Человек противоречивый: как внутренние разногласия делают нас людьми и влияют на нашу креативность

Что такое конфликт и каких видов бывает

Но есть исследования, которые допускают, что столкновение интересов ведет и к положительным результатам, по типу “в спорах рождается истина”. Например, У. Линкольн утверждает, что конфликт ведет к ускорению самосознания, поиску и объединению единомышленников, помогает расставить приоритеты и приобрести новые рабочие контакты.

Ну об отрицательном воздействии, думаю, говорить вам и не нужно, каждый хоть раз испытал его на себе.

Классификаций таких столкновений множество, оставим все подробности специалистам, а я опишу лишь основные виды:

  1. Между группами, внутри групп, между личностями и внутри одной личности.
  2. Горизонтальные, вертикальные, смешанные – определяются так по вертикали власти и подчинения.
  3. Конструктивные, деструктивные.
  4. Субъективные и объективные – разделяются так по причинам возникновения.

Хочу уделить внимание еще одной классификации – Дойча, это уже ближе к психологическим процессам человека:

  • подлинный – партнер разбил вашу любимую чашку – всеми осознается, воспринимается как есть: он кается, вы лютуете;
  • случайный – вы опоздали на встречу из-за отмены автобуса – зависит от обстоятельств, которые легко меняются, остается осадок, но не всегда осознается;
  • смещенный – спор сотрудников по поводу схемы – за ним скрывается другой конфликт, который в основании этого (например, подсиживание сотрудником первого);
  • неверно приписанный – сестра не разрешает одевать свои туфли – первая не понимает зачем, вторая не понимает почему нет, возникает на основе ошибочного понимания ситуации;
  • латентный – должен был быть уже давно, но не возникает, так как стороны его не осознают – сын не идет на “свои хлеба” в 35 лет, родители защищают;
  • ложный – один не так посмотрел, второй не так ответил – существует только из-за того, что нет понимания, что отсутствуют объективные основания.

К сожалению, на работе, между детьми в школе часто возникают последние 3 вида конфликтов. И обрастают такими интригами, что потом сложно разрулить. Кстати, еще и смещенный часто бывает, ведь сложно простить предыдущие косяки, вот и выходит наружу негатив, возможно, ненависть при первом удобном случае.

Бригада гастарбайтеров

Представь такую ситуацию. У тебя в распоряжении 20 гастарбайтеров. Более половины из них мастерок и в руках не держали, могут только подавать, таскать и месить. Тебе нужно срочно сдать объект и от того, насколько качественно проведена работа, зависит дальнейшая судьба предприятия. Контролировать всех и все время ты не можешь. В строительстве разбираешься постольку-поскольку. Гастарбайтеры плохо понимают русский. Каковы твои действия?

Могу спорить, что вне зависимости от степени их разумности, ты постараешься взвалить на себя неподъемный груз. Естественно, он раздавит своей тяжестью. Это напоминает ситуацию, описанную многими американскими авторами. Они приводят в пример анонимный социальный опрос населения, показавший, что данные себе обещания выполняют лишь 8 % участников. Десятки тысяч людей в разных штатах участвовали в этом опросе. 92 % не потянули. Почему?

Вернемся к гастарбайтерам. Если ты им покажешь проектную документацию, не поймут. В голову тебе не залезут. Значит, необходимы три шага:

1. Найти того, кто нормально говорит по-русски.

2. Найти того, кому они будут подчиняться, и поставить его во главе стройки.

3. Найти того, кто имеет навыки и опыт работы.

Причем искать из числа имеющихся в наличии. Хорошо, если 2 и 3 требование совместимы в одном человеке. Он распределит, кому и чем заняться и будет контролировать процесс. В итоге получим такую картину:

Причем тут гастарбайтеры? Сейчас объясню.

Работяги – это твои возможности. Таланты, умения, фантазия, стремления и т. д. Более половины из них складывались и взращивались бессистемно, они практически неосознанны – плохо говорят на языке сознания. Ты строишь свою жизнь, конкретная задача стоит в настоящем времени. Значит тебе необходимы все ресурсы, кроме того, нужно, чтобы они не проматывались вхолостую.

Мало того, что ты не владеешь собой, ты даже с собой договориться не в состоянии. Что сейчас важнее – бросить курить или заработать? Вижу возражения – мол, одно другому не мешает. Из возражений следует, что ты хочешь заниматься самосовершенствованием и самовоспитанием ради него самого. Что ж, уважаю. Да только ни в какой области ты ничего не добьешься.

Помнишь, я говорил о великих людях? Знаешь в чем их отличие от прочих? В умении распределять ресурсы. Много пишут о роли одержимости целью или идеей. Умению мотивировать себя и приоритетах. Лучшие идеи собраны и обработаны здесь – «Практическая мотивация». Если еще не прочел, ознакомься. О ресурсах, в том числе невосполнимых, тут – «Время твоей жизни». Все, что там написано, хорошо работает, но внутренние конфликты все равно унесут часть твоих сил.

Пока ты не смиришься с собственной слабостью – сигаретой – и не «забьешь» на нее, 100 % отдачи в другом не будет. Это правило, которому подчиняются все стороны жизни.

Классификация


Адаптационный вид внутриличностного конфликта

Нужно знать, что внутриличностный конфликт имеет условное распределение, так как внутри отдельно взятого индивидуума могут присутствовать различные типы и виды.

В мотивационной сфере различают следующие виды.

  1. Нравственный. Конфликт, в котором не стыкуются моральные и личные установки, долг и желание не находят компромисс.
  2. Адаптационный. Происходит разлад индивида с окружающей действительностью, возникают сложности в профессиональном и социальном привыкании.
  3. Неадекватная самооценка, наблюдается диссонанс между претензиями и оценкой своих способностей индивидуумом.
  4. Нереализованные желания. Происходит несоответствие внешней установки и внутренних предпочтений, что препятствует реализации целей.
  5. Мотивационный. Наблюдается разногласие между безопасностью и желанием обладать, сложность возникает между двумя положительными вещами, которые находятся внутри бессознательных стремлений.
  6. Ролевой. Включает в себя:
  • межролевой — является невозможностью осуществлять одновременно несколько ролей;
  • личностно – ролевой, когда из-за отсутствия способности или желания, личность не соответствует своей роли.

Основываясь на социально — потребительских признаках, различают такие конфликты:

  • между потребностями;
  • потребностью и социальной нормой;
  • между социальными нормами.

Человек имеет потребности, которые противостоят друг другу, что побуждает к определенным действиям. В некоторых случаях возникает желание получить одновременно противоречивые вещи, что не дает действовать. Например, малыш хочет съесть конфетку, а мама просит отдать сладкое ей. Ребенок испытывает конфликт своих потребностей с просьбой мамы, из-за чего начинает плакать.

Существует три основных типа внутриличностных конфликтов:

  • истерический — когда наблюдается борьба между «могу» и «хочу»;
  • неврастенический — происходит несоответствие «могу» и «должен»;
  • обессивно – психастенический — происходит борьба между «хочу» и «должен».

Типы внутриличностных конфликтов


Витальный тип — с одной стороны ребенок должен делать уроки, которые он не любит, с другой — быть наказанным при невыполнении домашних заданий

Данная классификация была основана Левиным.

  1. Эквивалентный. Происходит зарождение конфронтации, когда субъект должен выполнять две, а то и больше значимых для него функций. Правильным разрешением противоречий является компромисс, частичное замещение.
  2. Витальный. Наблюдается в ситуации, когда субъект вынужден принимать решения, которые одинаково не привлекательны.
  3. Амбивалентный. Проявляется столкновение, когда результаты аналогичных действий в равной степени отталкивают и прельщают.
  4. Фрустрирующий. Происходит при неодобрении социумом, когда происходит расхождение с принятыми устоями и нормами.

Формы проявлений


Неврастения — форма проявления внутриличностного конфликта

  1. Неврастения. Проявляется в невыносимом отношении к сильным раздражителям, снижении работоспособности, подавленном настроении, головных болях, в плохом сне.
  2. Регрессия. Данное состояние выражается уходом от ответственности, обращением к примитивному поведению. По сути, является механизмом психологической защиты. Человек пытается вернуться в тот период, когда ощущал себя защищенным. Регрессивное поведение характеризует невротическую и инфантильную личность.
  3. Эйфория. Заметно показное веселье и смех сквозь слезы, выражение радости в неадекватной ситуации. Может сопровождаться двигательным оживлением всего организма или мимическими проявлениями, психомоторным возбуждением.
  4. Проекция. Один человек приписывает другому негативные качества, критикует других людей.
  5. Рационализм, который проявляется самооправданием своих поступков и действий. Основан на скрытии от своего сознания настоящих чувств, мыслей, мотивов путем использования приемлемых объяснений собственного поведения. Данное состояние объясняется потребностью в сохранении собственного достоинства, своего самоуважения.
  6. Номадизм. Проявляется частой сменой места жительства, работы или семейного положения.

Можете ознакомиться с причинами и способами разрешения такого конфликта.

Теперь Вы знаете, что означает понятие внутриличностного конфликта. Как видите, существует ни одна форма проявления данного состояния

Важно понимать, что внутренний конфликт может быть, как осознанным, так и неосознанным, при этом он не становится менее значимым

Вы вступаете в открытую конфронтацию с человеком?

Нас учили прямо говорить человеку о том, что мы его отвергаем или устанавливаем свои порядки. Однако человека впечатлительного подобные заявления могут нервировать или вызвать у него неловкость, поэтому нам приходится тянуть со своим решением, боясь его озвучить.

Для подобных ситуаций у интровертов и сверхчувствительных людей есть в запасе более простые способы коммуникации. Одним из них воспользовалась Майбрит:

Обычно в письме человеку я делюсь с ним своими мыслями и впечатлениями. При этом мне приходится выражать чувства, которых я так боюсь, потому что они мне кажутся наивными и грубоватыми. Затем я разговариваю со своим собеседником с глазу на глаз. Никогда не знаешь, как все пройдет, но ведь простая переписка — это трусость по сравнению с беседой.

Майбрит, 46 лет

У переписки есть немало преимуществ перед устным общением: например, интроверты и сверхчувствительные личности чувствуют себя комфортнее в одиночестве, имея запас времени.

В таких условиях они лучше формулируют мысли и набираются храбрости, чтобы быть честными и добросовестными по отношению к себе.

Поэтому я предпочитаю получать волнительные известия в письменном виде. Например, получив отказ, я могу хорошенько обдумать сложившуюся ситуацию в тихой, спокойной обстановке и либо поплакать над ней, либо найти в этом что-то положительное. А вот при личном общении с человеком мне тяжелее воспринимать информацию, затрагивающую мои чувства.

Однако письменная коммуникация имеет также свои недостатки. Например, сообщение может быть истолковано неверно, поскольку письмо не передает интонацию и выражение лица отправителя.

Недопонимание между собеседниками значительно реже возникает при телефонном разговоре, поскольку интонация собеседника передает дополнительную информацию, а еще реже — при встрече с глазу на глаз.

Однако прямая конфронтация может отнять много сил у людей впечатлительных, помешав обстоятельному разговору, поскольку они лишь потом вспомнят, что на самом деле хотели сказать. Впоследствии человек пожалеет о проявлении своей излишней эмоциональности, помешавшей ему правильно сформулировать свою позицию, а не ляпнуть первое, что пришло в голову.

Помимо прочего, экстраверт, получив ваше сообщение об отказе или о чем-то неприятном, может счесть его грубым. Во избежание подобных недоразумений, заканчивая письмо, предложите обсудить все по телефону или встретиться лицом к лицу.

Как еще можно выйти из конфликта без нервного срыва

Многие специалисты на вопрос «Как можно выйти из конфликта?» отвечают: «Просто не стоит в него вступать!».

Например, постарайтесь не отвечать хамством на хамство. Гораздо лучше ответить обидчику спокойным тоном и емким предложением. Хамство провоцирует дальнейший виток конфликта и может усугубить любую ситуацию, да и с другой стороны, чем быстрее зачинщик конфликта поймет, что вы не намерены в него вступать, тем быстрее начнет искать другого, кто ответит на его провокацию. 

Есть еще один действенный способ выйти из конфликта с достоинством, честью и минимальными потерями. Если двое не могут договориться, надо позвать третьего. Но не того, кто займет конкретно чью-то сторону и вырастит конфликт до группового, а того, кто беспристрастно рассудит спор и даст дельный совет. 

Следует выяснить, кто и как оказался вовлечен в конфликт, каковы истинные причины споров и какова вероятность разрешения с выгодой для всех его участников.

В любом случае, любой конфликт легче предотвратить, чем заглушить. Стоит вовремя реагировать и просматривать вперед любые потенциально конфликтные ситуации, принимать своевременные решения и избегать некоторых конфликтных людей. Стоит также правильно формировать собственное поведение, быть уверенным в себе и своих силах, при этом адекватно оценивать свои возможности.

Думайте и действуйте, ищите компромисс, не идите на поводу у провокаторов – тогда возможностей втянуть вас в конфликтную ситуацию будет гораздо меньше.

Проявление внутренних конфликтов

Внутриличностный конфликт проявляется в когнитивной, поведенческой и эмоциональных областях. Некоторые специалисты выделяют еще и четвертый вид проявления внутриличностных конфликтов – интегральные показатели.

» Когнитивная область – это проблемы с самооценкой и самоидентификацией, препятствия, которые негативно влияют на принятие оптимального решения и его реализацию.

Примеры: у человека понижается самооценка; индивид испытывает определенные трудности в принятии решений; личность испытывает сомнения в своих собственных принципах, мотивах и стремлениях; у человека возникает противоречивость в восприятии собственного образа и т.д.

Внутриличностный конфликт в поведенческой области проявляется в виде отсутствия удовлетворенности в осуществляемой деятельности, грубом общении с окружающими людьми и прочих отрицательных изменений в поведении индивида.

Примеры: у человека понижается уровень продуктивности, а качество работы существенно падает; личность испытывает неудовлетворенность собственной деятельностью; с коллегами и родными человек начинает общаться грубо и на повышенных тонах и т.д.

В эмоциональной области конфликты данного вида возникают в форме негативного мышления, цинизма, нигилизма, повышения уровня эмоциональной напряженности. Человек испытывает психоэмоциональное напряжение и серьезные переживания, имеющие отрицательный характер.

Примеры: человек теряет интерес к жизни; индивид становится апатичным; человек впадает в депрессивное состояние; личность живет в постоянном стрессе и т.д.

Проявление внутриличностных конфликтов в виде интегральных показателей – это комплексные нарушения психики индивида.

Примеры: у человека усиливается психологический или эмоциональный стресс; у индивида присутствуют нарушения в адаптационном механизме; у личности наблюдаются нарушения длительного характера, которые не дают ему приспособиться к новым обстоятельствам и т.д.

Как справиться с конфликтным противоречием

Разрешение внутреннего конфликта может «пойти» по двум направлениям:

  • деструктивному — когда осознает конфликт, но вместо того, чтобы из него выходить, не предпринимает никаких действий. Последствия этого пути — стресс, заболевания нервной системы, напряжение, кризис, неуверенность в себе
  • конструктивному — выход из конфликта без вреда для здоровья возможен, только если человек планомерно двигается вперед, обретает новые навыки, адаптируется, учится избавляться от напряжения.

Ниже мы приведем несколько тактик, придерживаясь которых вы сможете выйти из внутренней борьбы и принять взвешенное решение:

1. Адекватно оцените ситуацию. Проанализируйте, что именно вызвало конфликт, какие чувства вы испытываете при этом? Что вы можете сделать, чтобы нейтрализовать неприятные моменты? Не пытайтесь оправдываться, искать компенсирующие или смягчающие обстоятельства, идти на компромисс. Будьте честны с собой.2. Действуйте. Есть один способ принять решение, если вы никак не можете это сделать. Подбросьте монетку, если выпавший результат вам не понравился, значит, вы уже приняли решение.3. Позвольте себе ошибаться. Оценивайте промахи только спустя время и только с ясной головой. Под влиянием эмоций конструктивного анализа не получится.

4. Помните, что вы не можете все и вся контролировать. Форс-мажорные ситуации случаются и довольно часто и, конечно, они нарушают наши планы. Старайтесь быть гибкими, учитесь подстраиваться и адаптироваться под конкретную ситуацию.

5. Оцените страх. Если во время внутреннего конфликта вы чувствуете тревогу или страх, оцените, насколько он рациональный. Действительно, ли то, чего вы боитесь, так сильно на вас может повлиять? Что будет, если ваши тревожные ожидания сбудутся? Что вы будете делать потом? Составьте себе хотя бы приблизительный список дел, если ваши опасения станут реальными — так вы будете понимать, как действовать, и не дадите страху управлять вами.6. Найдите занятие по душе. Избавиться от накопленных эмоций вам поможет спорт, физические упражнения, танцы или просто новое хобби. Слушайте свои желания и занимайтесь, что вам на по-настоящему нравится, тогда причин для конфликтов станет меньше.7. Научитесь прощать обидчиков. Быть может, это не так просто, как кажется

Но многократное прокручивание ситуации в голове только заострит ваше внимание на конфликте. Ваш обидчик уже и думать перестал, быть может, он даже и не заметил, что вас обидел, а вы все нагнетаете и нагнетаете.

Монахова Альбина Петровна
клинический психолог

Снижать уровень внутреннего конфликта необходимо каждому, у кого возникают те или иные противоречия. Все потому, что борьба — это всегда стресс для организма. А чем выше уровень стресса, тем хуже человек себя чувствует.

Опрощение

Это изменение выражается в том, что производная основа слова, состоящая из отдельных морфем, со временем может превратиться в непроизводную, нечленимую, в которой все морфемы «срослись» в один корень. Этот процесс тесно связан с деэтимологизацией слов, т. е. с утратой ими прежних смысловых связей.

Приведем примеры. В слове веник в современном русском языке непроизводная основа, совпадающая с корнем: веник-. Но почему орудие для подметания названо именно так? Современный носитель русского языка вряд ли ответит на этот вопрос, если не заглянет в специальную литературу или в интернет. Дело в том, что веник получил название по способу его изготовления. Существительное веник в прошлом было образовано от вен ‘венок; связка веток’ с помощью суффикса -ик-. В свою очередь, слово вен восходит к глаголу *viti ‘вить’ и буквально означает ‘то, что свито’.

Лексема вен сохранилась до наших дней в некоторых русских диалектах, но в литературном языке она отсутствует. Это и стало причиной того, что слово веник стало восприниматься большинством говорящих по-русски людей как непроизводное. Бывший суффикс -ик- в нем стал частью корня.

Еще пример. Глагол воспитать пришел из церковнославянского языка, этимологически является производным от питати ‘кормить, насыщать’ и когда-то имел в своем составе приставку воз-. Однако первоначальное значение слова воспитать — ‘вскормить’ — впоследствии утратилось. Новые смыслы ‘вырастить ребенка, воздействуя на его духовные, нравственные и физические качества’, ‘привить кому-либо определенные чувства или навыки’ оказались слишком слабо связанными (или вовсе не связанными) с первоначальным значением ‘кормить’. Глагол воспитать потерял семантическую связь с питать и стал восприниматься в сознании говорящих как непроизводный. Приставка воз- (вос-) перестала быть отдельной морфемой и вошла в состав корня.

Иногда к опрощению основы может привести изменение значения не производного слова, а производящего. Так, существительное гребень исторически происходит от глагола грести (гребу). Однако данный глагол с течением времени утратил такое свое значение, как ‘чесать (волосы)’. Эта утрата привела к разрушению связи слов гребень и грести, и производное существительное превратилось в непроизводное.

Деэтимологизации и опрощению морфемного состава способствуют фонетические изменения в языке. Благодаря им даже родственные лексемы могут стать настолько непохожими друг на друга внешне, что их первоначальные семантические и генетические связи не просто утрачиваются в сознании носителей языка — их бывает трудно выявить даже с помощью научного этимологического анализа.

Один из несложных примеров — существительное сажа, в современном русском языке непроизводное. Однако «предок» этого слова в праславянскую эпоху был образован от глагола *saditi (ср. садить, сажать) с помощью суффикса *-j-: *sadja. Буквальное значение — ‘то, что насело; осадок’. Однако согласный звук *j ассимилировался, слился со стоящим перед ним согласным *d, вызвав изменение его произношения. На месте древнего сочетания *dj появился мягкий звонкий шипящий , впоследствии отвердевший. Так из древнего праславянского *sadja получилось современное русское сажа, и указанные фонетические изменения способствовали тому, что его связь с глаголом садити была утрачена.

Также опрощение может происходить в случае, когда какая-либо морфема утрачивает свою продуктивность (перестает употребляться для образования новых слов). Например, существительное пир образовалось в праславянскую эпоху от глагола пити c помощью суффикса -р-: *piti > *pirъ. В современном русском языке оно непроизводное.

Благодаря опрощению в языке появляются новые корневые морфемы.

Как проявляется личностный конфликт?

Когда внутренние противоречия обостряются, снижается качество жизни.

Симптомы внутриличностного конфликта:

  • апатия;
  • замкнутость;
  • депрессия;
  • понижение самооценки;
  • раздражительность;
  • тревога;
  • невозможность сосредоточиться;
  • потеря интереса к жизни;

В зависимости от степени тяжести и вида проблемы симптомы могут изменяться. В одних случаях пациент старается отвлекать себя делами: наводит чистоту дома, раскладывает книги в алфавитном порядке, активно трудится на работе. В других наблюдается упадок сил, апатия. Это наиболее распространённая реакция на когнитивный диссонанс. Когда индивид не может сделать выбор, понять, простить себя, его преследуют навязчивые мысли. Появляется тревога. Люди в таком состоянии становятся рассеянными, плохо сосредотачиваются. Их мысли заняты: ум постоянно ищет выход, натыкается на непримиримые разногласия между чувствами и разумом, идет по кругу.

Проверьте свои знания

Если вы хотите проверить свои знания по теме данного урока, можете пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов. В каждом вопросе правильным может быть только один вариант. После выбора вами одного из вариантов, система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время

Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются

Cтатистика На весь экран

Хорошего настроения вам и никаких конфликтов!

А дальше вам предстоит пройти экзамен по материалу всего курса.

Польза от упражнения 16 ассоциаций.

Мы выполняем упражнение и осознаем, что на нас влияет. Осознание позволяет менять ассоциации — трансформировать их.

Ученые установили: мы вспоминаем не само событие, а последнее воспоминание о нем.

Чем больше новых ассоциаций мы приложим к ключевому слову, тем сильнее изменится активируемая этим словом цепь.

Общий эмоциональный окрас всей цепи зависит от того, как будут окрашены ассоциации из которых эта цепь состоит, и какие чувства у нас возникнут при следующем вспоминании этого слова.

А мы знаем, что чем ярче будет эмоция, тем сильнее (и быстрее) будет эффект перезаписи.

Выполнив упражнение, мы получаем готовую КАРТУ для дальнейшей работы: становится понятно, что можно использовать как ресурс, а что и почему необходимо поменять.

После выполнения упражнения оставьте листик при себе, подпишите дату, а через некоторое время выполните упражнение заново и сравните результаты.

Откуда берутся внутренние конфликты

Конечно, они сначала были внешними, как все, что впоследствии стало нашей психической реальностью. Они были чьими-то голосами, поступками и действиями. А может быть, даже пожиманиями плечами и ухмылками. И эти все проявления окружающих и были в противоречии между собой. Вот, та же мама или тот же папа могли говорить, что нужно делиться всегда с друзьями, а когда их сын приходил со школы без тетрадки по алгебре, в которой нужно было делать домашнее задание, и которой он «поделился» с другом, мальчика, конечно, ругали. «Чего разбазариваешь свои вещи!» — говорили.

Вот, редко, к сожалению, родители объясняют нюансы, последствия — что будет, если сделать так, что будет, если эдак… В такой ситуации или в такой. Обычно на это времени не хватает, и воспитание ограничивается короткими емкими фразами. И что в итоге имеем? Два послания: «всегда делиться» и «никогда не давать», к примеру. И вот как с этим жить? Что и когда применять? В каких случаях? Не понятно. Вот психика и выкручивается как-то — все время находясь в конфликте с собой. И тратится на это зачастую очень много энергии и сил.

Как внутренний конфликт становится внешним

Человек с неосознаваемым внутренним расщеплением вынужден его помещать в общение с другими людьми. Ну, вот, к примеру. Обманул один человек другого, украл деньги. А потом, когда выяснилось, начал валить на него вину: мол, это ты меня довел, я был вынужден их взять! Из-за чего это происходит? Внутри укравшего борются две части: та, которая, считает, что ему нужны деньги и их легко достать известным способом, и та — которая считает, что воровать — это плохо, стыдно.

Но в отношениях он одну из сторон проецирует на оппонента. А себе оставляет другую, и тогда как-то легче — защищать лишь одну точку зрения, а не сразу две внутри себя.

Или, например, часто бывает: мужчина женат, но желает другую женщину. И, к примеру, желать ее не разрешают внутренние установки. Но когда он все-же разрешает себе реализовать свое желание в какой-то собою же осуждаемой форме, то чтобы как-то избавиться от «букета» сложновыносимых чувств — вины, стыда и т.д., он старается ответственность за содеянное возложить на объект его желания: мол, это все ты короткую юбку надевала, вот я и нестерпел! Тогда один внутренний оппонент проецируется в эту женщину (который, например, говорит: «живи в удовольствие»), а другой оппонент остается себе — «нельзя изменять жене», к примеру.

И так можно разобрать многие конфликты и недопонимания.

Демонстрация: «Как начать отдыхать». Поиск взаимной выгоды

Т: — Хорошо, Андрей. Какая у тебя проблема?

К: — Я никак не могу нормально отдохнуть.

Т: — А что тебе мешает?

К: — Да всё время думаю о делах. Я понимаю, что нужно отдыхать, но дел столько.

Т: — То есть ты вообще не отдыхаешь?

К: — Ну почему! Отдыхаю. Но как-то урывками и всё время с мыслью о делах.

Т: — А ты хотел бы отдыхать больше?

К: — Может не столько больше, сколько качественней. Так, чтобы расслабиться и больше ни о чём не думать.

Т: — А когда ты работаешь, ты об отдыхе думаешь?

К: — На работе – нет. А когда домой прихожу — часто ругаю себя за то, что вместо того, чтобы отдыхать, тут же начинаю что-то делать.

Т: — Хорошо. Давай сейчас попробуем решить эту твою проблему. Можно ли её сформулировать так: «хочется отдохнуть полноценно, но мешают мысли о делах»?

К: — Так оно и есть.

Т: — Теперь представим, что у тебя есть две конфликтующие части: одна ответственна за отдых, вторая – за дела. Похоже?

К: — Да, похоже что так.

Т: — Отлично. Теперь для каждой части нам нужно подобрать образ, имя, лозунг и подходящую руку.

К: — Ответственная за отдых, я бы её назвала «Кот» – лежит такой, отдыхает. Образ: такой черный гладкий здоровенный зверь, лежит на диване. Лозунг: «Давай поваляемся, мур-р!» Рука правая. Теперь часть ответственная за дела: такой мужичёк в спецовке, с инструментами на поясе, всё время чего-то чинит. Имя – «Работяга». Лозунг: «Надо заниматься делом!» Рука – левая.

Т: — Хорошо. А какие намерения у каждой из этих частей?

К: — С «Котом» всё понятно – комфорт. А «Работяга» стремится, как мне кажется, успеть сделать всё. Чтобы проблем не было. Намерение – избегание проблем.

Т: — Намерение должно быть положительным. К чему он стремиться избегая проблемы?

К: — Хм… К успеху, наверно. Для того, чтобы быть успешным, надо научиться решать проблемы.

Т: — Итак. Намерение «Кота» – комфорт, «Работяги» – успех. Правильно?

К: — Да, вполне.

Т: — А теперь мысленно встань на место «Кота» и подумай, чему может тебя, как «Кота», научить «Работяга»?

К: — Целеустремлённость и активности. Активно действовать в нужном направлении.

Т: — Это важно для тебя, как «Кота»?

К: — Да, вполне.

Т: — Есть ли ещё что-то достаточно важное, чему «Работяга» может научить «Кота»?

К: — Нет, это всё.

Т: — Хорошо. Теперь встань на место «Работяги». Чему тебя, как «Работягу» может научить «Кот»?

К: — Целостности. Как вы бы сказали – конгруэнтности. Умению целиком погрузиться в состояние.

Т: — Это важно для тебя, как «Работяги»?

К: — Очень.

Т: — Есть ли ещё что-то достаточно важное, чему «Кот» может научить «Работягу»?

К: — Нет.

Т: — Теперь ты можешь соединить свои руки и разрешить этим частям объединится, стать единым целым.

К: — Да, у меня получилось.

Т: — Что у тебя получилось? Что там за новая часть образовалась?

К: — Я бы назвал её «Гармоничный человек». Он чётко знает, когда что-то делать, а когда стоит отдохнуть. При чём и то, и то, он делает достаточно эффективно.

Т: — А как эта часть выглядит?

К: — Парень в джинсах, в модной футболке с плеером и портфелем в руках. Собранный такой.

Т: — А какое намерение у «Гармоничного человека».

К: — Ну это понятно – гармония, целостность.

Т: — Отлично. А теперь спроси себя: — Есть ли внутри тебя части, которые против того, чтобы ты проинтегрировался с этой новой частью «Гармоничный человек»?

К: — Таких частей нет.

Т: — Тогда возьми в себя эту новую часть, проинтегрируйся с нею.

К: — Сделал.

Т: — Что у тебя получилось?

К: — Ну, во-первых какой-то подъём, ощущение не счастья, но какой-то завершённости. И тепло во всём теле.

Т: — А как ты теперь будешь отдыхать?

К: — Если надо – лягу и отдохну. Или музыку послушаю. Можно фильм посмотреть, можно книгу почитать. Что хочется – то и делаю.

Т: — А дела?

К: — Ну так это когда нужные дела сделал. Во! Теперь буду делать только то, что действительно нужно.

Т: — Это то, что ты хотел?

К: — Да, вполне.

Т: — Спасибо.

Способы избавления от внутреннего конфликта

Каждый внутриличностный конфликт должен быть разрешен. Если не избавиться от него в момент зарождения, то нахождение в таком состоянии может отравлять человеку всю оставшуюся жизнь. При наличии конфликта невозможно радоваться жизни в полной мере. Как избавиться от внутреннего конфликта?

Принятие решения

Данный шаг является первоначальным, без его осуществления невозможно двигаться дальше. Человек должен научиться брать на себя ответственность за собственное счастье. Ни у кого нет возможности исправить ситуацию, кроме как самостоятельно. Именно поэтому внутриличностный конфликт является серьезной вещью и его невозможно не заметить

Важно осознавать, что твердое принятие решения направит мысли по правильному руслу, освободив от вечных размышлений в поисках лучшего решения. Убегать от себя бессмысленно

Достижение гармонии

Каждый человек мечтает жить в гармонии с собой, чтобы ничего не мешало быть счастливым и все трудности жизни преодолевались легко. Невозможно избавиться от внутреннего конфликта, не придерживаясь данного мышления. Обязательно надо стремиться к осознанию своих истинных желаний и потребностей. Таким образом, вы освободитесь от конфликта, обозначив свои границы.

Сосредоточение на цели

Человеку необходимо иметь жизненную цель, вдохновляющую вставать по утрам и развиваться для ее осуществления. Наличие внутриличностного конфликта становится преградой в собственной самореализации. Но человеку свойственно мыслить о возможной неудаче. Чтобы избежать ее многие люди решают вообще ничего не делать. Но таким подходом не избавиться от наличия проблемы. Ситуация усугубится еще сильнее

Навык сосредоточения на важной задаче помогает справиться с внутриличностным конфликтом. Важно иметь четкое представление последовательности действий

Преодолевая трудности, укрепляется характер, возрастает уверенность в своих силах.

Избавление от сомнений

Большинство людей испытывает страх к совершению ошибки, разочаровываясь в собственных способностях еще сильнее. Нахождение длительное время в сомнениях пагубно влияет на человека. Неудачам подвержен каждый, но человека с сильной волей им не сломить. Для борьбы с внутриличностным конфликтом стоит сначала избавиться от сомнений. Любой страх может усложнить ситуацию, мешать действиям и принимать важные решения. Справившись с тревогами и сомнениями, можно достичь огромных высот, приблизившись к собственной мечте.

Что такое внутренний конфликт?

Внутренний конфликт в психологии — это сложное многоликое явление. Психологи называют его когнитивным диссонансом. Это угнетённое состояние индивида, вызванное столкновением противоположных убеждений, мыслей, желаний. Такое случается, когда честный гражданин решается на кражу. Люди называют это муками совести. По сути это и есть внутренний конфликт. Так бывает, когда священник, давший обет безбрачия, влюбляется.

Когда человек, который придерживается определенных убеждений, нарушает собственные правила, у него возникает чувство внутреннего противоречия. Психологический дискомфорт может доставлять глубокие страдания. Избавиться от них самостоятельно удается не всегда.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Volga story
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: