индивидов и регуляции общественной жизни с помощью законов. Высшая цель государства, согласно
I. 1 ЧТО ЕСТЬ ЖИВОТНОЕ, А ЧТО — ЧЕЛОВЕК
Из книги
Эннеады
автора
Плотин
I. 1 ЧТО ЕСТЬ ЖИВОТНОЕ, А ЧТО — ЧЕЛОВЕК
Удовольствие и страдание, страх и отважный порыв, желание и отвращение — где и в чем присутствуют все эти аффекты? В одной ли душе, или же в душе, погруженной в тело, или в чем-то третьем, так или иначе составленном из тела и души?
РАСТЕНИЕ, ЖИВОТНОЕ, ЧЕЛОВЕК
Из книги
Основы развития врачебного искусства согласно исследованиям духовной науки
автора
Штайнер Рудольф
РАСТЕНИЕ, ЖИВОТНОЕ, ЧЕЛОВЕК
В астральном теле животное формирующее начало проявляется двояко наружу в виде цельного облик животного, а вовнутрь как формообразование его органов. Обладающая ощущением животная субстанция является результатом деятельности этого
Человек и животное
автора
Фоссье Робер
Человек и животное
В Эдеме люди и звери жили в согласии и взаимоуважении: все они пили из Источника жизни, а любовь Бога распространялась на всех его созданий. Однако одно из последних впало в искушение и совершило грехопадение. Так возник зародыш «дистанциации», как
ЧЕЛОВЕК И ЖИВОТНОЕ
Из книги
Люди средневековья
автора
Фоссье Робер
ЧЕЛОВЕК И ЖИВОТНОЕ
В Эдеме люди и звери жили в согласии и взаимоуважении: все они пили из Источника жизни, а любовь Бога распространялась на всех его созданий. Однако одно из последних впало в искушение и совершило грехопадение. Так возник зародыш «дистанциации», как
Есть ли животное вампир?
Из книги
Все обо всем. Том 1
автора
Ликум Аркадий
Есть ли животное вампир?
Когда мы задумываемся о том, какое все же короткое время существует человек, то трудно поверить, что мыши уже живут 60 миллионов лет! Ископаемые останки летучих мышей относятся именно к этому времени. Существуют даже изображения этих созданий,
Человек есть общественное животное
Из книги
Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений
автора
Серов Вадим Васильевич
Человек есть общественное животное
Из сочинения «Политика» философа Древней Греции Аристотеля (384-322 до н. э.): «Человек по своей природе есть общественное (другой вариант перевода — политическое) животное».Выражение стало популярным после выхода в свет (1721) «Персидских
ЧЕЛОВЕК – „ТРАГИЧЕСКОЕ ЖИВОТНОЕ”
автора
Линдеман Ханнес
ЧЕЛОВЕК – „ТРАГИЧЕСКОЕ ЖИВОТНОЕ”
Кто-то однажды назвал человека „трагическим животным”, то есть существом, которое, хотя и может представить себе совершенство, но не может пойти дальше умозрительных представлений. Нам не стоит рассматривать нынешнюю ситуацию как
ЧЕЛОВЕК РЕАГИРУЕТ КАК ЖИВОТНОЕ
Из книги
Аутогенная тренировка
автора
Линдеман Ханнес
ЧЕЛОВЕК РЕАГИРУЕТ КАК ЖИВОТНОЕ
Эмоциональным факторам, хотя их и нелегко зарегистрировать, многие ученые отводят решающую роль в возникновении инфаркта. Современный человек реагирует точно так же, как и его древний животный предок. Если угрожает опасность, то у него, как
Человек = животное?
Из книги
Закат человечества
автора
Вальцев Сергей Витальевич
Человек = животное?
В обществе постоянное муссируется идея о том, что человек и животное — практически одно и то же. Человеческое достоинство постоянно пытаются принизить, стремятся поставить знак равенства между человеком и животным.Не могу в этой связи не напомнить о
Социальные отличия людей от животных
По биологической природе в строении тела человека и приматов существенных отличий нет. Это прямохождение, изменение формы и размера конечностей, головы и мозга. Но существуют значительные расхождения в тех качествах, которые развиваются в ходе адаптации и социализации.
1. Мышление и речь
Мыслить и говорить могут только высшие формы приматов. При этом, мыслительные процессы у обезьян ограничены по функционалу и просты. Они могут анализировать и синтезировать предметы, процессы и явления окружающего мира.
Человек способен рассуждать, анализировать, сравнивать, абстрагироваться, обобщать. Имеет возможность не только анализировать, но и делать умозаключения, выводы.
Способ мышления предопределяет речевые навыки.
Поэтому общение обезьян ограничивается сигналами, которые являются лишь предупреждением либо обозначением.
Речь человека членораздельна. С ее помощью общественное животное способно передавать информацию из окружающего мира, эмоции и чувства, излагать мысли. Помимо речи человек передает данные из действительности с помощью творчества.
2. Творческая деятельность
Человек самостоятельно выбирает вид деятельности, ставит цели, отбирает способы и пути ее достижения, прогнозирует результаты. Животное руководствуются только инстинктами.
Творческая деятельность реализуется в форме:
- Созидания новых материальных и духовных ценностей.
- Наделения труда и действительности ценностью.
- Отборе и выполнении разных социальных ролей.
- Определения модели поведения и возможных исходов такого поведения.
- Отделения себя от природы.
3. Создание культуры
Ключевое отличие – форма поведения. Животным присуще пассивное, адаптационное, человеку — активное, созидательное.
4. Изготовление орудий труда
Преобразовывая первозданный вид природы в культуру, человек сталкивается с необходимостью в инструментах труда. Поскольку в физическом окружении нет приспособлений, подходящих для осуществления цели.
Человек создает орудие из физических объектов окружающего мира, которые по отдельности не имели подходящих свойств. Благодаря им социальное животное преумножает собственные физические возможности.
5. Духовные потребности
Предопределены умственными способностями. У животных они ограничены, поэтому их потребности остаются на биологическом уровне, на уровне инстинктов.
Мышление человека, как общественного животного, развито, поэтому его нужно питать культурными, духовными средствами. Также духовные потребности удовлетворяются с помощью социального взаимодействия. Поскольку речь человека также хорошо развита и отражает мыслительные процессы мозга.
Все мы живем в обществе- так называемой системе, в которой действуют определенные законы, регулирующие модели поведения среди себя подобных. Именно это позволяет людям соблюдать некое подобие порядка, справедливости, дает возможность заботиться о себе и других, получать необходимую помощь со стороны каких-то организаций, сообществ, других людей.
Мышление человека
Мышление — это работа мозга, в результате которой человек может при помощи слов и образов представить и выразить самые различные состояния своего организма и свое отношение к реально существующим и мнимым предметам и явлениям действительности.
Из этого вытекает, что существенную роль в этой главнейшей функции мозга человека играют слова и образы, т.е. временные связи, сформированные в результате сочетаний непосредственных и словесных раздражений с самыми различными формами деятельности организма. Временные связи при этом являются физиологическим аппаратом мышления, его аналитико-синтетическим механизмом.
В результате анализа и синтеза раздражений и ответной деятельности организма на них, временные связи не только накапливаются, но и извлекаются из памяти и служат материалом для создания новых связей как из них же самих, так и из постоянно образующихся связей. Эти механизмы обладают свойствами саморегуляции и постоянной активности, в результате чего и происходит извлечение из памяти хранящихся там временных связей, образование новых связей и систем из них, комбинация их с постоянно формирующимися ассоциациями.
Мышление человека
В свете современной физиологии эти механизмы представляются рефлекторными, что, разумеется, не исключает наличия в пределах рефлекторно-циркуляторных процессов, лежащих в основе саморегуляции. Однако мы очень мало знаем о конкретных механизмах извлечения из памяти хранящихся там временных связей. Все это очередные вопросы физиологии высшей нервной деятельности, общей нейрофизиологии и нейрохимии.
Развитие мышления человека
Мышление дает гигантские преимущества человеку, который в процессе общественного развития создал искусственную материальную и духовную культуру на естественной основе. Вместе с тем он колоссально развил и обогатил свой внутренний мир, свои способности, свою активность, свои взаимоотношения с другими людьми, выработал устойчивые черты своего характера.
История человечества развивалась не гладким путем, не без препятствий и трудностей. Хорошо известно, какую роль сыграла частная собственность на средства производства, на основе которой произошло разделение общества на классы. Непрекращающаяся классовая борьба между ними наложила свою печать на душевный мир людей, причинив им огромные страдания и извратив их чувства.
Вследствие этих коренных причин, полностью не устраненных и в настоящее время, в человеке наряду со многими ценными качествами сохраняются и отрицательные черты характера и поведения, которые не всегда поддаются высокой регулирующей функции сознания.
Человеческая душа, или психика, постепенно освобождается от тяжкого груза пережитков и предрассудков прошлого, приобретает ясную и высокую идейную целеустремленность, активность, необходимую, для полного освобождения и всестороннего развития в себе подлинной человечности и еще большего могущества в овладении богатствами и силами природы.
Итак, человек активно организует свои взаимоотношения с окружающими его природой и социальной средой. Следовательно, это не простое копирование действительности, а отражение в результате сложной переработки ее в сознании человека, результат высшей нервной деятельности человека.
Концепция государства
Говоря о государстве, мы имеем в виду греческий полис, которому Аристотель (как, впрочем, и Платон) приписывал не только защитную функцию. Философ считал, что целью государства является гарантирование счастливой (справедливой, равной в финансовом плане) жизни каждому гражданину. Наличие законов и их соблюдение облагораживают человека, а само государство есть не что иное, как общение семей, родов и селений.
- Женой Аристотеля была Пифиада — биолог и эмбриолог (редкий род занятий для женщин в античной Греции). После смерти жены философ начал жить со своей рабыней, и у них родился сын.
- Аристотель после смерти своего великого учителя открыл свою школу — Лицей.
- Александр Македонский в качестве благодарности за полученные знания отправлял Аристотелю произведения искусства из подчиненных территорий.
- Считается, что философ был первым эрудитом. Кроме прочего, является основателем метеорологии и психологии.
- За то, что у европейской цивилизации сейчас есть доступ к сочинениям Аристотеля, нужно благодарить арабов, которые восхищались мыслями философа и старательно переписывали его труды.
Свобода и ответственность в человеческой деятельности
Свобода – способность и возможность человека осознанно выбирать решение и совершать поступок в соответствии со своими целями, интересами, идеалами и оценками.Ответственность – объективный, исторически конкретный вид взаимоотношений между личностью и обществом с точки зрения сознательного осуществления предъявляемых к ним взаимных требований.
Условия существования свободы
Свобода в деятельности человека | |
Относительная свобода во внешних условиях жизни | Абсолютная свобода во внутренней жизни |
Человек ограничен природными условиями и общественными нормами. Отсутствует выбор объективных условий деятельности | В деятельности человека отсутствуют внешние препятствия для выбора цели и средств достижения, т. е. человек должен сам выбирать цель, сам развивать свои способности и направлять это развитие в соответствии со своими желаниями и мыслями |
Индивид и личность
С позиции обществознания индивид — это отдельный представитель человеческого рода со всеми присущими ему особенностями. Данное слово было образовано от латинского individuum, что значит «неделимый». Обычно им обозначают человека как биологическое существо, без указания на то, насколько реализована его социальная сущность. |
Поясним на примере. Наверняка все слышали о так называемых «детях-маугли», которые ввиду трагических обстоятельств провели первые годы жизни в кругу животных или в социальной изоляции без общения с людьми. Есть несколько документально зафиксированных случаев, в частности, индийские девочки Камала и Амала, выросшие с волками, итальянский мальчик Роно и т. д. В отличие от сказочного Маугли, героя произведения Р. Киплинга, после возвращения в цивилизацию эти дети так и не научились говорить, полноценно взаимодействовать с другими людьми и даже есть привычную нам человеческую пищу.
Можно ли назвать их индивидами? Да, можно. Но личность этих детей осталась неразвитой. Другим примером, позволяющим увидеть разницу между понятиями «индивид» и «личность», могут стать люди с глубокой умственной отсталостью или с тяжелыми психическими заболеваниями. Их личность остается несформированной или постепенно разрушается, но при этом они, безусловно, являются индивидами.
В обществознании личность — это комплекс социально значимых качеств и навыков, которые позволяют человеку эффективно взаимодействовать с другими людьми, заниматься творчеством, создавать материальные и духовные ценности. Это своего рода надстройка психики, которая развивается в процессе социализации (игры, обучения, труда). |
Как несложно заметить, определение личности, принятое в обществознании, говорит о том, что ею нельзя стать с рождения. Она имеет отношение к социальной сущности человека, к освоению социальных ролей, общественных норм, правил поведения и т. д.
Огромную роль в этом процессе играют конкретные исторические обстоятельства жизни (социальные нормы нашего времени и, скажем, XIV века существенно различаются). Также на становление личности влияет культурная среда со всеми ее национальными, религиозными и другими особенностями. Все эти факторы в итоге и превращают индивида в личность.
Важно!
Понимание социальных норм не означает их выполнение. Если человек сознательно нарушает общественные правила (как это делают, к примеру, хулиганы или преступники), он не перестает быть личностью. Это понятие не подразумевает этической оценки поступков.
Итак, повторим еще раз, чем биологическая составляющая, которая входит в понятие «индивид», отличается от социальной.
Биологическая сущность человека |
Социальная сущность человека |
Проявляется в его анатомии, физиологии, особенностях кровеносной, мышечной и нервной системы, присущих всему человеческому роду. |
Развивается в процессе социализации, в ходе общения с другими людьми. Проявляется через способность к созидательному труду, понимание общественных норм и правил, самосознание. |
Сознание
Сознание – это форма психического отражения действительности и способность целенаправленно, обобщённо и оценочно отражать объективную реальность в чувственных и логических образах.
Структура сознания | |||
восприятие органами чувств окружающего мира и самого себя (познание и самопознание) | логико-понятийные способности к рациональному познанию и знания, получаемые на их основе (понимание сущности объектов) | эмоциональные компоненты (сфера личностных переживаний, воспоминаний, предчувствий) | ценностно-смысловые компоненты (сфера высших мотивов деятельности, её духовных идеалов, способности к их формированию и пониманию) |
Свойства сознания:
– активность (отражает мир целенаправленно; служит основой преобразовательской деятельности человека);
– избирательность (различия в содержании как на личном, так и на общественном уровне);
– субъективность;
– творческое начало.
Бессознательное – явления, процессы, свойства и состояния, которые оказывают влияние на поведение человека, но не осознаются им. Проявляется в оговорках, описках, фантазиях, мечтах, сновидениях.Общественное (коллективное) сознание – сознание группы общества, общественное мнение. Относительно самостоятельно, распространяется образованием, СМИ, политическими партиями и общественными движениями.Самосознание – осознание человеком своих действий, чувств, мыслей, мотивов поведения, интересов, положения в обществе, осознание себя как личности, способной принимать решения и нести за них ответственность.Самопознание – изучение личностью собственных психических и физических особенностей. Протекает в процессе деятельности и общения.Самооценка – эмоциональное отношение к собственному образу (всегда субъективна). Самооценка может быть реалистической (у людей, ориентированных на успех), нереалистической (завышенной или заниженной у людей, ориентированных на избегание неудач).
Поведение – совокупность поступков человека, совершаемых им в относительно продолжительный период в постоянных или изменяющихся условиях. Поведение состоит из поступков. Поступок – действие, рассматриваемое с точки зрения единства мотива и последствий, намерений и дел, целей и средств.