Самоэффективность и ее проявление у одаренных студентов

Определения и переводы

Самоэффективность — это эмоция, также известная как контекстное (или ситуативное) доверие. Это чувство готовности, осознание того, что вы можете делать все правильно в любом контексте. Самоэффективность приводит к принятию правильных решений в сложных ситуациях. Низкая самоэффективность приводит к стрессу и может способствовать возникновению проблем с психическим здоровьем .

Понятие агентности и ее «ключевой переменной», согласно Бандуре, самоэффективности, создают трудности при переводе на французский язык. Жак Леконт, переводчик на французский язык, вспоминает, что Бандура использует несколько синонимов, когда обозначает самоэффективность: самоэффективность, личная эффективность, чувство личной эффективности, воспринимаемая эффективность, личная воспринимаемая эффективность, вера в эффективность. Термин «чувство личной эффективности» используется исключительно во французском переводе и не должен заменять самоэффективность или, что еще лучше, личную эффективность — термин, который наиболее точно передает это понятие. Личная эффективность также является термином, наиболее часто используемым в работе на французском языке. Заголовок на французском «Автоэффективность» и его подзаголовок «Чувство экономики» — выбор редактора для перевода  оригинальной работы «  Самоэффективность, осуществление контроля », опубликованной в 1997 году издательством WH Freeman.

Значение в повседневной жизни

К сожалению, значению самоконтроля уделяется недостаточно внимания. Многие люди не могут разобраться – как развить самоконтроль, какую пользу это принесет. Многие люди живут, как им комфортно. Тем не менее, условия и качественные характеристики существования человека не всегда соответствуют пожеланиям. В данном случае уместно изучить тему – как научиться самоконтролю. Самообладание формирует в человеке целеустремленность, помогает бороться с ленью, вспыльчивостью и другими негативными эмоциями.

Примеры самоконтроля в повседневной жизни:

  • просыпаться утром, чтобы не опоздать на работу;
  • формировать и распределять бюджет;
  • воспитывать детей.

Виды самообладания

Виды самоконтроля определяются в соответствии с определенными факторами:

  • психологические особенности человека;
  • социальная среда, в которой воспитывается человек.

Различают два вида самоконтроля:

  • поведение индивидуума, применяемое для сопротивления влечению любым раздражителям (самообладание в данной ситуации помогает противостоять негативным последствиям, которые формируются на продолжительный период);
  • поведение человека в ситуациях, связанных с преодолением неприятных ситуаций, получением выгоды и улучшением здоровья.

Понятие самоэффективность и кто его придумал

Самоэффективность — оценка личностью собственных способностей справляться с определенными задачами в любой ситуации, суждение о действиях, которые он может совершить, что влияет на выбор стратегии действий и определение целей.

Понятие самоэффективность ввел в психологию американский психолог Бандура, который всю жизнь занимался исследованием поведения личности и причин тех или иных человеческих действий. Многие ученые утверждают, что поведение человека зависит в основном от внутренних процессов (побуждений, влечений, потребностей и т.д ). Концепция самоэффективности Бандуры не отвергает эти факторы, но добавляет сюда еще два вектора, которые влияют на поведение человека. Это условия внешнего окружения и человеческая вера, ожидания, цели и намерения, которые формируют поведение человека.

Человек сам регулирует свое поведение, причем часто своими действиями осознанно поощряет или наказывает себя. Если человек повел себя против собственных же моральных принципов, то он начинает переживать и осуждать себя. Поэтому образуется такая поведенческая цепочка: проступок – внутренний дискомфорт – наказание – облегчение.

Также Бандура ввел понятие саморегуляция, которая основана на самооценке человека. Самооценка повышается или понижается в зависимости от того, какой деятельностью занимается человек и самостоятельно ли он достигает успеха в этой сфере. Если дело касается его лично и он достигает в этом успеха, конечно, вырастает самооценка, появляется гордость за себя. В результате появляется поощряющее поведение самого себя. И наоборот, осуждая себя – появляется негативная реакция и человек наказывает себя.

Веди себя хорошо, и в будущем тебе это поможет

Своеобразным стандартом является поведение человека в прошлом. В соответствии с прошлым поведением можно оценить насколько адекватно поведение человека на сегодняшний день. Поведение в прошлом формирует самооценку и влияет на то, какие цели будет ставить перед собой человек в будущем.

