Психологическая зрелость: понятие, периоды, уровни и особенности

Зрелость личности

Зрелость личности очень часто сопоставляется со взрослостью, хотя это не верно именно в силу гетерохронности психического развития. Как отмечает Л. Ф. Бурлачук, достижение возраста взрослости вовсе не означает при этом достижения зрелости, равно как и личностная зрелость может прийти не во взрослом возрасте.

В 60-х годах зрелость личности сопоставляли с возрастом средней взрослости, в 21 веке понятия зрелости и взрослости все-таки разделились: взрослость стали сопоставлять с возрастом 30-40 лет, а зрелость — с возрастом 50-60 лет.

В отечественной психологии важнейшими проявлениями зрелой личности являются:

  • активность личности: стремление расширять сферы деятельности и личностной реализации,
  • направленность личности: наличие интересов, осознание своих способностей и ограничений,
  • ценностно-смысловые ориентации: глобальные жизненные смыслы,
  • структура отношений и установок личности: иерархия мотивационных образований.

Зрелость личности подразумевает полноценное овладение и реализация человека в системе отношений и действий, осознание себя, своих способностей, умение видеть других и их способности, готовность принимать ответственность и осуществлять инициативная действия.

Зрелость личности отражает способность личности к дальнейшему развитию: весь предыдущий опыт развития интегрируется, образуя новые возможности для развития.

Вершиной зрелости является активность — это понятие, описывающее полноценную реализацию всех сущность сил личности (социальных, моральных, нравственных, профессиональных).

Определение 1

Акмэ — это процесс личностного развития, в результате которого человек реализует свои способности на максимальном уровне

В зарубежной психологии, понятие зрелость личности также используется в контексте взрослости:

По А. Адлеру зрелость связана с ориентацией на социальный интерес, активностью в жизни в трех сферах: любовь, дружба и работа.

К. Г. Юнг видит зрелость в достижении самости — интеграции всех аспектов личности.

Э. Фромм определял зрелость через развитие продуктивного характера личности: независимости, самостоятельности, способности любить.

Г. Олпорт акцентировать зрелость личности через стремление к проприуму – широкие границы «Я», умение формировать теплые и близкие отношения, реалистичное восприятие реальности и уровень притязаний, самопринятие и самопознание

К. Роджерс вывел критерии зрелого, то есть полноценно функционирующего человека: открытость переживаниям, стремление жить полноценно и не уходить от каких-то ситуаций, умение доверять, стремление самостоятельно принимать решения и брать на себя ответственность, креативность

Как узнать взрослого человека?

Взрослость – это не цифра в паспорте. Наличие или отсутствие этого документа тоже ничего не значит. Мы же о психологии говорим, а не юридическую ответственность обсуждаем.

• сами отвечают за свою жизнь;

Зрелые люди самостоятельно принимают решения и воплощают их. При необходимости могут отстоять и аргументировать свой выбор.

Это касается всех аспектов: от выбора цвета носков до подбора ВУЗа, работы, партнера, друзей.

К чужому мнению взрослые прислушиваются, но оно не является определяющим.

• способны обеспечить себя финансово;

Не обязательно пахать 24/7. Однако, если придется, взрослый человек от этого не разрушится ни физически, ни морально. Он сам подберет работу, сможет прокормить себя и свою семью.

• могут найти работу;

Они не ждут звонка, блата или удачной вакансии директора без опыта работы. Место взрослого – у штурвала собственной жизни. Он либо быстро организовывает нужные звонки и блат, либо не менее эффективно справляется своими силами.

Взрослые люди понимают, что работа их не определяет. Поэтому в сложной ситуации они могут согласиться на не подходящую должность. Они уверены в своих силах и понимают, что переквалификация из профессора в продавца – временное решение.

• легко организовывают досуг;

Одна из характеристик взрослой жизни: постоянно хочется спать. Но выспавшись, сформированные личности способны развлечь себя. Им не нужно колесить по клубам, чтобы поднять настроение. Они умеют по-разному взаимодействовать с собой.

Сегодня – танцы до потери сознания, завтра – йога и массаж, послезавтра – мастер-класс по гончарству. Уметь заботиться о себе, слышать свои потребности –это про взрослость.

• планируют свою жизнь;

Жить в хаосе или по строгому расписанию – выбор каждого. Хотя долгосрочное планирование – это явный признак серьезной личности.

Взрослые знают, чего хотят от жизни. Поэтому романы, дети, переезды и кругосветные путешествия у них случаются по их собственному желанию. При этом окружающим перемены часто кажутся внезапными.

• осознают последствия поступков;

Они умеют прогнозировать варианты развития событий и прорабатывать их. «Если не сдам экзамены, то не поступлю в ВУЗ. Что делать тогда: искать работу или учиться на онлайн-курсах? Надо ли поступать через год?»

• берут ответственность за близких.

Не сливаться при трудностях – это тоже суперсила взрослого человека. Такие хомо сапиенсы не бросают детей, близких родственников, друзей.

Они умудряются балансировать между внушительной помощью (временем, деньгами, участием) и сохранением собственных границ. Отдавать последние кеды на благотворительность – это не сила, это запрос к психотерапевту.

Понятие и критерии зрелости человека

Определение 1 Зрелость человека – это способность человека к самореализации, которая базируется на умении адекватно воспринимать происходящее вокруг, складывающуюся ситуацию, а также эффективно взаимодействовать с иными членами общества.

Для достижения человеком зрелости он в первую очередь должен быть психически и физически здоров.

Основными критериями зрелости человека являются:

  1. Понимание и принятие настроения и эмоций окружающих людей, вне зависимости от их возраста, пола и т.д.
  2. Открытость и искренность в выражении собственных мыслей и эмоций.
  3. Наличие адекватной самооценки и естественного поведения, основанного на принципах и нормах, принятых в обществе. Отсутствие страхов и неуверенности в себе. Низкая потребность в одобрении со стороны, нейтральное отношение к мнению окружающих на свой внешний вид, индивидуальности и т.д. Признание себя как уникальной и неповторимой личности.
  4. Наличие гибкости в общении с другими людьми и оценке их поведения, действий и поступков.
  5. Готовность прийти на помощь, сопереживание и эмпатия.
  6. Умение найти общий язык с любым собеседником, установить доверительные отношения, способствующие эффективному и продуктивному взаимодействию. Умение чувствовать себя комфортно в компании, как знакомых, так и мало знакомых людей.
  7. Наличие чувства юмора, умение посмеяться над собой, самоирония.
  8. Умение обратиться с просьбой к любому человеку.
  9. Способность принимать других людей, вне зависимости от их пола, возраста, уровня образования, национальности и т.д. Толерантность.
  10. Соблюдение этических норм и правил, принятых в социуме. Уважение и соблюдение законов. Законопослушность.
  11. Умение отказаться в процессе общения с другими людьми от обвинений, оскорблений, агрессии, упреков, манипуляций и критики.
  12. Умение принимать точку зрения своего оппонента, признавать свои ошибки и приносить извинения.
  13. Независимость и самодостаточность в поступках, суждениях и оценках. Умение при необходимости отказать человеку, но при этом не чувствовать себя виноватым или обязанным.
  14. Принятие себя как личности, осуществление постоянно работы над совершенствованием самого себя, исправления и искоренение негативных черт характера. Наличие потребности в реализации своего интеллектуального или творческого потенциала. Стремление постоянно познавать что-то новое, заниматься самовоспитанием, саморазвитием и самосовершенствованием.
  15. Умение самостоятельно ставить цели, выбирать методы и средства по их достижению. Принимать решения и брать на себя ответственность.
  16. Умение четко обозначить собственные личные границы, уважительно относится к личным границам другого человека.

Лень читать?

Задай вопрос специалистам и получи ответ уже через 15 минут!

Задать вопрос

Основным признаком зрелого человека является то, что он «живет настоящим». Зрелый человек не цепляется за прошлое, а извлекает из него важные жизненные уроки, которые он использует для формирования собственного опыта. Зрелый человек не мечтает о том, что будет в будущем, он планирует каждый свой шаг в настоящем.

Кто такие кидалты?

Этот термин стал востребованным в последний десяток лет. Кидалт – ребенок в теле взрослого. Он соблюдает социальные приличия: ходит на работу, заводит отношения. Но спектр его увлечений родом из детства.

Еще одно название подобного состояния – «синдром Питера Пена». Кидалты обожают компьютерные игры, комиксы, мультфильмы, книги из серии «Янг Эдалт», бесполезные дорогие игрушки и девайсы.

Каждый может распоряжаться деньгами и временем как угодно. Вы еще докажите, что фильмы Марвел хуже рыбалки. Проблема кидалтов не в увлечениях.

Многие из них не хотят заводить семьи, детей, брать на себя взрослые обязательства. Столкновение с реальной жизнью заставляет их скорее бежать домой, чтобы отдохнуть в красочной виртуальности, где не нужно ничего решать.

Именно это доставляет немало проблем их близким. Или оставляет 30-летних Питеров Пенов в одиночестве.

100%-го способа профилактики не существует. Но давайте поразмыслим логически: всему свое время. Может, стоит дать ребенку перебеситься в 16? Купите уже ему этих глупых книг, смешных футболок и приставку.

На это тяжко смотреть, но пусть насладиться по полной. Сутками в интернете, чипсы на столе и все такое. Возможно, к 30 ему все-таки надоест.

Нельзя пройти этот этап вместо ребенка. Будьте рядом: на расстоянии вопроса, звонка, вытянутой руки. Любите вашего подростка вместе с его свободой. Тогда, шатаясь по Большому Миру, он всегда будет помнить дорогу домой.

Разобраться в том, что такое взросление – не сложно. А вот прожить этот процесс тяжело. Взросление идет через кризис. Помните, как это? Все бесит, все не так, а в голове – вопросы о смысле жизни.

Зрелость как характеристика уровня развития

Понятие зрелости в таком ключе отражает совокупность развития определенных параметров — общесоматическая, половая, интеллектуальная, гражданская и личностная зрелость.

Общесоматическая и половая зрелость определяются биологическими параметрами, это зрелость на уровне развития индивида – половая зрелость (способность к деторождению), соматическая (весоростовые показатели и физиологические параметры) и психофизиологическая зрелость мозговых структур (объем работы психофизиологических структур, степень дифференцированности мозговых структур, уровень сенсорной чувствительности).

Общим показателем зрелости индивида является его жизнеспособность, наивысшая для данного индивида степень адаптивность к внешним условиям.

С понятием зрелости на уровне личности сложнее: здесь уже сложнее ввести какие-то нормативы и критерии развития, как на индивидном уровне. Интеллектуальная зрелость, например, определяется нормами и параметрами, принятыми в конкретной культуре и обществе в конкретную эпоху.

Гражданская зрелость отражает юридическую дееспособность личности, приобретение ею гражданских прав и обязанностей (например, избирательное право). Гражданская зрелость определяется общественно-экономическими особенностями конкретного социума.

Б. Г. Ананьев отмечает следующую динамику развития зрелости: общесоматическая (на уровне индивида), гражданская (на уровне личности), субъекта деятельности (профессиональная) и познания (интеллектуальная). Однако динамика эта неравномерна в силу гетерохронности развития психического развития.

Почему мы не взрослеем

Получается, что во многом это «заслуга» тех взрослых, которые нас воспитывали. Тогда,в детстве, нам не давали принимать решения, говорили, как нужно, не считаясь с нашими чувствами и эмоциями. Очень часто воспитание носило директивный характер, а такой формат не предполагает психологического развития личности. Мы научились слушаться. 

При таком формате воспитания контакта с чувствами у ребенка практически нет. Ребенок не получает навыка опоры на себя и свои ощущения, а отсюда неуверенность в себе и своих силах, неумение принимать решения и желание скинуть ответственность.

Как правило, такому выросшему ребенку бывает очень сложно выстроить свою жизнь. Встречаются два подростка, создают семью, рожают ребенка и, не справившись со взрослыми обязанностями, зачастую именно психоэмоциональными, расходятся. Ведь взрослый человек умеет думать о других и помнит о своей ответственности, как бы ни было сложно.

Также многие родители используют понятие взрослости в воспитательных мерах, но не совсем корректно. Ребенок хочет идти без шапки на улицу или отказывается от супа, и родитель провозглашает: «Вот вырастешь — будешь делать что хочешь, а пока ешь». И у ребенка формируется понимание, что взрослым можно все и за это нет никаких последствий.

А бывает наоборот: родители лишают ребенка детства, нагружая взрослыми обязанностями. Те из нас, кто стал нянькой для своего младшего брата или сестры, помнят, как это напрягало. Хотелось гулять и заниматься своими очень важными делами, а нужно было сидеть с малышом. 

Чарли Чаплин хоть и был комедийным актером, очень глубоко понимал жизнь и говорил: «Кто никогда не был ребенком, никогда не будет взрослым». И если в детстве было мало детства, то повзрослевший ребенок хочет это восполнить и всеми правдами открещивается от взрослой жизни. 

Но что бы ни происходило в нашем детстве, как бы нас ни воспитывали родители, мы выросли и способны если не прямо на скаку взять в руки свою жизнь, то хотя бы подумать о том, как вырасти психологически. Мы можем начать работать над своей зрелостью и воспитать себя сами. И стать теми, кем мечтали быть, когда вырастим.

Уровни зрелости человека

Замечание 1

Уровень зрелости человека во многом зависит от уровня психологический и социальной зрелости личности, а также степени социализации человека в обществе. Обусловлено это тем, что основные признаки и критерии зрелого человека находятся во взаимосвязи с окружающими его людьми. Чем у человека шире круг социальных контактов, тем выше уровень его зрелости.

Психологи выделяют следующие уровни зрелости человека, которые одновременно являются и критериями для ее диагностики:

  • Высокий уровень – присущ толерантным и ответственным людям, стремящимся к познанию всего нового и саморазвитию. Чаще всего это экстраверты, обладающие позитивным мышлением. Люди с этим уровнем зрелости, способны достойно выйти из любой сложной жизненной ситуации.
  • Средний уровень – свойственен людям, которые способны легко и непринужденно выражать свои мысли и эмоции, умеют правильно понимать эмоциональное и психологическое состояние партнеров по общению. В случае возникновения спора, люди со средним уровнем зрелости не готовы принять позицию оппонента, им не хватает толерантности. Одной из характерных черт личности является упорство, мешающее разрешению конфликтов.
  • Низкий уровень зрелости – характеризует инфантильных людей, которые очень часто являются инициаторами конфликтов. В различных жизненных ситуациях они не способны и не готовы принимать решения, предпочитая следовать за другими.

Критерии когнитивной зрелости

Анализ типичных моделей человеческого мышления в ранней зрелости был проведен Клаусом Ригелем, который подчеркнул понимание противоречий как важное достижение когнитивного развития. Он назвал это «диалектическим мышлением»

К. Ригель считал, что если и существует пятая стадия когнитивного развития, которая следует за четвертой и последней стадией, описанной Пиаже, то это диалектическая стадия, на которой человек размышляет, синтезирует или интегрирует мысли.

Более того, Ригель выделил интеграцию идеального и реального как особенно важный объект диалектического мышления. Таким образом, по его мнению, практический, повседневный мир служит диалектической коррекцией искусственности абстрактного мышления; он позволяет человеку адекватно воспринимать окружающую его действительность и принимать адекватные решения. В этом, по мнению Ригеля, и заключается сила мышления взрослого человека.

Другой теоретик исследования, Гизела Лейбови-Виф, рассматривала вовлеченность и ответственность как критерий когнитивной зрелости взрослого человека. По ее мнению, курс когнитивного развития должен включать как развитие логики, описанное Пиаже, так и развитие саморегуляции при переходе от детства к зрелости. Она согласна с тем, что логика может достичь своей последней стадии в подростковом возрасте, одновременно с развитием формальных операциональных рассуждений, но она считает, что истинная когнитивная зрелость наступает гораздо позже, когда взрослые становятся по-настоящему автономными и способны справляться с противоречиями и неопределенностями жизненного опыта. А это происходит только тогда, когда человек обретает способность самостоятельно принимать решения.

Таким образом, эта точка зрения поддерживает мнение о том, что интеллектуальное развитие в ранней взрослой жизни тесно связано с формированием личности. Это объясняется тем, что способность принимать самостоятельные решения, о которой говорит Лейбови-Женя, основана на осознании своих обязанностей и понимании ответственности, которую налагает на человека принятое решение. Следует отметить, что не все исследователи склонны рассматривать особенности интеллектуального развития человека в период ранней взрослости как 5-ю стадию когнитивного развития. Например, К. Уорнер считает, что отличительной чертой мышления взрослых является гибкость, с которой взрослые могут использовать все когнитивные способности, которыми они обладают. Шайи считает, что в детстве, подростковом и юношеском возрасте в мышление человека встраиваются все сложные структуры, необходимые для понимания и объяснения мира. Мощные инструменты для мышления на уровне формальных операций являются высшим достижением этого периода, который Шайи называет периодом приобретения.

Человек достигает возраста «ранней взрослости» с психологическими, физиологическими и когнитивными характеристиками. Он продолжает свое индивидуальное развитие. Его основные психологические функции стабилизируются, а сенсорная чувствительность достигает пика развития

Внимание также изменяется, становится избирательным, увеличивается его объем и способность к переключению. Память достигает высокого уровня (как долгосрочная, так и краткосрочная память)

Мышление характеризуется гибкостью и оперативностью процессов. В зависимости от возраста определенные типы мышления развиты несколько сильнее.

На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».

Здесь темы рефератов по психологии

Читайте дополнительные лекции:

  1. Семейная психотерапия
  2. Эмоционально-волевая сфера личности пожилого человека
  3. Психология отклоняющегося поведения
  4. Возможности социальной психологии в решении проблем современного общества
  5. Диагностика задержки психического развития
  6. Психология профессий
  7. Поведенческая психология
  8. Особенности взаимосвязи мотивации учения и тревожности младших школьников — Особенности младшего школьного возраста
  9. Направленность личности — тест Б.Басса — Общие понятия направленности личности
  10. Игры с правилами в психологии

Возрастные кризисы

Можно обозначить некоторые возрастные периоды, на которые чаще всего приходятся личностные сдвиги: около 20 лет, около 30 лет (28-34), 40-45 лет. Момент возникновения, продолжительность, острота прохождения кризисов в период взрослости могут заметно варьировать в зависимости от личных обстоятельств жизни.
Американская исследовательница Шихи выделяет следующие кризисы взрослости:Первый кризис (20-22 года) – переход к ранней взрослости, кризис «отрывания от родительских корней».Второй кризис (около 30 лет) – переход к средней взрослости, «золотому возрасту», периоду наивысшей работоспособности и отдачи. 30 лет-это возраст нормативного кризиса взрослости, связанного с расхождением между областью наличного и областью возможного, переживаемый в виде беспокойства и сомнений. Кризис 30-летия связан с задачей коррекции плана жизни с высоты накопленного опыта, создания более рациональной и упорядоченной структуры жизни и в профессиональной деятельности, и в семье. Пытаясь преодолеть неприятные чувства, человек приходит к переоценке прежних выборов – супруга, карьеры, жизненных целей. Часто наблюдается стремление к коренной смене образа жизни; распад ранних браков; профессиональная переориентация, которые без личностной перестройки, без углубленной рефлексии часто оказываются всего лишь «иллюзорными» путями выхода из кризиса.Третий кризис – середины жизни, кризис 40-летия. Первые признаки кризиса, разлада внутреннего мира – изменение отношения к тому, что раньше казалось важным, значимым, интересным или, напротив, отталкивающим. Кризис идентичности выражается в переживании чувства не тождественности самому себе, того, что стал иным. По крайней мере, один из моментов кризиса связан с проблемой убывающих физических сил, привлекательности. Открытие убывающих жизненных сил – жестокий удар по самооценке и Я-концепции.

Психофизиологическое и познавательное развитие в период взрослости

Э. Клапаред еще в 20-х гг. XX в. называл взрослость «психической окаменелостью», настаивая на прекращении развития в этом периоде. Однако позже были выявлены следующие особенности механизмов развития психических функций в этот возрастной период.Для ранней зрелости (от 18 до 25 лет) свойственно усиленное развитие психических функций (фронтальный прогресс). Характерны конструктивные, положительные сдвиги – «пики» внимания, памяти, мышления. Достигнутый уровень развития функций сказывается на второй фазе и времени ее наступления. Стабилизация наблюдается в 33-35 лет. До 35 лет продолжается становление целостности функциональной основы интеллектуальной деятельности человека. В период 30-33 года наблюдается высокое развитие внимания, памяти, мышления, которое снижается к 40 годам. После 35 лет уменьшается возможность новообразований под влиянием усиливающейся жесткости связей между функциями. В 41-50 лет отмечается снижение уровневой оценки мышления по сравнению с 36-40 годами. Средний максимум творческой активности для многих специальностей наблюдается в 35-39 лет. Однако в таких науках, как математика, физика, химия, пик творческих достижений зафиксирован до 30-34-летнего возраста; у геологов, медиков – в 35-39 лет, а для философии, психологии, политики – несколько позже, между 40 и 55 годами.Возрастная психология

Сущность понятия «зрелость»

Понятие зрелости в психологии изучается в нескольких направлениях:

  • как характеристика развития человека на разных возрастных этапах: в этом случае зрелость подразумевает развитие сообразно принятым нормам, соответствующим определенному возрастному периоду;
  • как характеристика отдельного возрастного этапа жизни: нередко в таком ключе зрелость сопоставляют с взрослостью (середины жизни);
  • как личностная характеристика: подразумевает высокий уровень развития ее подструктур (когнитивных, эмоционально-волевых и социальных), которые обеспечивают полную реализацию личности в обществе на высоком уровне и в разных сферах.

Независимо от этих направлений, можно отметить, что зрелость отражает состояние полной сформированности в своем развитии той или иной системы.

Уровень личностной зрелости совпадает со зрелостью характера: полнота (многообразие отношений), сила (способность преодолевать жизненные трудности), цельность (единство и множество отношений, иерархия мотивов), самобытность (оригинальность и аутентичность).

Зрелость личности определяется субъектным пониманием человека (человек как субъект жизненного пути), наличием жизненной позиции, целеполагания, жизненной программы. Она складывается из зрелости когнитивных, эмоциональных, коммуникативных и волевых процессов.

Замечание 1

Выделяют несколько основных видов зрелости: психологическая, физическая, интеллектуальная, духовная, трудовая и гражданская.

Преимущества зрелого возраста

Зрелость – это самый активный и плодотворный период в жизни и такой момент нельзя упускать. В этот момент человек целиком раскрывается как индивид и как личность. Внешность полностью сформирована, а психика подготовлена к большинству жизненных трудностей. Пик развития интеллекта достигается в среднем возрасте.

Зрелость – самое время, чтобы осуществить все свои мечты и решиться на «великие подвиги». Человек стремится стать лучшим во всём. Быть верным другом, лучшим родителем. Высоко продвинуться по карьерной лестнице, стать надежной опорой родным и близким. Эти желания непременно возникают у взрослого человека.

Зрелый возраст отличается тем, что у личности нет юношеского максимализма. Взрослый человек обдумывает поступки и понимает простую вещь. Сколько не старайся, везде успеть невозможно. Понимает, что зачастую наши возможности не совпадают с желаниями. И поэтому зрелому человеку удается сделать намного больше, чем пусть и молодому, но с «горячей головой» человеку.

В среднем возрасте человек лучше уживается с другими людьми. Он умеет признавать свои ошибки, выслушивать других людей, избегать ненужных конфликтов и перепалок. Умеет находить общие интересы. Зрелый человек не старается что-либо доказать, если считает, что прав. Высказывая точку зрения, он аргументирует её объективными фактами, в большинстве случаев – из личного опыта. В зрелом возрасте легче находиться в гармонии с окружающими, при условии, что вы успели «повзрослеть».

Ученые-социологи выделяют общий перечень признаков, присущих зрелым людям:

  • сосредоточенность на поставленной задаче;
  • толерантное поведение. Снисходительное отношение к недостаткам других людей;
  • независимость от чужого мнения. Взрослый человек не связан оценочными рамками других людей;
  • объективная оценка происходящих в жизни событий;
  • постоянная рефлексия;
  • чувство принадлежности к социуму;
  • устойчивые нравственные взгляды на жизнь;
  • периодически возникающая потребность в уединении;
  • осознанное принятие важных решений;
  • отсутствие юношеского максимализма и сдержанность в поведении;
  • понимание себя и своих желаний.

Но это не значит, что зрелая личность — та, которая достигла своего пика и остановилась в развитии. Зрелая личность – это постоянно развивающаяся система. Взрослый человек каждый день совершенствуется во всем, что ему необходимо

Физически, духовно, профессионально – неважно. Этот процесс не заканчивается вплоть до наступления старости

Лучшей пословицей к этому периоду будет: «Век живи – век учись!».

Развитие психофизиологических функций в зрелом возрасте.

Многочисленные исследования показали, что на разных этапах жизни человека наблюдается неравномерное развитие психических функций. Таким образом, самая высокая степень восприимчивости к социальному и профессиональному опыту наблюдается в возрасте от 18 до 25 лет. В эти годы происходят наибольшие изменения в интеллектуальных функциях

Это свидетельствует о подвижности и гибкости связей между памятью и вниманием

Внимание превосходит память и мышление в возрасте 26-29 лет. Это связано с резкой перестройкой личности: определяется ее отношение к жизни, изменение положения человека в семье, в трудовом коллективе

В 30-33 года вновь наступает высокое развитие всех интеллектуальных функций — памяти, мышления и внимания, которое снижается до 40 лет. Тогда снижается скорость приема, обработки и реакции информации, интенсивность внимания, эмоциональная уравновешенность и другие психологические показатели.

Интеллектуальная активность взрослого человека достигает наивысшего уровня при различных формах творческой деятельности. Экспериментальные исследования отечественных и зарубежных психологов показали, что пик научного творчества относится к 35-40 и 40-45 годам жизни. Средний максимум творческой активности для многих профессий приходится на 35-39 лет. При этом пик творческих способностей проявляется к 30-34 годам в таких науках, как математика, физика, химия, в 35-39 лет — для геологов, врачей и других специалистов, между 40 и 55 годами — кульминационные моменты достижений для представителей научной, философской и политической сфер деятельности. Таким образом, продуктивность по критериям научного вклада, общей полезности и количества публикаций наиболее высока в 47 лет. Таким образом, период подросткового возраста и начала зрелости является наиболее продуктивным с точки зрения наивысших интеллектуальных достижений.

По мнению Б.Г. Ананьева, интенсивность старения интеллектуальных функций зависит от двух факторов: внутренний фактор — одаренность человека, внешний фактор — образование. Образование противодействует старению, замедляет его процессы. Следует учитывать, что до 35 лет формируется целостность функциональной основы интеллектуальной деятельности человека, интеграция межфункциональной системы возрастает между 26 и 35 годами, а снижение новых образовательных возможностей происходит между 35 и 46 годами под влиянием возрастающей жесткости отношений между функциями и их показателями. Это создает противоречие между высокой интеллектуальной активностью и продуктивностью в привычных условиях профессиональной деятельности и серьезными трудностями в преодолении новых видов деятельности. Поэтому подготовка, переподготовка и постоянное совершенствование навыков работников, формирование на производстве системы непрерывного обучения персонала являются важными условиями профессионального и интеллектуального развития человека.

Зрение человека практически не меняется с молодости до возраста 50 лет, затем острота зрения начинает снижаться быстрее. Однако близорукие люди часто начинают видеть лучше в среднем возрасте, чем в молодости. Но изменение психофизиологических функций зрения у людей, достигших средней взрослости, не влияет на их когнитивные функции.

Владимир Моргун

Отечественная психология мало уделяла внимания периоду зрелости. Этот вопрос начал активно подниматься лишь в последние десятилетия, именно поэтому представлено не так много научных трудов на эту тему. Одним из наиболее популярных специалистов, который занимался данной темой, считается В. Ф. Моргун.

Он называет период от 30 до 40 лет расцветом работоспособности и максимальной отдачи. В этом возрасте человек обретает жизненный опыт, строит семейные отношения, задумывается над глобальным вопросом, что останется после него людям. Моргун утверждает, что период зрелости протекает в возрасте от 40 до 55 лет. Именно этот возраст, по мнению психолога, можно назвать вершиной жизненного пути. А кризис начинается уже после 55 лет, когда человек все чаще переживает пессимистические настроения.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Volga story
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: