Базовые эмоции: что такое отвращение

Эмоциональная регуляция у людей с алекситимиией

Основные закономерности эмоциональной регуляции можно представить на четырех моделях связей:

  1. Модель 1. Наиболее типичная — один из критериев целостного, зрелого эго, составляющего основу социально адаптированной личности. Возбужденная эмоция сопровождается восприятием. Восприятие также включает в себя когнитивные оценки причин и обстоятельств, сопровождающих эти переживания. Благодаря когнитивным оценкам контролируются эмоции, модулируется их интенсивность. Осознание пережитых чувств и опыт дают возможность выбора типа поведения, делая человека независимым от сиюминутного эмоционального импульса. Поведение согласуется со структурой личности, приспосабливается к ситуации и закрепляет стандарты. Структура здорового эго поддерживает гармонию эмоций, когнитивной составляющей и поведенческих реакций. Пример: здоровый человек, которого оскорбили, описывает свое состояние как обиду, а состояние обидчика как злость. При этом он объясняет свое поведение примерно так: «Я не стал связываться, потому что это бессмысленно».
  2. Модель 2. Звенья схемы сокращаются. С эмоцией происходит осознание ее происхождения и знание о причинах, вызвавших эту эмоцию, но без элемента более полного когнитивного развития, контролирующего поведенческие реакции. Это в свою очередь приводит к импульсивным действиям. Эта модель распространяется на людей, склонных к неконтролируемым вспышкам злости, к смене настроения. В паттерне отсутствуют оценочные процессы, регулирующие поведенческие реакции. Пример: человек с таким эмоциональным статусом, которого оскорбили, описывает свое состояние как: «Я разозлился и высказал все, что думал». 
  3. Модель 3. Эмоция проявляется в виде неопределенного, недифференцированного по раздражителю ситуации напряжения, вызванного состоянием физиологического возбуждения разной интенсивности. Ситуация не сопровождается осознанием появления эмоций и их причинах. Поведение – реакция на ситуацию, но без мотивировки эмоций. Таких людей считают равнодушными и черствыми. Больной описывает свое состояние, например так: «Я не знаю, почему я злюсь». 
  4. Модель 4. Патология. Понятие о наличии эмоционального раздражителя слабы. Это может быть связано с нарушениями эмоциональной сферы, возникающими, например, у людей после обширной черепно-мозговой травмы.

Что касается модели 3, характерной для людей с алекситимией, то о ней стоит поговорить подробнее. Физиологические реакции, провоцирующие такое состояние, имеют разную интенсивность. Если они значимы, эго справляется с ними по-разному:

  • Тип 1. Напряжение переносится на соматические симптомы. Эмоциональный стимул получен, он вызывал возбуждение, но не было осознания испытываемых эмоций. Возбуждение выразилось соматически. Это классический конверсионный или психосоматический симптом.
  • Тип 2. Напряжение накапливается, и следующая нервирующая ситуация, становится триггером насильственной поведенческой реакции, неадекватной стимулу. Человек ведет себя импульсивно по непонятным для себя и окружающих причинам. Не контролируя свое поведение, больные реагируют на накопившийся груз агрессивным образом. Выдержка из признания отца:

У одного и того же человека могут появиться реакции 1 и 2 типа.

Почему разбираться в эмоциях трудно?

Смешанные чувства. Многие из нас затрудняются сказать, что чувствуют, и очень часто очевидный вариант — не самый точный. Представьте, что на вас накричали на работе, и вы ужасно злитесь. Но если копнуть глубже, может оказаться, что это не просто гнев — вы стараетесь подавить страх, что вас уволят. В таком случае никакие способы справляться со злостью не помогут, потому что они не затрагивают основной триггер.

Запрет на эмоции в детстве. Если родители не очень хорошо умеют управляться с сильными чувствами, обычно они запрещают их проявления и детям. 

  • «Нельзя злиться на маму»
  • «Не плачь, ты же уже большая/ой»
  • «Помолчи — сойдешь за умную/ого»
  • «Я тоже устал/а, но я же терплю»

В результате ребенку негде научиться слышать себя и регулировать свои эмоции. Тогда во взрослом возрасте человек скорее будет пытаться подавить свои чувства, чем проанализировать их.

Зачем человеку нужны эмоции

Эмоции являются неотъемлемой частью человека. Именно благодаря эмоциям человек может радоваться, любить, испытывать интерес и наслаждаться жизнью.

Однако вместе с этим приходится испытывать и негатив, дискомфорт от совершенных ошибок, истощение. Люди, получившие травму мозга и потерявшие возможность испытывать эмоции, потеряли и возможность делать выбор на основе субъективных предпочтений. Логическое мышление оказывалось бесполезным. 

Эмоции и делают человека живым. В процессе общения люди делятся эмоциями, переживаниями, в результате чего требуют от собеседников эмоционального отклика.

Творчество также связано с эмоциональным состоянием. В зависимости от него творческие люди создавали то, что отображало их настроение. 

В итоге можно сделать вывод, что без эмоций человек не может нормально коммуницировать с обществом

Однако после этого требуется также понять, что эмоциональное состояние важно уметь контролировать.. Чрезмерно эмоциональных людей легко вывести из себя, используя разные для этого методы

Человека, поведение которого основано исключительно на разумных рассуждениях, обмануть тяжело.

Чрезмерно эмоциональных людей легко вывести из себя, используя разные для этого методы. Человека, поведение которого основано исключительно на разумных рассуждениях, обмануть тяжело.

Если же разум контролирует эмоции и использует все преимущества данной способности, это является мощным инструментом для достижения успеха, счастья. 

Когда человек испытывает негативные эмоции, есть большая вероятность, что он допустит ошибку. Нередко люди в результате гнева, зависти, ненависти, похоти и других чувств совершали необдуманные поступки, о которых потом жалели.

Поведение объяснялось тем, что они не научились контролировать эмоции

Способностью не обладают даже зрелые люди, которые, казалось бы, должны понимать, почему это важно. 

Что такое эмоции — определение и значение

Эмоции человека — это психический процесс, который возникает в соответствии с происходящими ситуациям. Проявление эмоций может быть различной направленности, и имеют как негативную, так и позитивную окраску. Это зависит от субъективного оценочного мнения каждого человека

На простом языке эмоциями можно назвать возможность проявления переживаний в душе из-за какой-либо ситуации. В переводе с латинского это слово означает «волную» или «потрясаю».

Таким образом это некоторый процесс, при котором человек не находится в нейтральном состоянии: он оценивает ситуацию с неким чувством переживания.

Данное состояние настигает человека изнутри. Снаружи проявляются такие признаки как:

  • мимика;
  • жесты и положение тела;
  • голос;
  • общее поведение.

Например, вы поскользнулись на улице. В такой ситуации в голове человека мгновенно возникает множество мыслей: «Как скользко! Теперь у меня болит нога! Придется идти в травмпункт.

Почему я вообще живу в стране, в которой есть зима?!» После оценки произошедшего у Вас будет выбор: молча держать обиду и раздражение в себе, либо сорваться на какого-либо человека и притом не важно, знаете Вы его или нет. Благодаря эмоциям у нашей жизни появляется нечто особенное, мотивирующее жить

Серые будни скрашиваются различными чувствами. Эмоции помогают нам жить. Без них человеческая жизнь была бы похожа на существование робота. Чувства и есть то, что отличает нас от других существ и предметов.

Диагностика и лечение

диагностика проводится в специализированной клиник

  • Сниженное настроение
  • Апатия
  • Снижение концентрации и внимания
  • Потеря интереса к ранее любимым делам
  • Ограничение социальных контактов
  • Иногда – психосоматические проявления (боли различной локализации)
  • Этап 1. Купирование острой симптоматики. Достигается путем применения фармакотерапии.
  • Этап 2. Стабилизирующая терапия. Прием медикаментов в поддерживающей дозировке и курс психотерапии.
  • Этап 3. Профилактика депрессивных эмоциональных расстройств. Достигается с помощью поддерживающей психотерапии и психообразовательных бесед.