В зависимости от того, как человек определяет свою эффективность, он может либо расширять, либо ограничивать возможности выбора перед собой. Выбор деятельности, усилий, которые необходимы для преодоления препятствий и настойчивости, с которой он будет решать определенные проблемы. Поэтому самооценка эффективности влияет и на поведение человека, на его эмоции и мотивацию к действию.

Те люди, которые осознают свою эффективность, способны приложить максимум усилий для выполнения сложных задач. А люди, которые сомневаются в своих способностях, быстро опускают руки и сдаются. Люди с высокой самоэффективностью ожидают успех, поэтому их деятельность всегда приносит положительный результат. Люди с низкой самоэффективностью постоянно сомневаются в себе и ожидают провала, поэтому зачастую их преследуют неудачи. Это замкнутый круг, думая о провале, получаем неудачу, и как результат падает самоуважение

Такие люди уделяют слишком большое внимание своим недостаткам, занимаются постоянно самокритикой по поводу своей некомпетентности

Четыре способа повысить уверенность в себе

1. Ставить и достигать маленькие цели.

Устанавливать маленькие и краткосрочные цели для того, чтобы становиться более уверенным, когда вы успешно достигаете эти цели. Затем, по мере выполнения каждой задачи, она выступает в качестве ступеньки для достижения большой цели.

Например, ваша конечная цель может быть, потеря веса в размере 20 килограммов. Но вы можете разбить её на несколько более малых целей. Вы можете решить пропускать десерт, чтобы сократить количество потребляемых калорий. Каждый день, что вы пропустите десерт, вы строите уверенность в своей способности достичь своей цели. Повышение самоэффективности помогает держать вас на пути, чтобы достичь вашей цели.

2. Окружите себя позитивными сообщениями.

Если окружающие вас люди успешно достигают цель, которую вы хотите достичь, вы, скорее всего, верите, что вы тоже сможете сделать это. Найдите друзей, у которых есть привычки, которыми вы восхищаетесь.

Если вы хотите похудеть, то проведите свой обеденный перерыв с людьми, которые едят здоровую пищу. Ходите с друзьями в спортзал.

Вы также можете окружить себя позитивными сообщениями в электронном виде. Подписаться на информационные рассылки от тренеров, о потере веса и успешных диетах, ориентированных на здоровье.

3. Получить социальную поддержку.

Обратитесь за помощью к людям, которые имеют наибольшее значение для вас. Расскажите им о цели, которую вы стараетесь достичь, и дайте им знать, что их поощрение и положительные сообщения имеют значение. Сделайте привычкой осознавать и принимать комплименты, которые вы получаете от них.

Ваши друзья и семья могут поддерживать вас. Исследования обнаружили, что положительные сообщения, отправленные в электронном виде, так же могут помочь людям в достижении их цели.

4. Научиться расслабляться.

Если у вас есть интенсивные эмоциональные реакции на ситуации, ваша самоэффективность касаемо ваших способностей справиться с этой ситуацией, вероятно, будет низкой. Потребуется некоторое время, чтобы определить ситуации, которые вызывают у вас сильную реакцию. Затем, освойте методы релаксации, которые помогут вам возвращаться в спокойное эмоциональное состояние.

Повышение самоэффективности для построения уверенности – это процесс, который занимает время. Но вы можете выполнять небольшие шаги каждый день. Как вы становитесь всё более осведомленным о своих мыслях и убеждениях, процесс будет проще и станет легче достигать свою цель и становиться более сильным и более уверенным.

Записаться на консультацию Вы сможете, перейдя на страницу с моими контактными данными, заполнив форму обратной связи или другим удобным способом.

Теоретические основы

Понятие самоэффективности (self-efficacy) было предложено Альбертом Бандурой и представляет собой один из центральных компонентов его социально-когнитивной теории. Идея А. Бандуры о том, что вера в эффективность собственных действий (самоэффективность) может в существенной мере влиять на поведение, нашла множество подтверждений в клинических исследованиях и оказалась вполне адекватной сфере регуляции социального поведения в более широком контексте.

Влияние веры в самоэффективность на поведение человека Бандура объясняет следующим образом: человек боится и избегает тех социальных ситуаций, с которыми, как он считает, он не сумеет справиться, активно и наступательно он ведет себя тогда, когда он уверен в своих способностях и верит в успех собственных действий. Бандура предлагает различать ожидание результатов и веру в самоэффективность. Первый тип ожиданий тождественен убеждению, что некоторое поведение приведет к определенным результатам. Ожидание самоэффективности означает веру человека в то, что он в состоянии вести себя таким образом, что это приведет к желаемым результатам (успеху).
В соответствии с теорией и исследованиями Бандуры и сотрудников, самоэффективность проявляется в том, как люди чувствуют, думают и действуют. В терминах чувств низкий уровень само-эффективности ассоциируется с депрессией, беспокойством и чувством беспомощности. У таких индивидов часто обнаруживается низкая самооценка, пессимистические мысли о собственных достижениях.

В области мышления высокая само-эффективность облегчает процесс принятия решений и проявляется в разнообразных общих способностях, включая академические достижения.
Самоэффективность может повысить или снизить мотивацию к осуществлению активных действий, особенно в трудных ситуациях. Люди с высокой самоэффективностью предпочитают браться за более сложные задачи, они ставят перед собой более высокие цели и упорнее их добиваются. Оптимистические или пессимистические сценарии развития событий у людей также возникают в соответствии с уровнем их самоэффективности.

Существует четыре источника самоэффективности: конкретные, воспринимаемые индивидом успехи, наблюдения за чужим опытом, вербальные воздействия и воспринимаемое эмоциональное возбуждение. Самым большим влиянием на само-эффективность, по Бандуре, обладает успех в решении тех или иных задач. Этот успех служит лучшим средством терапии недостаточной самоэффективности. Самоэффективность растет также, если люди наблюдают, как другие успешно справляются с социальными задачами, и падает, если наблюдаются явные неудачи. Попытки вербального воздействия на веру в само-эффективность чаще всего дают лишь кратковременный эффект. Воспринимаемые эмоциональные и аффективные процессы могут влиять на само-эффективность как позитивным (если воспринимается подъем и жажда деятельности), так и негативным (если воспринимается тревога, скованность, страх и заторможенность) образом.

Определенное влияние на ожидания само-эффективности оказывают также ситуационные переменные одни ситуации требуют более компетентного поведения, связаны с большим риском для индивида, чем другие, и поэтому требуют большей самоэффективности для овладения ими. Опыт успеха или неуспеха поведения в социальных ситуациях порождает как общие, генерализованные ожидания само-эффективности, так и частные ее подвиды, например, ожидание самоэффективности в публичных выступлениях, контактах с представителями власти или в сексуальных отношениях.

Теория самоэффективности органично вошла в систему понятий когнитивно ориентированной социальной психологии и дала толчок многочисленным психологическим исследованиям во многих областях. Выяснилось, что высокая само-эффективность имеет позитивные социальные последствия: она связана с лучшим здоровьем (психическим и соматическим), более высокими достижениями и лучшей социальной интеграцией. Понятие само-эффективности широко применяется в таких различных областях, как исследование школьной и академической успеваемости, душевного и телесного здоровья, выбора карьеры, общественно-политических изменений. Оно стало одним из ключевых понятий в клинической, социальной, педагогической психологии, психологии личности.

Мотивация

Мотивация — это один из двигателей человека. Если нет мотивации, человек сам будет затягивать процесс выполнения задачи, находить тысячи причин и других дел, чтоб отложить на потом, отвлекаться на другие незначительные задачи. Но если человек увлечен (мотивирован), ничто не сможет его отвлечь надолго, он опять возвращается к работе.

Выберете в течение дня маленькие “приятности”, которыми можете себя поощрять. Установите себе сроки и условия их получения. Например, когда закончу заполнять большую таблицу, попью чай с любимой сладостью или посмотрю маленький видеоролик, который мне прислали и т.п. Рутинная работа будет выполняться быстрее, когда в конце будете получать положительные эмоции.

Можно поставить себе мотивацией более серьезные, крупные поощрения, по выполнению большого задания. Как закончу проект, поеду отдохнуть с семьей в любимый уголок мира. Желательно, чтоб это были эмоциональные события, которые в голове будут связаны с выполнением работы. В результате, выработается связь завершения работы с чем-то приятным и будете стремиться быстрее сделать начатую задачу.

Теории психической саморегуляции

Рассмотрим популярные теории саморегуляции в психологии.

Системно-деятельностная теория

Автором теории является Л. Г. Дикая. Концепция предполагает, что психологическая саморегуляция рассматривается как система и как деятельность, связанная с профессиональной средой индивида и адаптацией.

В качестве системы саморегуляцию можно рассматривать в контексте перехода индивида от бессознательности к осознанным и доведенным до автоматизма формам.

Автором было выделено несколько уровней:

Непроизвольный уровень. Основой регуляции являются процессы возбуждения и торможения, а также неспецифическая активность в психике. Эти реакции неподконтрольны, и их продолжительность коротка. Произвольный уровень. Потребность в регуляции происходит при сложных жизненных ситуациях, подключаются эмоции. Реакцией становятся полуосознаваемые способы: повышение речевой и двигательной активности, задержка дыхания, напряжение мышц

Обычно человек пытается автоматически себя пробудить и многие изменения не берет во внимание. Сознательная регуляция. Человеком осознается усталость, дискомфорт, напряжение

Также он может проанализировать уровень тяжести своего состояния. Он принимает решение изменить ситуацию, и здесь в дело вступают такие аспекты, как самоконтроль, воля, психофизические упражнения, аутотренинг.
Целенаправленный осознаваемый уровень. Ясно осознавая, что больше так продолжаться не может, и пришло время выбрать между психологической саморегуляцией, индивид, желая устранить дискомфорт, начинает заново расставлять приоритеты и оценивать собственные потребности и мотивы. В результате принимается решение временно отказаться от деятельности и взяться за свое состояние. Если такой возможности не предоставляется, то принимается решение продолжить деятельность в дискомфорте либо сбалансировать деятельность и саморегуляцию. Далее идет черед таких аспектов: самоубеждение, самоанализ, самовнушение, самопрограммирование. Изменения происходят не только на когнитивном, но и на личностном уровне

Человеком осознается усталость, дискомфорт, напряжение. Также он может проанализировать уровень тяжести своего состояния. Он принимает решение изменить ситуацию, и здесь в дело вступают такие аспекты, как самоконтроль, воля, психофизические упражнения, аутотренинг.
Целенаправленный осознаваемый уровень. Ясно осознавая, что больше так продолжаться не может, и пришло время выбрать между психологической саморегуляцией, индивид, желая устранить дискомфорт, начинает заново расставлять приоритеты и оценивать собственные потребности и мотивы. В результате принимается решение временно отказаться от деятельности и взяться за свое состояние. Если такой возможности не предоставляется, то принимается решение продолжить деятельность в дискомфорте либо сбалансировать деятельность и саморегуляцию. Далее идет черед таких аспектов: самоубеждение, самоанализ, самовнушение, самопрограммирование. Изменения происходят не только на когнитивном, но и на личностном уровне.

Системно-функциональная теория

Автором теории стал А. О. Прохоров, рассматривавший психологическую саморегуляцию, как переход от одного психического состояния к иному, связанному с представлениями о желаемом настроении. Осознанный образ помогает активизировать самоконтроль и соответствующие мотивы.

Прибегнув к сознательным методам для достижения желаемого, человек обычно применяет разные методы и проходит не одно промежуточное состояние. Впоследствии образовывается функциональная структура саморегуляции личности – осознанная реакция на конфликтные ситуации.

А. О. Прохоров отмечал, что саморегуляция – это переход из одного состояния в иное, которое достигается посредством связи психических свойств и внутреннего переключения работы.

Чем осознаннее сознание, тем успешнее регуляция. Также важна четкость формирования желаемого образа и реалистичность восприятий и ощущений. Текущее положение анализируется с помощью телесных ощущений, дыхания, восприятия времени и пространства.

Факторы самоэффективности

Самоэффективность формируется под воздействием таких основных факторов:

Опыт проживания собственного успеха. Этот фактор является самым мощным инструментом формирования самоэффективность, так как укрепляет веру человека в себя, в свои знания, способности. Человек убеждается в том, что «я могу». Это ведет к более уверенному, активному поведению

Особенно важно, если человек смог добиться успеха самостоятельно, только своими усилиями и трудом.

Пример успеха других людей также играет большую роль. Самоэффективность человека особенно возрастает в том случае, если он видит сходство свое с другими успешными людьми

Например, я поступил бы также или я принял такое же решение. Я тоже это знаю и умею. Чем больше человек находит сходств, тем сильнее укрепляется его чувство самоэффективности.

Социальное одобрение и поощрение имеет тоже свой эффект на развитие самоэффективности, но этот эффект кратковременный. Каждый разумный человек осознает, что его социальный статус и авторитет в глазах других – это недолгое явление. Потом люди переключаются на другие объекты. Вот критика от близкого человека может полностью убить веру в себя.
Если вы переживаете определенное волнение или положительные эмоции в результате осуществления каких-либо действий, то конечно это не только усиливает веру в себя, но и повышает стремление человека переживать чувство радости и удовлетворения еще и еще.

Целься на успех, и он будет

Если человек ожидает успеха от своей деятельности, то обычно эта деятельность и приводит к позитивным результатам. Низкая самоэффективность связана с ожиданием неудач, поэтому все действия приводят к неудачам и дальнейшему росту стресса.

Существует очень важное понятие «коллективная эффективность». Это причисление себя к успешной или нет группе

Эффективность определенной группы оценивается не только по собственным силам, но и по тому, на что способна данная группа. Например группа «крутых парней», «небогатых людей», «педагоги», «медики» и т.д. Все группы отличаются своими способностями добиваться успеха, отстаивать свои или политические взгляды, бороться за свои права. Группы способны влиять на социальное будущее и менять ситуацию в лучшую или худшую сторону.

Концепция самоэффективности личности была проверена Бандурой экспериментальным путем. Он взял две группы студентов. Дал им задачу, в которой не было решения. Первой группе он сказал, что задача очень сложная, а второй, что она простая и легко решаемая. В результате первая группа очень быстро сдалась. Вторая же группа долго не сдавалась и билась над ответом. В итоге некоторые студенты предоставили решения данной задачи. Конечно, они не были верными, но шли до конца и пытались убедить в своей правоте.

В этом и заключается психологическая феноменальность самоэффективности. Убежденность в собственном успехе или успехе своей группы, способны творить чудеса. Люди с высокой самоэффективностью не только добиваются всех своих целей, но и способны менять будущее социума.

ПоделитьсяПоделитьсяПоделиться САЛИД При полном или частичном копировании материала, ссылка на первоисточник обязательна.

Нашли ошибку в тексте? Выделите нужный фрагмент и нажмите ctrl+enter

РЕКЛАМОДАТЕЛЯМ

  • Авторам курсов
  • Оферта
  • Помощь

МАРКЕТПЛЕЙС

  • Размещение в каталоге
  • Авторы курсов
  • Каталог курсов
  • Статьи

ВЕбмастерам

  • CPA-сеть
  • Правила
  • Помощь

Салид

  • Блог
  • Документы

Личный кабинет Контакты

2013-2020 г. ООО «Восемь» ИНН 7718898626 Политика конфиденциальности

Саморегуляция деятельности

В современном воспитании и обучения развитие саморегуляции личности является одной из самых сложных задач. Саморегуляция, которая реализуется индивидом в процессах деятельности и направлена на приведение потенциалов субъекта согласно требованием такой деятельности, носит название саморегуляция деятельности.

Функциональными частями, которые осуществляют полноценный процесс саморегулирования деятельности, являются следующие звенья.

Целеполагание или принятая индивидом направленность деятельности заключается в выполнении общей системообразующей функции. В этом звене вся процедура саморегулирования образуется с целью достижения поставленной цели именно в том виде, в котором она осознается субъектом.

Следующим звеном является индивидуальная модель значимых обстоятельств. Данная модель отображает комплекс определенных внутренних и внешних обстоятельств активности, учитывать которые сам индивид считает важным для успешного выполнения деятельности. Она несет в себе функцию своеобразного источника сведений, на основании которых субъект может осуществлять программирование персональных исполнительских поступков и действий. Она также включает в себя и сведения о динамике обстоятельств в процессах деятельности.

Субъект реализует регуляторный аспект построения, сотворения определенной программы исполнительских деяний для осуществления такого звена саморегуляции, как программа исполнительских деяний. Данная программа – это информационное образование, которое определяет характер, порядок, методы и другие характеристики деяний, устремленных на достижение поставленной цели в конкретных условиях, выделенных самим индивидом, как значимые, как основание для программы действий, которая принимается.

Система персональных параметров достижения цели является функциональным специфическим звеном для регуляции психики. Данная система несет в себе функции уточнения и конкретизации начальных форм и содержания цели. Формулировка цели в общем виде часто бывает недостаточна для точного, направленного регулирования. Поэтому индивид стремится преодолеть начальную информационную расплывчатость цели, при этом формулируя параметры оценивания результатов, которые соответствуют его индивидуальному пониманию поставленной цели.

Следующее регуляторное звено – это контроль и оценивание реальных итогов. Оно несет функцию оценивание текущих и окончательных результатов касательно системы принятых индивидом параметров успешности. Данное звено снабжает сведениями об уровне соответствия или несоответствия между запрограммированной направленностью деятельности, ее промежуточными и итоговыми результатами и их настоящим (реальным) ходом достижения.

Последнее звено в саморегуляции деятельности – это решение о коррекционных действиях в системе регулирования.

Методика определения самоэффективности

Методика определения самоэффективности личности была разработана учеными Медуксом и Шеером , которая заключается в построении шкалы самоэффективности.

Шкала самоэффективности представляет собой тест из 10 высказываний, которые необходимо оценить по таким параметрам:

  • «Абсолютно неверно» – 1 балл;
  • «Едва ли это верно» – 2 балла;
  • «Скорее всего, верно» – 3 балла;
  • «Совершенно верно» – 4 балла.

Утверждения теста:

  • Если я как следует постараюсь, то всегда найду решение даже сложной проблемы;
  • Если мне что-нибудь мешает, то я все же нахожу пути достижения своей цели;
  • Мне довольно просто удается достичь своих целей;
  • В неожиданных ситуациях я всегда знаю, как я должен себя вести;
  • При непредвиденно возникающих трудностях я верю, что смогу с ними справиться;
  • Если я приложу достаточно усилий, то смогу справиться с большинством проблем;
  • Я готов к любым трудностям, поскольку полагаюсь на собственные способности;
  • Если передо мной встает какая-либо проблема, то я обычно нахожу несколько вариантов ее решения;
  • Я могу что-нибудь придумать даже в безвыходных на первый взгляд ситуациях;
  • Я обычно способен держать ситуацию под контролем.

Если вы набрали до 27 баллов, у вас низкая самоэффективность; 27-35 баллов – средняя, и более 35 баллов – высокая самоэффективность.

Самоэффективность человека подразделяется на 2 вида:

  • Социальная самоэффективность;
  • Академическая (профессиональная) самоэффективность.

Социальная самоэффективность заключается в уверенности личности в общении, в том, что он компетентен в общении, способен конструктивно решать любые вопросы коммуникативного характера. Также это уверенность, которая касается построения межличностных отношений.

Профессиональная самоэффективность – это уверенность индивида в том, что в любой выбранной деятельности он сможет эффективно использовать свои знания, умения и способности. И в этом деле достигнет успеха и отличных результатов.

Самоэффективность в психологии

Самоэффективностью в психологии называется чувство субъективной эффективности и компетентности. Однако его следует отграничивать с такими понятиями, как чувство персонального достоинства личности и самоуважения.

Термин самоэффективность ввел психолог из Америки Бандура. Данным термином он обозначал ощущения человеком персональных способностей, потенциалов, возможностей справляться с конкретным набором условий, обстоятельств, ситуаций, возникающих в течение жизни.

Теория самоэффективности Бандуры заключается в отсутствии веры в действенность и успешность своих производимых усилий, действий. Отсутствие такой веры может стать одной из причин нарушения поведения. Вера в успешность обозначает убежденность индивида в том, что в любых сложных обстоятельствах он способен продемонстрировать оптимальное поведение. Т.е. верование в эффективность — это оценка своей определенно обусловленной поведенческой компетенции.

Бандура считал, что одной из определяющих характеристик большинства расстройств психики является дефицит или полное отсутствие доверия своим поведенческим способностям. Множеству заболеваний сопутствует неверная оценка своих способностей и навыков поведения.

Возможность индивида в определенной ситуации достичь успешности имеет зависимость не только от его компетенции, но и от ряда других условий.

Способность индивидов справляться со сложными и неординарными ситуациями, оказывать воздействие на успешность деятельности и жизнедеятельность человека в целом обусловлена самоэффективностью. Индивид, осознающий собственную эффективность способен прилагать значительно больше усилий к преодолению преград, решению проблем и задач, чем индивид, который постоянно сомневается в своих потенциалах.

Недостаток доверия к своим поведенческим действиям и способностям выражаются в низкой собственной эффективности. Высокая же самоэффективность влияет на индивида таким образом, что периодически возникающие проблемы или преграды, воспринимаются им не как конец пути, а в качестве своеобразного вызова, дающего возможности проверить свои способности, подтвердить их и реализовать. Данная оценка ситуации приводит к мобилизации всех внутренних ресурсов человека.

Самоэффективность является важнейшей мыслительной схемой, которая воздействует на поведение субъектов и его итоги через когнитивные, мотивационные, селективные, аффективные, физиологические процессы. Однако следует понимать, что собственная эффективность не имеет отношение к способностям осуществлять главные двигательные функции. К таким функциям относят ходьбу, хватание и др. Поэтому нужно понимать, что любые действия разработанной стратегии или выработанного плана должны лежать в границах физического потенциала субъекта.

Высокая самоэффективность способна изменить мышление индивидов и способствует увеличению суждений, самоодобряющего характера. Также она способствует появлению устойчивости мотивации к какой-либо деятельности и обуславливает силу такой мотивации. Такое чаще более выражено в случаях, когда перед субъектом появляются преграды на пути к осуществлению стратегии. В аффективной области высокая собственная эффективность способствует уменьшению уровня тревожности, проявлению отрицательных эмоций, которые возникают при неудачах.

Главным источником роста самоэффективности является пережитый опыт успешности. Произвести все необходимые действия, совершить возможное и невозможное, и получить желаемый результат — значит ощутить себя успешным и более уверенным. Только в процессах активной деятельности, которая направлена на достижение результата и разрешение задач, диктуемых ситуацией, зарождаются и обрастают устойчивостью убеждения.

С помощью развития когнитивных умений постройки своего поведения, приобретения опыта обеспечивается развитие самоэффективности индивида. Высокая эффективность в соединении с ожиданием успешности всегда приводит к положительным исходам и, следовательно, к повышению собственной эффективности.

Самоэффктивность личности

Самоэффективностью личности называется внутренняя убежденность индивида в том, что он способен на совершение определенных действий, которые необходимы при выполнении определенной деятельности. Чем больше индивид убежден в том, что у него хватает всех навыков и знаний для осуществления определенной деятельности, тем охотнее он приступает к работе.

Самоэффективность связана с самореализацией, которая определяется как представление индивида о собственном потенциале и результативности в определенной деятельности. Убежденность в способности приступить к этой деятельности и достичь высоких результатов в конце своей работы.

Самоэффективность делится на:

  1. Самоэффективность в работе – это убежденность и представление человека о том, что он обладает всеми нужными знаниями, навыками и ресурсами для выполнения определенной деятельности и достижения максимально наилучшего результата.
  2. Самоэффективность в общении – это убежденность и представление человека о том, что он способен вступать в общение с конкретными людьми, эффективно с ними коммуницировать, решать любые вопросы и достигать максимально положительного результата.

Откуда берется самоэффективность? Из 4 источников:

  • Достижения. По мере своей жизни человек совершает поступки и достигает определенных результатов. Это касается любой деятельности. Если индивид ставит цели и достигает нужных ему результатов по итогам своих действий, тогда он повышает свою веру в собственные силы. Если же индивид сталкивается с неудачами, тогда его вера в собственные силы падает. Чем больше неудач, тем меньше веры у человека остается в то, что он способен чего-либо достичь или совершить нужные действия.
  • Примеры из жизни. Человек окружен другими людьми. Обычно среди всех людей он выбирает тех, на кого он похож или кто живет так, как ему бы хотелось. Вера в собственные силы возрастает, когда человек видит примеры людей, которые совершают такие же действия, на которые способен он сам, и достигают при этом результатов.
  • Достижения других людей. Человек замечает, что другие люди достигают успехов. Их успехи заставляют индивида тоже прилагать усилия и верить в их эффективность.
  • Оценка своих физических способностей. Это сродни самооценке. Самоэффективность зависит от того, как личность сама оценивает собственные данные, ресурсы и возможности, насколько полезными и эффективными она их считает.
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Volga story
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: