Эриксоновский гипноз и практика использования
Расклад «Эмоциональность. Конгруэнтность. Аутентичность».
Ах! Не бойтесь! Это всего лишь – Великие Три Кита Успешного Взаимодействия с Другим Человеком. (По философии Эриксона, конечно). И мы их сейчас вам объясним.
Первое Условие Хорошего Общения– Эмоциональность
Это, кстати, самое простое, первое и естественное.
Что же это значит? Это значит, что вы не имеете права строить из себя перед аудиторией людей – некоего безэмоционального робота. Этакую «правильную лектриссу» в униформе. Может быть, вам кажется, что это такой дресскод вашей профессии? Что иначе вы уроните свой высокий статус и вас перестанут уважать, подумают, что вы дебилка неадекватная? Забудьте.
Человек должен показать что у него есть – эмоции. Что он может:
Методики спасения в эриксоновском гипнозе
Первый способ техники невербального присоединения в эриксоновском гипнозе.
Копирование (на специальном жаргоне психотерапевтов — «отзеркаливание») позы собеседника.
Все мы знаем типичные позы, которые красноречиво говорят о замкнутости — сложенные на груди руки, перекрещенные ноги… Но как мы на это реагируем? «Ага, он замкнулся, ему что-то не нравится, он чего-то боится! Ай-яй-яй». И что? Если мы хотим раскрепостить человека, то нужно действовать.
Увидев замкнутую позу, точно копируем эту замкнутую позу (присоединение). Через пару минут «размыкаем» себя, и собеседник «размыкается» вслед за нами (ведение). Всё. Так просто.
Второй способ техники невербального присоединения в эриксоновском гипнозе
Копирование ритма дыхания собеседника. Этот способ отлично работает тогда, когда нужно успокоить человека. (Например). Или наоборот.
Частое дыхание — частое дыхание (присоединение). Затем Вы начинаете дышать равномерно и собеседник копирует Вас, начиная дышать так же равномерно.
Единственно, чего не рекомендуют делать психиатры, это копировать нарушенное, больное дыхание — это вредно для Вас самих. В этих случаях специалисты качают пальцем или ногой в ритм чужого дыхания. Но экспериментировать любителям не советую.
Третий способ техники невербального присоединения в эриксоновском гипнозе
Копируем жесты (их ещё называют «микродвижения») собеседника. Дёргаем уши, щиплем себя за нос, трём подбородок — всё что угодно. Но только помните: чувство меры и вкуса не должно Вас покидать никогда! Иначе собеседник подумает, что Вы его передразниваете. А ещё он может подумать, что Вы вчера узнали о том, что такое эриксоновский гипноз и бросились экспериментировать.
Вербальное (словесное) присоединение до смешного просто. Я не буду сейчас рассказывать о том, что эриксоновская теория делит всех людей на три типа: визуалы, аудиалы и кинестетики, и не буду говорить о вытекающих отсюда способах, которыми эти три типа выражают свои мысли. Об этом, если хотите, мы поговорим как-нибудь отдельно. Расскажу же я о двух самых простых техниках, доступных всякому интересующемуся без тренировок.
Первая техника вербального присоединения в эриксоновском гипнозе.
В поэзии эта техника вербального присоединения находит своё выражение в самом красивом жанре, который называется «венок сонетов». В чём суть этого ёжика?
Автор (или авторы, как в нашем случае) пишет первый сонет. А затем пишется второй сонет. Они взаимосвязаны. Как? Последняя строчка первого сонета является первой строчкой следующего за ним сонета. А самый-самый последний сонет цикла «венок сонетов» имеет своей последней строчкой — первую строчку первого сонета. Венок завершён. Венки сонетов — это самое прекрасное в мировой поэзии, потому что они демонстрируют абсолютную гармонию. Демонстрируйте её и Вы. Подхватывайте последнюю фразу собеседника, делая её своей первой фразой.
Вторая техника вербального присоединения в эриксоновском гипнозе.
Используйте в своей речи все необычные слова и речевые обороты, которыми Ваш собеседник украшает свою речь. Но без издёвки и иронии. Если Вы не можете серьёзно повторить за собеседником его словечко или фразочку, не надо. Если Вам неизвестно значение этого слова — не вздумайте повторять, лучше спросите, что оно означает. Ваш интерес к собеседнику должен звучать естественно. (Вот сейчас я выразилась как аудиал!)
А звучит это примерно вот так (А сейчас я подхватила свою последнюю реплику):
- Это ты моё яблоко сточила? (Гневный собеседник)
- Ой, я не только твоё яблоко сточила, но и круассан твой сточила. (Вы, радостно)
- Да ладно, на здоровье (Оттаявший собеседник)
Самый же элементарный способ техники вербального присоединения сформулирован самим Милтоном Эриксоном кратко и исчерпывающе: «если Вы хотите, чтобы человек рассказал Вам о своём брате… расскажите ему о своём!»
Также Вы можете прочитать примеры Венка сонетов.
И да поможет нам Эриксон избавиться от косноязычия!