Смешанное расстройство эмоций и поведения

Характеризуется расстройством эмоций и поведения в равной степени, где человек проявляет чрезмерную агрессивность, страдает устойчивым депрессивным состоянием, повышенной тревожностью.

Расстройство эмоции у детей

Ребенок по сравнению с взрослым человек более остро воспринимает все события, а значит и эмоционально реагирует намного острее. Соответственно, при возникновении расстройства эмоций, симптоматика проявляется намного интенсивнее.

Для того, чтобы в будущем не допустить патологического развития ситуации, рекомендуется использовать игровую терапию. Это поможет избежать недоразвития на психическом и ментальном уровнях. Также игровые симуляторы, повторяющие жизненные условия, поможет ребенку лучше адаптироваться и реально воспринимать окружающие аспекты.

Также нередко используется психодинамическая работа, которая сопровождается психологом. Психоанализ предполагает выявление причин формирования эмоционального расстройства.

Ощущение чувства блаженства

Что в таком блаженстве ощущает человек? Как описать это состояние? Блаженством является высшая степень удовольствия, ощущение выхода за рамки своих возможностей. Этому состоянию сопутствует освобождение от энергетических зажимов. Организм имеет целостную энергетическую оболочку, а разум спокоен. Для описания блаженства просто не хватит слов. Его можно понять, если только прочувствовать на себе.

Информация со слов другого человека будет давать толчок для воспроизведения блаженства разумом. Однако этим путем достичь истинного блаженства не получится. Человек должен сам ощутить, как организм испытывает чувственную гармонию, перенастройку своего мышления, эмоционального восприятия. Состояние предельного бытия нельзя понять. Это можно сравнить с конечной остановкой вашего приятного круиза, пределом, когда ничего больше и не нужно. Степень глубины человека влияет на уровень ощущения блаженства.

Эмоция восторга

Необычайное состояние радости, ее сильный скачок является восторгом – эмоцией с позитивной окраской, высокой интенсивностью проявления и коротким периодом действия.

Внешними признаками проявления восторженной эмоции человека являются слегка приподнятые брови (похожий признак с удивлением) и сияние, блеск и радость в глазах. Однако восторженный человек улыбается немного иначе, чем радостный, счастливый. Улыбка шире, растянута в стороны, с округлой линией губ и заметно опущенной нижней челюстью.

Проживать бурю положительных проявлений можно по разным поводам. Люди, которые восторгаются по-новому и на полную силу, могут получать наслаждение, удовольствие, несмотря ни на что, включая мнение окружающих. У восторженных людей, как говорят, «сносит крышу» и им безразлично происходящее вокруг. Этому состоянию могут завидовать другие. И яркое ощущение хочется запомнить на клеточном уровне, отследить, вжиться в него, чтобы наслаждаться этими прекрасными моментами в будущем.

Читайте нашу статью «Дыхательные практики: характерные черты основных техник».

Как вызвать чувство восторга?

В ходе долгих экспериментов и изучений этого проявления исследователи поняли, что мгновенный рост настроения может возникать в итоге сложнейших процессов, имеющих физиологическую природу. Эти ощущения формируются нейронами головного мозга. Существуют искусственные и естественные причины их появления.

Попасть в эйфорическое состояние естественным путем можно:

  • влюбляясь, целуя объект своей страсти в первый раз, признаваясь в любви;
  • получая радостную весть;
  • рождая детей;
  • преодолевая смертельные угрозы.

Среди искусственных способов вызова эйфорических ощущений выделяют:

  • прием алкогольных напитков;
  • прием наркотиков;
  • употребление специальных лекарств.

Причины появления ощущений дают возможность их классифицировать на следующие виды:

  • любовные;
  • музыкальные;
  • алкогольные;
  • наркотические.

Также причины возникновения влияют на длительность эйфорических ощущений. Естественным путем состояние острой внезапной радости может возникать не больше, чем на полчаса. А вот последствием употребления алкоголя, наркотических веществ, определенных медицинских препаратов может быть эйфорическое проявление длительностью от 30 минут до нескольких часов. Многое зависит от количества принятых человеком веществ и их концентрации.

Патологические состояния опасны вследствие быстрого затягивания людей, привыкания к вредным для организма веществам. Когда человек начинает прием наркотиков, злоупотребляют алкоголем, он просто не может остановиться, непреодолимые желания получить, испытать ощущения становятся сильнее его. Это происходит по разным причинам, в том числе при отсутствии возможности испытывать эйфорическое ощущение в необходимых объемах естественным путем. Но когда нет доступа к любым способам получения желаемого, то люди погружаются в депрессии, становятся нервозными и раздражительными, злыми на всех и все, не редко даже агрессивными. Зависимым людям практически невозможно справиться со своими проблемами в одиночку. Поэтому им нужна помощь специалистов.

Читайте нашу статью «Натуральные камни самоцветы: их магические и лечебные свойства».

Если есть вопросы или нужна помощь, обращайтесь в Центр развития личности «Арканум». Наши специалисты поделятся своими знаниями и опытом со всеми желающими.

Диагностика патологии

Термин «алекситимия» используется для обозначения высокой выраженности черты личности, подтвержденной результатом обследования по 20- или 26-элементным шкалам TAS — стандартизированным инструментам для измерения алекситимии. Чаще используется шкала ТАС-20, содержащая 3 подшкалы, относящиеся к сущностным свойствам измерения алекситимии: 

  • трудности в выявлении чувств;
  • трудности в словесном описании чувств;
  • внешне ориентированный стиль мышления.

Алекситимия встречается примерно у 10% населения, с более высокой частотой у мужчин, чем у женщин. Однако в клинических группах пациентов с психическими расстройствами, особенно с зависимыми от психоактивных препаратов, показатель превышает 50%.

Как лечить

Лечить эмоциональную неустойчивость можно и нужно. Для начала необходимо попытаться исключить все ситуации, которые являются спусковым крючком для эмоций человека. Это могут быть напряженные рабочие моменты, не очень приятные встречи, разговоры с людьми, вызывающими негативную реакцию. Также существуют различные БАДы, успокаивающие нервную систему, повышающие работоспособность, нормализующие гормональный баланс и обмен веществ. И лечащий врач вполне может назначить курс таких препаратов.

Смена обстановки, новые положительные впечатления, которые можно получить на отдыхе в санатории или на курорте, свежий воздух, поездка на природу — все это поможет снять нервное напряжение. Надо научиться любить себя, и обязательно находить время для таких вещей, как расслабляющий массаж, спа-процедуры, танцы, занятия йогой, плавание.

Хорошо помогают сеансы ароматерапии, которые, кстати, можно проводить и самому. Для этого используются эфирные масла различных лекарственных растений, и купить их можно в любой аптеке.

Существуют и природные витаминно-минеральные комплексы, помогающие при эмоциональной неустойчивости: реФлора, абиВит, иммуниТон и др. Какой именно подходит Вам — решит врач.

Формы и примеры эмоциональных процессов

Сами эмоции. Могут появиться как в столкновении с действительно существующими ситуациями, так и при обдумывании воображаемых, несуществующих событий. Они позволяют выразить удовлетворенность или неудовлетворенность происходящим, дать ему оценку, основанную на личном опыте индивида.
Чувства. Они всегда устойчивы (не сиюминутны) и отличаются яркостью выраженности. Можно чувствовать страсть, любовь, обиду.
Настроение. Самое длительное состояние психики, которое влияет на действия и самочувствие личности в целом на протяжении долгого периода.
Аффекты. Крайняя форма выражения переживаний, побуждающая краткосрочные неконтролируемые изменения в поведении. Полностью иррациональна и проходит очень бурно.

Взаимосвязь чувственной и эмоциональной сторон

Более стабильным проявлением эмоциональности являются чувства. Они, как правило, возникают на базе потребностей второго уровня (духовных) и формируют определенную позицию, точку зрения человека. Классифицируются по предмету, на который направлены:

  • Интеллектуальные. Возникают во время умственной деятельности (удивление, сомнение, любопытство).
  • Эстетические. Их развитие связано с восприятием прекрасного (любовь к искусству или некоторым его аспектам, восхищение красотой).
  • Нравственные. Характеризуют отношение индивида к поведению других людей. Эта оценка в большинстве случаев зависит от существующих в обществе норм (гуманность, альтруизм, дружба, сострадание, жалость, любовь).

Существуют также такие понятия, как состояние и реакция. Они отличаются степенью длительности и соотносят потребности и стремления личности с ее возможностями и ресурсами на данный момент.

Зачем разбираться в эмоциях?

Осведомленность. Есть данные, что даже если просто правильно назвать эмоцию — это само по себе уже снижает интенсивность переживания. Такая вот «магия имени».

Устойчивость. Те, кто различают свои чувства более четко, менее склонны к неадаптивным копинг-стратегиям. Это значит, что они, скорее всего, не будут пытаться заглушить боль селфхармом или «заливать» ее алкоголем. Также они легче переживают тревожные и депрессивные расстройства

Эффективность. Расширенный эмоциональный «словарь» позволяет работать с причиной, а не следствием негативных переживаний, что гораздо эффективнее. 

Саморегуляция. Чем лучше люди понимают, что чувствуют, тем проще вернуться в стабильное состояние, когда «волна» эмоций накрывает и тело выдает стресс-реакции.

Исследования показывают: если люди не осознают свои эмоции и не справляются с ними, их самочувствие хуже, и у них больше физических симптомов стресса — например, чаще болит голова. 

За избегание своих чувств приходится платить высокую цену. Подавляя их, мы подавляем и свой иммунитет, что может вызывать целый спектр физиологических последствий — от головокружения до болезней. На психологическом уровне это тоже работает в минус. Можно повлиять на то, как внешне выражаются эмоции, но не на внутренний опыт. Проще говоря, подавление не прогоняет эмоции, они остаются внутри, причиняя еще больше боли.

Сколько всего эмоций?

Чтобы определить эмоциональный спектр, ученые предпринимали попытки классификации. Они старались выделить базу — основные эмоции, которые затем, как цвета, смешиваются между собой, образуя более сложные. 

«Базовой палитрой», от которой отталкивались ученые, принято считать радость, злость, отвращение, страх, грусть и удивление. Но это далеко не исчерпывающий набор. Например, Роберт Плутчик добавлял к «Большой шестерке» доверие и предвкушение. Пол Экман, доказавший, что мимические выражения эмоций универсальны для всех людей, считал, что базовым также является презрение. Кэррол Изард выделял двенадцать эмоций: его интерпретация отличается тем, что в «базу» включены, например, вина и стыд. А в исследовании 2017 года основных эмоций выделено вообще 27.

Сейчас большинство ученых, изучающих эмоции, сходятся в том, что основных эмоций пять — это злость, страх, отвращение, печаль и радость. Каждая из них включает в себя определенные состояния, триггеры, действия и настроения. Это следует из опроса Экмана, который он провел среди 149 специалистов по эмоциям с наибольшим количеством публикаций по этой теме. 

Как выражается отвращение

самые легко узнаваемые и очевидные признаки отвращения — это сморщивание носа и связанное с этим приподнимание верхней губы.

Существуют и стандартные отвращения — обычно это междометие «фу», звуки наступающего удушья и рвоты. отвращения включают спазмы во рту, горле и/или желудке, а также тошноту.

Возможно, дело в «зеркальных нейронах», благодаря которым мы можем сопереживать другим людям и их действиям: в одном исследовании функциональное МРТ-сканирование участников показало, что активность мозга была одинаковой независимо от того, имитировали ли испытуемые эмоции или наблюдали за реальными. Области имитации и наблюдения мозга настолько связаны, что нам может захотеться плакать, если мы увидим, что кто-то плачет. Или же нас может стошнить, если мы видим, что кого-то рвет.

Наконец, отвращение часто приводит к отворачиванию головы или даже всего тела от источника неприятного ощущения. Когда отвращение приводит к тошноте, реакции также включают прикрытие носа и/или рта и ссутуливание.

Функции эмоций

Ещё Ч. Дарвин отмечал, что человеческие эмоции биологически целесообразны. Давайте рассмотрим функции эмоций:

Организационно побудительная

Эмоциональные переживания помогают найти решение происходящего события, определяют направление, в котором организм начинает искать конкретную реакцию.

Коммуникативная

Коммуникативная функция заключается в социальной обусловленности. То есть люди могут различать эмоции друг друга, что способствует социальной активности и упрощению коммуникаций в обществе.

Защитная

Защитная функция часто связана со страхом, который предупреждает человека об опасности и необходимости принятия конкретных действий.

Сигнально отражательная

Как мы уже говорили, эмоции отправляют сигнал для подбора необходимой реакции на происходящее. Сигнально отражательная функция эмоций призвана для определения вредного воздействия и дальнейшей работы над его предотвращением. 

Следообразовательная

Как правило, эмоция настигает уже после самого события. Таким образом, человек получает предупреждение и модель реакции для следующей схожей ситуации. То есть сознание откладывает произошедшее событие и нужную на подобного рода ситуации реакцию в память для того, чтобы в следующий раз быстрее отреагировать и защитить организм. В связи с этим некоторые эмоции могут вызывать у людей чувство дежавю, например.

Эмоции выполняют различные функции

Как помочь ребёнку «выплыть»?

Чтобы спасти утопающего, надо самому уметь плавать. Чтобы помочь ребёнку подружиться с его эмоциями, надо научиться принимать собственные.
Ваша задача как родителя — не уничтожить неугодные эмоции ребёнка, не сделать так, чтобы он, например, никогда не боялся, а показать, что вы рядом. Ребёнку нужно точно знать: чтобы он ни сделал, мама его не разлюбит, не бросит, не будет к нему относится хуже

Важно дать понять, что он не один: «Это ужасно обидно, когда у тебя что-то отбирают».
Помогите ребёнку проживать свои эмоции до конца. Позвольте им быть

Дайте ему выплакаться, выговориться или как-то ещё, приемлемым для него способом, выплеснуть то, что его гнетёт.

Часто родители признаются: «Прихожу домой, как на поле боя». Значительная часть энергии уходит на подавление сопротивления ребёнка. На радость общения уже не остаётся ни сил, ни желания. Недовольство между родителями и детьми накапливается и к подростковому возрасту подходит к точке наивысшего накаливания.

Управлению эмоциями можно и нужно учиться. Научитесь сами и тогда вы сможете научить этому и своего ребёнка. Можно читать книги по теме, участвовать в тренингах или обратиться к психологу. Психолог раскроет природу эмоциональных состояний, научит управлять собственными эмоциями и поможет научить этому ребёнка.

Вот примеры наиболее частых вопросов, с которыми работают наши детские психологи в сфере эмоций:

  • Как помочь ребёнку до конца пережить эмоцию?
  • Когда присоединение к эмоциям ребёнка не желательно?
  • Как переключить активность ребёнка со смартфона на уроки без скандала и ссор?
  • Что делать, когда ребёнок «истерит», боится воды или подвергается другим сильным эмоциям?
  • Как вам самим научиться проживать эмоции, справляться со стрессом, слышать себя и своего ребёнка?

Грустно, когда радость и искренность в детско-родительских отношениях считаются роскошью. А ведь это может стать нормой. Только бы не опустились руки. И только бы хватило смелости начать с себя.

Базовая эмоция — Гнев (Ярость)


Эта эмоция способствует совершению перемен в неудовлетворительной ситуации. Гнев может быть весьма конструктивен в том случае, если он направлен на изменении ситуации, а вот если никаких перемен не наблюдается, то тогда он начинает играть роль разрушителя. Ярость/Гнев — это эмоция в чистом виде. Это одно из самых древних душевных состояний человека, будучи чем-то или кем-то, доведенным до точки кипения или в моменты опасности. Эта эмоция масштаба, громадна и грандиозна, она берет над тобой всесильную власть. Марк Руффало

Но в первую очередь, гнев – это сигнал к перемене отношений с определенными людьми, ведь что бы построить что-то новое, необходимо разрушить старое.

Развитие чувства отвращения

Дети и подростки (иногда и некоторые взрослые) часто испытывают своего рода очарование отвращением, то есть находят некоторые отвратительные вещи интригующими — это отражение функций формирования картины мира и его познания. У маленьких детей отвращение начинает развиваться примерно в возрасте от четырех до восьми лет: до этого этапа эмоционального развития дети испытывают разве что неприятие плохого вкуса или запаха, но не отвращение.

Также дополнительные исследования показали, что детей не беспокоят некоторые вещи, которые взрослые могут считать отвратительными (например, плитка шоколада в форме фекалий). Согласно одной из теорий, которая объясняет, почему это происходит, когда мы моложе, у нас еще нет когнитивных способностей, необходимых для определенных форм усвоенного отвращения.

Список самых частых эмоций

Для наглядности наиболее частые можно разделить на 5 групп: страх, злость, грусть и радость, любовь.

К страху относят: 

  • ужас – высшая степень страха в виде внезапного и сильного страха, наиболее часто происходит из-за внешних воздействий;
  • испуг – психическая реакция в ответ на грозящую опасность;
  • беспокойство – испытание тревоги или волнения, может появляться как под влиянием окружающей среды, так и из внутреннего состояния;
  • вина – потребность в раскаянии, которая сопровождается самоупреками, страданием, страхом.

Злость

  • ненависть – глубокая злость и враждебный настрой, как правило, с желанием причинить вред объекту ненависти;
  • зависть – досада от того, что другой человек имеет какое-либо благо, в отличие от него самого, потребность в получении этих благ или отчуждении у владельца;
  • обида – ощущение несправедливости в результате поступков, действий, происходящих событий;
  • отвращение – непринятие, негативная реакция на объект отвращения.

Грусть

  • скорбь – переживание утраты, отсутствие интереса к окружающей действительности;
  • жалость – сожаление о несправедливости ситуации;
  • печаль – близкое к траурному состоянию настроению в связи с утратой кого-либо;
  • беспомощность – невозможность повлиять на ту или иную ситуацию

Радость

  • забота – желание помочь и поддержать другого человека, участие в его жизни;
  • восхищение – сильная радость, которая проявляется, как правило, в отношение нового объекта, ранее неизвестного;
  • надежда – ожидание осуществления желаемого, наступления желаемых событий;
  • восторг – переполнение энергией, связанной с испытанием радости.
  • симпатия – эмоциональная предрасположенность к другому человеку;
  • нежность – отношение к другому, основывающееся на любви и ласке;
  • доверие – способность, психическое состояние, при котором человек полагается на чужое, авторитетное мнение;
  • гордость – ощущения высоты положения как собственного, так и другого человека.

Связь алекситимии с психическими расстройствами

Алекситимия считается биологической предрасположенностью к психическим расстройствам — функциональным и расстройствам личности. Ученые из Бельгии и Франции определили связь между расстройством избегающей личности и алекситимией как тесную.

Что касается функциональных психических расстройств, психическое заболевание активизируется за счет влияния различных, взаимодействующих и провоцирующих причин. Алекситимия может быть лишь одной из них.

Клиницисты признают связь между алекситимией и депрессией, шизофренией, тревожными расстройствами, зависимостями.

Исследования польских ученых показывают, что наличие алекситимии — очень важный показатель оценки эффективности терапии алкоголизма. По их мнению, нарушение эмоциональной регуляции мотивирует зависимых искать облегчение состояния напряжения в алкоголе.

Какая это эмоция?

На основе научных исследований было создано несколько инструментов, помогающих ориентироваться в оттенках эмоций и находить нужный.

Колесо эмоций («Цветок чувств»)

Создатель: Роберт Плутчик

Как работает: навигатор по эмоциям в зависимости от их интенсивности. В центре — эмоции в крайнем проявлении (аффекты), средний круг — базовые чувства, внешний — более сложные. Дальше от центра — ниже интенсивность, и у каждого чувства есть свой антипод.

Пример: Восхищение — доверие — принятие 

vs. 

Отвращение — неудовольствие — скука.

Таблица эмоций 

Создатель: неизвестен (существует множество вариантов)

Как работает: представляет собой список основных эмоций и их оттенков в различной степени. Таблица чувств помогает классифицировать эмоциональные состояния и понимать, к какой группе они относятся.

Пример: «Я цепенею, когда думаю об этом, — кажется, мне страшно»

Атлас эмоций

Создатель: Пол Экман (спонсор проекта — Далай-лама)

Как работает: интерактивный проект для развития эмоциональной осознанности. Цель — помочь разобраться с тем, что триггерит сложные переживания и научиться находить для них конструктивный выход. Атлас не только предлагает познакомиться с пятью основными эмоциями, но и изучить стратегии для преодоления негативных чувств, которые они могут вызывать.

Пример:

Функция отвращения

Универсальная функция отвращения заключается в том, чтобы уйти, заблокировать или устранить что-то неприятное, токсичное или загрязняющее из зоны, в которой оно может потенциально вредно воздействовать на наш организм. И в этом — секрет, необходимость и преимущество отвращения: оно удерживает нас подальше от опасных вещей, чтобы мы были в состоянии сохранить свою жизнь и здоровье. Так, отвращение не дает нам съесть что-то гнилостное и заставляет держаться подальше от открытых язв, чтобы избежать заражения, отравления или смертельной болезни.

Тем не менее, хотя чувство отвращения и приносит пользу, оно также может быть опасным, но скорее с моральной точки зрения. К сожалению, большинство обществ и культур учат избегать определенных групп людей, которые считаются физически или морально отвратительными, и, таким образом, приобретенное отвращение может быть движущей силой дегуманизации и унижения других.

Симптомы алекситимии

Особый признак патологии — дефицит в использовании метафор и эмоций. Больные с алекситимией проявляют слабую чувствительность к эмоциональному значению слов, менее склонны использовать эмоциональный словарь и значительно меньше адаптируют просодию (фонетика) и звучание голоса к содержанию словесных высказываний.

Когнитивные дефициты:

  • проблемы с оценкой собственных и чужих чувств;
  • трудности с оценкой пережитых эмоций от физиостимуляции организма;
  • неспособность описать пережитое эмоциональное состояние.

Понятие «алекситимия» ввел в психиатрическую литературу в 1973 американский психиатр Сифнеосом. Ученый построил название из трех греческих слов: a – none, lexis – слово и thymos – эмоция. В своем определении он перечислил недостатки, характерные для этого типа личности:

  • неспособность идентифицировать чувства и использовать язык для описания чувств;
  • неспособность различать эмоции с телесными ощущениями;
  • бедность во снах и фантазиях;
  • тенденция бесконечно описывать детали о данном эмоциональном эпизоде — оперативный стиль мышления.

Особенностью алекситимии — отсутствие или слабое развитие склонности к самоанализу, погружению в глубину собственной психической жизни

Сосредотачивая внимание на конкретном, больной редко склонен подвергать сомнению статус-кво: «он демотивирован, чтобы внести изменения в существующую реальность»

Уч. Судзуки связывает этот стиль мышления с «механическим мышлением», описанным в 1963 году уч. Марти и де М’Узаном, чертами которого являются: отсутствие психической фантазии и доминирование содержания в деталях событий, касающихся внешнего мира.

Хотя самое короткое определение алекситимии — «нет слов для чувств», корреляция между вербальными функциями и алекситимией непонятна, так как люди с алекситимией имеют нормальный словарный запас для эмоций. Невозможность описать собственные чувства скорее результат диссоциации между сферой эмоций и вербальными процессами.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Volga story
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: