Что такое адаптивная физическая культура

АФК – адаптивная физическая культура – что это?

Физическая культура, предназначенная для людей, имеющих отклонения в состоянии здоровья называется адаптивной физкультурой (АФК). Ее целью является развитие физических возможностей, улучшение двигательных способностей. В психологическом плане это духовная поддержка, основа оптимистического настроя и помощь в самореализации.

Почему возникла потребность в АФК?

Движение – это жизнь. Здоровый человек испытывает естественную потребность в физической активности. Наш организм запрограммирован на движение. Для лиц с ограниченными двигательными функциями физическая активность является жизненно важным фактором.

Реабилитационный эффект от АФК заключается не только в поддержке жизнеобеспечения и работоспособности, эта методика дает развитие зонам коры головного мозга, позволяет скорректировать отклонения в физическом и психическом развитии.

Основная проблема вынужденной малоподвижности, это большое количество заболеваний, которые возникают из-за ослабления мышечной системы. Адаптивная физкультура предусматривает физическую реабилитацию инвалидов, улучшение их двигательной реакции, координации движения.

Помимо физического развития, адаптивная физкультура позволяет инвалидам выйти из замкнутого пространства и получить новый круг общения, завести новых друзей. Нередко, занятия АФК становятся той необходимой ступенью, когда человек начинает верить в себя, учится преодолевать трудности, у него появляются определенные жизненные цели и радость побед.

Что входит в комплекс АФК?

Первый этап, это адаптивная физическая реабилитация. Ее цель, восстановление утраченных функций организма с помощью комплексов физических упражнений, сеансов массажа, процедур по закаливанию. Человек учится адекватно относиться к своему заболеванию и использовать скрытые ресурсы организма к самовосстановлению.

Направление адаптивной двигательной рекреации дает человеку возможность, заняться какими либо видами деятельности, сформировать его досуг и развлечения. Это один из первых этапов для преодоления психологического стресса, полученного в результате инвалидности и возможность приобщения к АФК.

Креативная телесно-ориентированная практика, это часть АФК, позволяющая осуществить реализацию инвалида в творчестве с помощью музыки, актерского мастерства, танца и других направлений искусства. Системы этих практик используются в игро терапевтических занятиях, ритмо- и релаксационной пластике, ментальном тренинге.

Экстремальная АФК предназначена для удовлетворения человеческой потребности в повышенном напряжении, риске, ситуациях, несущих выброс адреналина. Это может быть состояние свободного падения в парашютном спорте, скоростное перемещение и ускорение, все действия связанные с возникновением “острых” ощущений. Экстремальный АФК, это действенный способ для устранения депрессивного состояния и комплекса неполноценности.

Все ветви адаптивной физической культуры самостоятельны, и в то же время имеют взаимосвязь. Проходя курс реабилитации в одной из практик, человек получает возможность развить свои способности в следующем более сложном направлении. Нередки случаи, когда люди с ограниченными возможностями проходили путь от стационарного реабилитационного этапа до спорта высоких достижений.

АФК как самостоятельная дисциплина

Новые цели и подходы к вопросу реабилитации и адаптации в обществе инвалидов дали начало развитию новой дисциплины “Адаптивная физическая активность”. Ее назначение разработка теорий и методик физической культуры, предназначенных для больных людей и инвалидов.

Они будут разбираться во всех тонкостях восстановительных методик, психологического подхода с возможностью проведения консультаций и требованиях техники безопасности, учитывающих специфику занятий.

Костюм «Атлант»

Нейро-ортопедический реабилитационный пневмокостюм РПК «Атлант» – одно из последних достижений отечественной промышленности в области медицинских технологий. Авторская методика кинезотерапии в устройстве «Атлант» разработана и научно обоснована профессором, д.м.н. В.А. Исановой.

Костюм предназначен для реабилитации детей с двигательными нарушениями, вследствие черепно-мозговой травмы, острого нарушения мозгового кровообращения, повреждения позвоночника и спинного мозга, детского церебрального паралича (ДЦП), а также при заболеваниях опорно-двигательной системы (остеохондроз, артрозы, остеопороз и т.д.).

Костюм выполнен в виде плотно облегающего комбинезона, в котором имеются натяжные устройства – надуваемые насосом трубчатые камеры, расположенные вдоль конечностей и туловища по ходу мышц-антагонистов.

Наполненные воздухом, камеры натягивают оболочку костюма, создают посегментарное обжатие мышц туловища и конечностей, что активизирует проприорецепторы, усиливается афферентация, мощный поток импульсов активизирует ЦНС, что обеспечивает нейрофизиологические условия для удержания позы, с последующей перестройкой систем супраспинального двигательного контроля на более близкое к норме физиологическое состояние.

Достигнутый таким способом корсет обеспечивает удержание вертикальной позы, корригируется правильная осанка, формируется физиологический изгиб позвоночника, осуществляется физиологическое ортезирование конечностей.

У человека появляются способности к передвижению, удержанию позы, улучшаются дифференцированные движения, восстанавливается иннервация артикуляционного аппарата, восстанавливается речь при дизартрии, оральной апраксии, дислалии, дисфонии.

Основные преимущества РПК «Атлант»:

Теория и методика адаптивной физической культуры

Теоретическая часть изучает, какие задачи и цели стоят перед адаптивной физкультурой, с помощью каких средств и методов их можно реализовать, какие АФК выполняет функции, на какие концепции опирается. 

Кстати, о концепциях. Всего в АФК их пять:

  1. Человек и его жизнь – это высшая ценность, и состояние его здоровья на это никак не влияет.

  2. Человека нельзя рассматривать с какой-то одной стороны, а только в целостности и неделимости биологического и духовного.

  3. Каждый из нас – уникальная личность. Она сформирована под влиянием среды, в которой мы росли и живем, наследственности, темперамента, наших умственных и физических способностей, скрытого потенциала, потребностей, одним словом, сочетания генетических, социальных и культурных особенностей.

  4. Человек руководствуется добрыми намерениями, чувством справедливости, милосердием, что определяет его как свободную, нравственную личность.

  5. Любой человек, в том числе и с особенностями здоровья, может развиваться и реализоваться в разных сферах. 

Теория охватывает проблемы и потребности людей с различными физическими и психическими нарушениями, исходя из которых создаются методики и сценарии социализации и самореализации пациентов

Также важно, чтобы человек имел возможность вернуться к старой профессии или освоить новую, работать и обеспечивать себя материально.. Для достижения целей инструкторы АФК используют два основных метода:

Для достижения целей инструкторы АФК используют два основных метода:

Обучение пациента теории. Без этих знаний невозможно переходить к практике

Очень важно донести информацию такими способами, которые наиболее доступны и понятны человеку, которые будут учитывать его особенности здоровья. То есть методы обучения слепых и глухих будут кардинально различаться.

Переход к практике

Основываясь на теории, инструктор помогает пациенту освоить и использовать те физические навыки, которые доступны с его нарушениями здоровья. Для этого существует много методик: классических, авторских и их сочетаний. Методики могут быть общие или узконаправленные. Задача инструктора – подобрать именно ту, которая лучше подойдет человеку, максимально раскроет его возможности и способности.

Направления развития

Рекреационно-оздоровительное

В учебных заведениях для детей с ограниченными возможностями проводятся внеурочные занятия в спортивных секциях. Тренировки и соревнования проходят по желанию ребенка и не являются обязательными. Главная задача данных мероприятий, чтобы дети получали удовольствие от физической активности и приобщались к спорту.

Дополнительные занятия проходят не только в образовательных учреждениях, но также в организациях здравоохранения, социальной защиты, домах отдыха. Родителям или родственникам детей-инвалидов рекомендуется принимать участие или самостоятельно проводить с ними зарядку, спортивные состязания в игровой форме.

Спорт высших достижений

Второе направление адаптивного спорта реализуется в спортивных и физкультурно-оздоровительных клубах, школах, общественных объединениях инвалидов.

Адаптивный спорт как спорт высших достижений активно развивается в трех направлениях: паралимпийское, сурдлимпийское и специальное олимпийское.

Сурдлимпийское движение

Инвалиды всего мира уже на протяжении одного столетия доказывают свою уникальность и активность, постоянно находятся в движении. Люди страдающие отсутствием слуха принимают участие в спортивных играх для глухих наравне с обычными спортсменами. Отличие этого вида Олимпийских игр заключается в том, что здесь применяются зрительные или световые сигналы.

История развития

Это движение возникло в 1888 г. в Германии, как спортивный клуб для глухих. Через три с половиной десятка лет Всемирные игры для глухих прошли в Париже. Соревнования проводились по велоспорту, стрельбе, плаванию, футболу и легкой атлетике. В это же время был образован Международный спортивный комитет глухих (МСКГ).

Мировое признание

МОК официально признал МСКГ в 1955 году на основе олимпийских принципов и устава. Потребовалось два года на то, чтобы привести устав МСКГ в соответствие с олимпийским. Членами МСКГ являются федерации 90 государств.

Всемирные игры для глухих в 2001 году получили новое название — Сурдлимпийские игры (Сурдлимпиада или Дефлимпиада).

Специальное олимпийское движение

Молодое движение олимпийских игр, для спортсменов, у которых наблюдаются проблемы с отклонениями в развитии интеллекта. Основное направление этого спорта — организация постоянных тренировок.

Цели — улучшение физического состояния, развитие дружеских отношений с окружающими, осознание своей необходимости в обществе.

История развития

Основательница движения, Юнис Кеннеди-Шрайвер, посвятила всю жизнь изучению способностей к спорту и физической культуре у людей различных возрастов с отклонениями в умственном развитии. Первоначально движение было создано как благотворительная организация в 1968 году. Тогда же были проведены первые специальные игры.

Цели

Достичь физического, умственного, социального и духовного совершенства, а также укрепить взаимоотношений в семье и обществе.

Признание МОК

Спустя 20 лет, в 1988 году, было подписано соглашение о признании МОСО (Международной организации Специальной олимпиады). В ее состав входит около 170 стран мира.

Адаптивный спорт

Адаптивный спорт активно развивается в РФ и зарубежных странах. Он имеет 3 основных направления, которые в свою очередь делятся на узконаправленные варианты:

  1. Паралимпийские соревнования – это спортивные состязания для инвалидов. Они включают спорт для больных, перенесших ампутацию конечностей, имеющих параличи, нарушения зрения.
  2. Сурдлимпийский спорт – соревнования для людей, потерявших слух.
  3. Специальные спортивные соревнования – предназначены для лиц с нарушениями интеллекта.

В том случае, если пациент не соответствует общим требованиям, предъявляемым для Паралимпийских игр, то организовывают специальные соревнования, доступные для такой категории больных.

Кинезиотейпирование

Это простой и эффективный метод лечения растяжения связок, мышечных болей и других травм, а также гематом и отеков с помощью специальной клейкой ленты (тейпа).

Кинезиотейпы – это эластичные хлопковые ленты, покрытые гипоаллергенным клеящим гелем на акриловой основе. Они накладываются на кожу, и при температуре тела клей активизируется. Поскольку хлопок – дышащий материал, тейпы можно оставлять на коже до 5 дней. При этом пациент абсолютно не ограничен в движениях, и может спокойно принимать водные процедуры.

Суть методики состоит в том, что к больному месту (растянутой мышце, сухожилию или гематоме) особым способом приклеивается тейп длиной несколько десятков см и шириной 5-10 см. Существует несколько способов приклеивания тейпа в зависимости от желаемого эффекта. Натяжение тейпа очень близко к натяжению кожи человека, поэтому он как бы берет на себя часть нагрузки перегруженных участков, помогая им в работе.

Эффекты кинезиотейпинга:

  • обезболивающий;
  • противовоспалительный;
  • лимфодренажный;
  • динамический – облегчает движение конечности или сустава;
  • расслабляющее действие на мышцы;
  • борьба с отеками и гематомами;
  • мягкая стабилизация сустава.

Действие тейпа начинается сразу после приклеивания и продолжается круглосуточно до 5 дней. В течение этого времени его не нужно отклеивать и снимать. Тейпы изготавливаются из современных материалов на основе хлопка и акрила, быстро сохнут, не содержат аллергенных материалов и много дней держатся на теле, не причиняя дискомфорта даже при контакте с водой.

Самый значимый эффект – обезболивающий и противовоспалительный. Уже через несколько минут после правильного приклеивания тейпа чувствуется облегчение боли и увеличение объема движения больной конечности.

Кинезиотейпинг эффективен в лечении:

  • Сколиоз;
  • Юношеский кифоз;
  • Ахиллобурсит;
  • Варусное искривление голеней у детей;
  • Неврологические проявления остеохондроза шейного, грудного и поясничного отделов позвоночника;
  • Мышечно-фасциальные болевые синдромы туловища, верхних и нижних конечностей;
  • Нарушение лимфотока при варикозной болезни и после мастэктомии;
  • Альгодисменоррея;
  • Растяжений связок;
  • Ушибов мягких тканей и гематомы;
  • Подвывихов лодыжки, плеча, пальцев;
  • Плечелопаточного периартрита (боли в плече);
  • Плантарного фасциита (пяточной шпоры);
  • Болей в колене, подвывиха надколенника, болевого синдрома при хондромаляции;
  • Болей в шее;
  • Головной боли;
  • Боли в пояснице и отёков ног у беременных;
  • Остеохондроза позвоночника.

Костюм «Адели»

Суть «Адели» – перераспределение нагрузки на мышцы и суставы, образование «виртуального» мышечного каркаса, за счёт системы опорных и нагрузочных элементов. Постепенно это приводит к преобразованию сложившихся патологических синергии в новые нормализованные рефлекторные связи. Кроме того, двигательное развитие детей оказывает мощное влияние на формирование речи, психики, интеллекта, анализаторных систем, зрительной, слуховой, тактильной и др

Принципиально важно, что в большинстве случаев результаты, достигнутые упорными тренировками, сохраняются а иногда даже продолжают улучшаться после прекращения занятий. С помощью костюма «Адели» можно добиться очень высоких результатов в улучшении состояния

Методики «Адели» остаются эффективными и на поздних стадиях заболевания, при которых традиционные методики оказывают недостаточное действие или не оказывают его вовсе. Методики «Адели» можно отнести к лучшим из ныне существующих.

Противопоказаниями к использованию лечебного костюма в центре «Адели» являются:

  • вывихи тазобедренных суставов;
  • грубые деформации позвоночника;
  • эпилепсия в приступном периоде;
  • выраженное снижение интеллекта или грубые нарушения психо-эмоциональной сферы;
  • пороки сердца и хронические заболевания внутренних органов в стадии обострения;
  • лихорадочные состояния.

Адаптивная физическая культура как интегративная наука

АФК – понятие комплексное. Она отличается от лечебной физкультуры более обширной сферой интересов, которые затрагивают не только проблемы физического восстановления, но также вопросы социализации, психологической коррекции, повышения качества жизни индивида.

Эта отрасль культуры требует интеграции знаний по медицине, физподготовке, педагогике. Специалист по АФК осваивает широчайший спектр на первый взгляд разнородных дисциплин:

  • Теорию, методику физкультуры;
  • Спортивную медицину;
  • Двигательную рекреацию;
  • Педиатрию;
  • Спецпедагогику;
  • Реабилитологию;
  • Биомеханику;
  • Психологию и психиатрию;
  • Терапию;
  • Анатомию;
  • Физиологию;
  • Тератологию.

Этот список далеко не полон. Главная проблема заключается в единстве этих знаний. Они не должны представлять собой разрозненные научные дисциплины

Важно сформировать их в неразрывный комплекс, решающий полный список задач, стоящих перед АФК

Паралимпийское движение

История

Инициатором создания этого движения стал нейрохирург профессор Л.Гутман. Для лечения больных, получивших травмы спинного мозга во время войны, была разработана спортивно-оздоровительная программа, применяющая во время лечения. Спустя четыре года профессор предложил организовать ряд соревнований для бывших военнослужащих, травмированных на войне и находившиеся на лечении в Сток-Мандевильском госпитале.

Название

Для названия игр использовали термин, обозначающий паралич нижних конечностей (parapledgia). После допуска к Сток-Мандевилльским играм спортсменов-инвалидов не только с парезами нижних конечностей, трактовку «паралимпийский» пришлось переосмыслить. Смысл слова «Паралимпийское движение» — это движение идущее параллельно с олимпийским, с одинаковыми условиями.

Мировое признание

В 1952 году с приездом спортсменов-колясочников из Голландии для участия в Сток-Мандевилльских играх движение получило международный статус. Летом 1960 года в Риме уже проводились игры при участии спортсменов из 23 стран. Летняя программа включала 8 видов спорта. Было разыграно 57 дисциплин. Однако понадобилось более 20 лет для признания игр для инвалидов Международным Олимпийским Комитетом.

Зимние игры

Первые зимние Паралимпийские игры проходили в 1976 году в городе Эрншёльдсвике (Швеция). В состязаниях участвовали не только инвалиды на колясках, но и спортсмены с различными ограниченными возможностями. С 1976 года игры стали проводить один раз в четыре года.

Сотрудничество с МОК

С 2000 года было достигнуто соглашение с Международным олимпийским комитетом о сотрудничестве. С этого момента Паралимпийские игры начинаются через четырнадцать дней после завершения Олимпийских игр на тех же спортивных объектах. Руководит подготовкой и проведением зимних Паралимпийских игр Международный паралимпийский комитет (МПК).

Орган управления

Генеральная ассамблея — созывается раз в два года, решает вопросы проведения игр на должном уровне и создание для этого необходимых условий. В 2002 году создан пакет предложений пересмотра структуры, целей и управления движения, тем самым приведший к принятию Конституции МПК.

Символика и девиз МПК

Логотип эмблемы движения приурочен к играм в Турине в 2006 году. Трехцветные полусферы вокруг центра, зеленого, синего и красного цветов символизируют Дух, Тело и Разум.

Флаг белого цвета с эмблемой МПК в центре используется только с официального разрешения МПК. Гимн движения написан композитором из Франции в 1966 году, утвержден в этом же году в марте и олицетворяет собой «гимн будущего».

«Дух в движении» — этот девиз-призыв спортсменам с ограниченными возможностями, вдохновляющий их на достижение победы несмотря ни на что.

Функции адаптивной физической культуры

Все функции АФК относятся к социально-педагогической сфере. Они решают следующие вопросы:

  • коррекционно-компенсаторная – направлена на то, чтобы скорректировать нарушения здоровья и максимально возможно компенсировать утраченные функции организма;

  • лечебно-восстановительная – направлена на восстановление здоровья насколько это возможно;

  • профилактическая – занимается профилактикой и предотвращением развития осложнений, сопутствующих заболеваний;

  • рекреационно-оздоровительная – учит совмещать физическую активность с отдыхом;

  • образовательная – дает представление о собственном теле и его возможностях в соответствии с состоянием здоровья;

  • воспитательная – обеспечивает развитие необходимых и важных качеств характера, необходимых для личностного роста;

  • спортивная – готовит к участию в соревнованиях, доступных по состоянию здоровья на любительском и профессиональном уровнях;

  • социально-интегративная – помогает человеку адаптироваться к социуму и полноценной жизни в обществе с учетом особенностей здоровья пациента;

  • профессионально-подготовительная – помогает восстановить функции, необходимые для работы в старой профессии, или получить новую доступную специальность, которая позволит обеспечивать себя материально и реализовать карьерные амбиции;

  • коммуникативная – направлена на то, чтобы наладить общение с окружающими людьми;

  • гедонистическая – учит получать удовольствие от жизни, несмотря на физические ограничения.

Виды адаптивной физической культуры

АФК делится на 4 основных вида:

  1. Адаптивная реабилитация. Включает в себя разработку индивидуальной программы тренировок с учетом особенностей здоровья конкретного человека. Цель такой реабилитации – восстановление после травм и заболеваний.

  2. Адаптивное физическое воспитание. Это больше теоретическая часть АФК, которая призвана донести до пациента базовые знания по анатомии и физиологии, чтобы он понимал, как развивается и на что влияет его болезнь, мог оценивать возможности организма и выбирать, каким физнагрузкам отдавать предпочтение.

  3. Адаптивная двигательная рекреация. Это прогулки, динамичные игры и любой другой активный отдых.

  4. Адаптивный спорт. Позволяет людям с физическими особенностями реализоваться. Это полноценные соревнования, направленные на достижение результата. Но в первую очередь, люди с ограниченными способностями соревнуются сами с собой. Быть сегодня лучше, сильнее, быстрее себя вчерашнего намного важнее, чем занять первое место.

Заключение

Активизация работы с инвалидами в области физической культуры и спорта, несомненно, способствует гуманизации самого общества, изменению его отношения к этой группе населения, и тем самым имеет большое социальное значение.
Надо признать, что проблемы физической реабилитации и социальной интеграции инвалидов средствами физической культуры и спорта решаются медленно. Основными причинами слабого развития физической культуры и спорта среди инвалидов является практическое отсутствие специализированных физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружении, недостаток оборудования и инвентаря, неразвитость сети физкультурно-спортивных клубов, детско-юношеских спортивных школ и отделений для инвалидов во всех типах учреждений дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности. Ощущается нехватка профессиональных кадров. Не выражена в достаточной степени потребность в физическом совершенствовании у самих инвалидов, что связано с отсутствием специализированной пропаганды, подвигающей их к занятиям физической культурой и спортом.
В сфере физической реабилитации инвалидов по-прежнему существует недооценка того обстоятельства, что физкультура и спорт гораздо более важны для человека с ограниченными возможностями, чем для благополучных в этом отношении людей. Активные физкультурно-спортивные занятия, участие в спортивных соревнованиях являются формой так остро необходимого общения, восстанавливают психическое равновесие, снимают ощущение изолированности, возвращают чувство уверенности и уважения к себе, дают возможность вернуться к активной жизни. Главной задачей все же остается вовлечение в интенсивные занятия спортом как можно большего числа инвалидов в целях использования физкультуры и спорта как одного из важнейших средств для их адаптации и интеграции в жизнь общества, поскольку эти занятия создают психические установки, крайне необходимые для успешного воссоединения инвалида с обществом и участия в полезном труде. Применение средств физической культуры и спорта является эффективным, а в ряде случаев единственным методом физической реабилитации и социальной адаптации.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Volga story
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: