Самый подходящий спорт для самых активных детей

Гиперактивный ребенок: что делать? Советы родителям гиперактивного ребенка

Коррекция гиперактивности детей и общие рекомендации родителям по работе с гиперактивными детьми:

  • Озвучивая свои требования и инструкции ребенку, старайтесь соблюдать последовательность и реальность: «сейчас я буду тебя одевать» или «мы оденемся и пойдем на улицу» (а не так: «если не оденешься, не знаю, как мы дальше будем общаться»);
  • Не забывайте о том, что ваш ребенок не из вредности дергает ногой и вскакивает в транспорте, когда вы просите его спокойно посидеть. Да и невнимательным ребенок бывает не специально.
  • Старайтесь всегда держать под контролем его действия, а лучше — все совершать вместе, придерживаясь определенного ритма.
  • Не отвечайте ребенку однозначно и грубо: объясните, почему такое поведение недопустимо или обижает вас.
  • Старайтесь вести себя с ребенком адекватно: не завышайте планку своих требований, но и не старайтесь ему потакать.
  • Если у вас невнимательный ребенок, наберитесь терпения и спокойно повторяйте свои просьбы столько раз, сколько потребуется для того, чтобы вас услышали.
  • Старайтесь вызвать у ребенка интерес, подключив его тягу к соревнованию: «Давай, кто быстрее соберет игрушки — тот съет пирожное в холодильнике».
  • Всегда показывайте свою реакцию на слова и жесты ребенка, не игнорируйте его.

Критерии подбора спортивных кружков

Вопрос, как выбрать секцию для ребёнка, порой ставит мам и пап в тупик. На что ориентироваться и чем руководствоваться, чтобы не навредить сыну или дочери? 

Желание ребёнка

Это главный критерий. К сожалению, родители часто записывают детей в ту секцию, куда сами ходили в детстве. Например, папа всё детство провёл с клюшкой на льду, и теперь на вопрос, в какую спортивную секцию отдать мальчика, ответ один — хоккей. Или, наоборот, взрослые пытаются вырастить чемпиона по виду спорта, в котором не реализовались сами. Скажем, мама в детстве мечтала стать балериной, и поэтому ставит дочку к станку. Но подавленные желания не должны влиять на то, в какую спортивную секцию отдать девочку.

Опираться стоит на склонности и интересы ребёнка, а если он не проявляет желания заниматься каким-то определённым видом тренировок — не стоит заставлять, иначе эффектом может стать ненависть к любому спорту.

<<Форма демодоступа>>

Природные способности

Хорошие начальные данные обеспечивают гладкий старт. Если ребёнок гибкий — стоит попробовать гимнастику, любит забираться на деревья — поискать кружок по скалолазанию

У каждого свои способности, и важно учитывать их при выборе спортивной секции. 

Состояние здоровья

Посоветуйтесь с врачом и ознакомьтесь с возможными противопоказаниями и рекомендациями. Например, если ребёнок склонен сутулиться — плавание определённо пойдёт на пользу. 

Близость занятий к дому

Размышляя о том, в какую спортивную секцию отдать ребёнка, изучите все возможные варианты рядом с домом. Школьная нагрузка — довольно высокая, и будет тяжело после занятий ехать в секцию через весь город, а ученику начальных классов и вовсе может понадобиться помощь и сопровождение взрослых. 

Сарафанное радио

Поспрашивайте друзей о разных секциях, всегда полезно узнать о чужом опыте. Возможно, приятели вашего ребёнка уже куда-то записаны, и он с удовольствием присоединится. Не стесняйтесь задавать другим родителям вопрос, как выбрать секцию для ребёнка, прислушивайтесь к советам, но помните, что окончательное решение остаётся за вами. 

Советы психологов

Психологи отмечают, что ели у ребенка имеются признаки гиперактивности, то следует начать их устранение, чем раньше, тем лучше. Такой подход помогает избежать трудностей, возникающих из-за поведенческих нарушений ребенка, стрессов и разочарований со стороны его родителей и окружающих людей, да и самого малыша. Поэтому при установленном диагнозе СДВГ не следует пренебрегать помощью врача – специалиста и психолога, чтобы не потерять время.

Психологи отмечают, что правильно организованный распорядок дня, благоприятная обстановка в семье помогает ребенку в лечении СДВГ. Кроме того советы психолога такие:

  1. Обеспечьте ребенку спокойную, стабильную, нераздражающую обстановку. Это поможет снизить накопление и выброс сильных эмоций.
  2. У него должны сформироваться необходимые рефлексы, которые помогут четко соблюдать распорядок дня. Например, лечь спать после того, как мама прочтет сказку или споет песенку.
  3. Для сброса лишней двигательной активности необходимо организовать ребенку занятия в спортивных секциях.
  4. Не заставляйте гиперактивного ребенка долго заниматься утомительной работой, сидеть на одном месте. Периодически позволяйте активные действия для выхода лишней энергии.

Устранить проблемы, связанные с гиперактивностью у детей вполне выполнимая задача. Главное давать ребенку возможность выплеснуть лишнюю энергию, заинтересовывать учебным процессом, развивать творческие способности, а главное учитывать особенности ребенка при оценке его действий.

Тревожные звоночки для психолога

Итак, когда нужно бить тревогу и обращаться к психологам? СДВГ, как правило, проявляется в 3-4 года, когда заметны нарушения со стороны:

  1. внимания;
  2. движения;
  3. коммуникабельности

Характерны недостатки в координации мелкой моторики, движения, а именно ребенок неуклюж, неловок. Часто не может самостоятельно завязывать шнурки, застегивать пуговицы, осваивать навыки рисования и т.д.

На занятиях такие дети характеризуются неусидчивостью, быстро теряют интерес и внимание к информации, полученной на уроках. Они не могут выполнить задание до конца, часто отвлекаются, а успеваемость в это время снижается

Если в семье есть братья, сестры, родители часто сравнивают их с ними. Тем самым усугубляя ситуацию, развивая тем самым комплексы. Гиперактивные дети неответственно относятся к поручениям взрослых, редко помогают родителям. На замечания отвечают упрямством, агрессией или вспыльчивостью. Слова запрета или какие-либо наказания не воспринимаются и имеют только отрицательный эффект.

К подростковому периоду некоторые проявления синдрома исчезают, а другие наоборот обостряются, например, импульсивность, враждебность, недоброжелательность и т.д., которые сохраняются и во взрослом возрасте. Такие качества негативно сказываются на личной жизни и на коммуникации в социуме.

Может ли спорт навредить ребенку

По мнению специалистов неправильно подобранный вид спорта или неверно составленный график занятий действительно вместо пользы могут принести вред ребенку. Особенно это касается занятий в дошкольном и младшем школьном возрасте.

По мнению врачей до 10 лет занятия спортом должны носить общеукрепляющий характер без интенсивных нагрузок и ежедневных тренировок.

Особое внимание при выборе секции необходимо уделить в младшей школе. Тренировки не должны мешать учебе и у ребенка еще должно оставаться время на отдых и прогулки с друзьями

Несомненно, прививать любовь к спорту нужно с детства, но делать это необходимо правильно и без перегибов. Физические занятия должны в первую очередь приносить удовольствие ребенку, ведь только в этом случае спорт пойдет на пользу.

Если вы заметили, что ваш малыш пассивен, не хочет учиться, все время проводит в планшете или телефоне, у него нет друзей, и его ничего не интересует, пора бить тревогу. Поговорите с ребенком и выберите для него интересный вид спорта и уже через несколько недель вы заметите, как ваш ребенок начнет меняться.

Симптомы гиперактивности

Чтобы отличить обычного активного и энергичного малыша от ребёнка с дефицитом внимания и гиперактивностью, нужно учитывать несколько факторов. Признаки гиперактивности у детей могут появиться уже в 2-3 года. Поэтому диагноз можно определить в детском саду, когда ребёнок начинает общаться со сверстниками, с воспитателями. Чтобы понять, страдает ли этим недугом ваш малыш или нет, нужно познакомиться с особенностями гиперактивных детей:

  • Волнение и тревога без видимых причин.
  • Смена настроения, постоянные слезы, чувствительность, чрезмерная восприимчивость.
  • Проблемы со сном.
  • Осложнение речи.
  • Коммуникационные проблемы.
  • Абсолютное непослушание.
  • Агрессивное поведение.

В семьях часто возникает вопрос, что делать родителям с гиперактивными детьми. Если вашему малышу свойственны некоторые эти симптомы, вам следует обратиться к врачу. Он проинструктирует вас, что следует делать, какие лекарства принять, как успокоить ребёнка.

Литература

1.Альтхерр,П.Гиперактивныедети. Коррекцияпсихомоторногоразвития / АльтхеррП., БергЛ., ВельфльА.,
ПассольтМ. — М:Издательскийцентр
«Академия», 2004

2.Брязгунов,И.П. Непоседливый ребенок или
все о гиперактивных детях / БрязгуновИ.П.,
КасатиковаЕ.В.
— М.:ИздательствоинститутаПсихотерапии,
2002

3.Брязгунов,И.П..Дефицитвниманиясгиперактивностьюудетей / БрязгуновИ.П., КасатиковаЕ.В. — М.:Медпрактика-М,
2002

4.Заваденко,Н.Н. Гиперактивность и дефицит внимания вдетском возрасте
/ Заваденко Н.Н. — М.:Издательскийцентр «Академия», 2005.

5.Заваденко,Н.Н. Как понять ребенка: дети
с гиперактивностью и дефицитом внимания / Заваденко Н.Н. — Школа-Пресс, 2001

6.Монина,Г.Б.Гиперактивныедети. Психолого-педагогическаякоррекция / МонинаГ.Б., Лютова-РобертсЕ.К., ЧуткоЛ.С.. — СПб.:Речь, 2007

7.Рассел,А. БарклиВашнепослушныйребенок / РасселА. Баркли, КристинаМ.
Бентон.. — СПб.:Питер, 2004

8.Чутко,Л.С. Синдром нарушения внимания
с гиперактивностью у детей и подростков /ЧуткоЛ.С., ПальчикА.Б., КропотовЮ.Д. — СПб.:ИздательскийдомСПбМАПО, 2004

9.Чутко,Л.С. Синдром дефицита внимания
с гиперактивностью и сопутствующие расстройства /
Л.С. Чутко.-СПб.:Хока, 2007

A
MODERN APPROACH TO THE TREATMENT OF ADHD

BukhtoyarovI.,
Kutasov V. A., Shulga A. S.

Abstract. The article is devoted to modern
methods of diagnosis and treatment of attention deficit disorder and hyperreactivity. Considers drug and non-drug methods of
correction of this condition.

Keywords: ADHD, impaired attention and
hyperactivity.

References:

1. Altherr,
P. Hyperactive children. Correction of psychomotor development / Altherr P., Berg L., Wolfl A., M.
Passolt — M: Publishing center «Akademiya», 2004

2. Bryzgunov,
I. P. Restless child, or all about hyperactive children / Brezgunov
I. P., Kustikova E. V. — M.: Publishing house of
Institute of Psychotherapy, 2002

3. Bryzgunov,
I. P..attention Deficit with hyperactivity in children
/ Brezgunov I. P., Kustikova
E. V. — M.: Medpraktika-M, 2002

4. Zavadenko,
N. N. Hyperactivity and attention deficit in childhood / Zavadenko
N. N. — M.: Publishing center «Akademiya»,
2005.

5. Zavadenko,
N. N. How to understand the child: children with hyperactivity and attention
deficit / Zavadenko N. N. — The Moscow School Press,
2001

6. Monin,
G. B. Hyperactive children. Psycho-pedagogical correction / Monina
G. B., Lyutova-Roberts E. K., Sensitively HP. — SPb.: Speech, 2007

7. Russell A. Barkley Your naughty
child Russell A. Barkley, Christine M. Benton.. — SPb.: Piter, 2004

8. Sensitively, L. S. the Syndrome of
attention disorders with hyperactivity in children and adolescents / Chutko L. S., Tom A. B., Kropotov
Yu. d. — SPb Publishing house of the medical Academy of postgraduate
education, 2004

9. Sensitively, L. S. attention
deficit disorder with hyperactivity and related disorders / HP-Sensitively.-SPb.: Hawk, 2007

Советы родителям детей с СДВГ

Когда специалисты провели комплексную диагностику и поставили диагноз СДВГ, то подростку требуется медико-психологическая помощь. Родителям в обязательном порядке необходимо провести лечение ребенка. Кроме медикаментозной терапии подросток должен получить психолого-педагогическую помощь. Также нужно позаботиться о записи ребенка на психокорректирующие занятия.

Специалисты также советуют родителям:

  • Больше уделять внимания подростку, показывать ему свою любовь;
  • Посетить школу, поговорить с администрацией по поводу дальнейшей учебы;
  • Предложить ребенку занятия спортом в секции, помощь в выполнении домашних заданий;
  • Пересмотреть режим дня подростка;
  • Составлять перечень дел, которые ребенок должен делать ежедневно;
  • Отказаться от авторитаризма в воспитании школьника.

Специальные диеты способствуют снижению частоты эмоциональных вспышек. В рационе подростка должны преобладать белки, сложные углеводы. Стоит исключить употребление ребенком искусственные и химические продукты.

Родителям нужно развивать у подростка навыки самоконтроля. Научившись сдерживать свои эмоции, ребенок успешнее социализируется. Также нельзя усугублять проблему строгими наказаниями, постоянными упреками. Главная задача родителей – помочь ребенку справиться с заболеванием.

Неправильно думать, что патология пройдет с возрастом. Ее необходимо обязательно лечить. В противном случае болезнь негативно скажется на социализации ребенка. Но самостоятельная терапия здесь противопоказана. Лекарства должен назначать только врач.

А если ничего не делать, ребенок это перерастет?

Если СДВГ не корректировать, с возрастом он трансформируется в неорганизованность, непоследовательность и импульсивность. Такому человеку будет сложно долго работать на одном месте, достигать целей, бороться с жизненными вызовами. СДВГ может стать причиной различных зависимостей, аварий и рискованного поведения, безработицы и финансовых неурядиц, тревожных расстройств, депрессий, а иногда и самоубийства .

Поэтому, если вашему ребенку диагностировали СДВГ, не стоит ждать, пока мозг созреет и скомпенсирует проблемы поведения. К тому же пока это произойдет, семья пройдет 9 кругов ада: из-за «ужасного поведения» и «неадекватности» ребенок сменит десяток школ, а родители будут чувствовать себя виноватыми из-за «неправильного воспитания».

Важно также знать, что симптомы СДВГ иногда свидетельствуют о других состояниях , требующих неотложного лечения. Это могут быть:

  • проблемы с учебой или речью;
  • расстройства настроения, такие как депрессия или беспокойство;
  • эпилепсия;
  • проблемы со зрением или слухом;
  • расстройство аутистического спектра (РАС);
  • медицинские проблемы или лекарства, влияющие на мышление или поведение;
  • нарушение сна;
  • травма мозга.

Классификация СДВГ у детей

  В результате имеющихся признаков СДВГ разделяют на определенные типы:

  • При отсутствии внимания без гиперактивности у детей такой тип называют невнимательный.
  • При наличии гиперактивности без дефицита внимания у детей такой тип называют гиперактивно-импульсивный.
  • Сочетание гиперактивности, невнимательности и импульсивности у детей характеризуется как комбинированный тип – самый распространенный.

  Формы СДВГ, учитывая его коморбидность:Простая форма — наличие СДВГ у детей без сопутствующих заболеваний.Осложненная форма — наличие СДВГ отягощен дополнительными нарушениями:

  • церебрастеническая (нарушение сна, раздражительность, снижение аппетита, мигрень, нарушения функционирования внутренних органов);
  • неврозоподобная (гиперкинез, недержание мочи, расстройство речи);
  • сочетанная (расстройство аутистического спектра, внезапное возникновение судорожных приступов, тревоги, депрессии).

  Учитывая оценочную шкалу Коннерса СДВГ у детей разделяют на степени:

  • минимальная – при незначительном отклонении от поведения здоровых детей;
  • легкая – при нарушении нормального поведения у детей в незнакомом месте;
  • умеренная – значительные проблемы в плане контроля и порядка при учебе в школе у детей;
  • выраженная – острые трудности в школьной жизни, на уроках и при других обстоятельствах.

Как проявляется синдром у взрослых

У взрослых людей СДВГ симптомы встречаются нечасто. Многие из них прошли курс терапии в детстве, другие просто приспособились к жизни в современном обществе, а некоторые из них вовсе не догадываются о наличии психического расстройства.

Чаще всего взрослые люди обнаруживают у себя признаки СДВГ в тот момент, когда этот диагноз ставится их детям. Тогда они понимают, что депрессии, беспокойство и отсутствие концентрации внимания связаны именно с этим расстройством.

Для взрослых пациентов наиболее характерными будут такие СДВГ симптомы:

одним из основных симптомов СДВГ является неустойчивость внимания, но у взрослых людей он проявляется не во всех сферах. Больному сложно концентрироваться на выполнении рутинных делах. Он будет забывать вовремя оплачивать счета, принимать лекарственные препараты, производить уборку в доме и т.д. Но если речь зайдет о чем-то новом и необычном, то человек с СДВГ способен к концентрации

Фильмы ужасов, рискованные виды деятельности и склонность к созданию конфликтных ситуаций – все это перенасыщено стимулирующими факторами, заставляющими концентрировать внимание, даже если обычно с этим возникают сложности. Кроме того, люди, имеющие СДВГ симптомы, способны концентрироваться на личных проблемах, особенно в период снижения настроения;
СДВГ симптомы включают в себя рассеянность

Больной человек не способен отключиться от несущественных вещей. Если присутствует раздражающий фактор, то все мысли и разговоры такого человека будут крутиться вокруг него. Маленькому ребенку сложно справиться с этим симптомом, но, взрослея, человек учится жить с этим. Они обрезают все ярлычки на одежде, так как у них повышена тактильная чувствительность. Приобретают вещи точно по размеру, в противном случае они находятся в постоянном дискомфорте. Для того, чтобы уснуть, они используют некий белый шум. Такая звуковая завеса позволяет абстрагироваться от других звуков и заснуть. Многие пациенты, особенно женщины, не могут концентрироваться во время секса, что не позволяет им достигать оргазма;
люди, имеющие симптомы СДВГ, не организованны. Практически всегда их окружает беспорядок, в их комнатах разбросаны вещи, на рабочем столе хаос, в чуланах сложно найти нужную вещь. Кроме того, больные в больших количествах поглощают кофе и курят, потому что кофеин и никотин являются мощнейшими стимуляторами для них;
перечисляя СДВГ симптомы, необходимо упомянуть практически полное отсутствие внутреннего контроля. Люди, страдающие этим расстройством, не задумываются прежде, чем что-то сказать, поэтому у них часто возникают проблемы с окружающими людьми. Они не могут ставить перед собой долгосрочные цели, важные дела оказываются отложенными на последний момент.

Если у взрослого человека будут проявляться описанные выше симптомы СДВГ, то у него возникнут трудности с личной жизнью и трудоустройством. Данное расстройство приводит к появлению хронической забывчивости, постоянным опозданиям, невозможности контролировать вспышки гнева и импульсивности.

Диагностика СДВГ у взрослых более сложная, чем у детей. Врач должен произвести оценку поведения пациента в детстве и во взрослой жизни. Если будут обнаружены одинаковые СДВГ симптомы, то можно говорить о наличии расстройства. В качестве диагностических методов используется беседа с членами семьи и близкими людьми пациента, психологическое тестирование и полное медицинское обследование.

Если вы обнаружили вышеописанные симптомы у себя или своего ребенка, обязательно обратитесь за помощью к специалистам. Это расстройство является постоянным, его невозможно полностью вылечить, но при своевременной терапии удается заметно снизить выраженность проявлений расстройства и улучшить качество жизни больного человека.

Что такое гиперактивность

Сам термин «гиперактивность» означает сильно повышенную активность и возбудимость человека. Гиперактивность наиболее часто встречается у детей, так как они хуже контролируют свои эмоции.

При гиперактивности обычно не уравновешена нервная система. У ребенка возникают поведенческие расстройства, требующие коррекции. В современном мире все больше детей страдают этим расстройством.

Обычно гиперактивный ребенок имеет такие нарушения:

Не может длительно концентрировать внимание на каком-либо действии. Это особенно часто приносит проблемы в школе

Ведь ребенку трудно высидеть урок, слушать учителя, выполнять задания. Такие дети забывчивы, рассеяны. Даже надолго усидеть перед телевизором проблематично для таких детей.

Повышенная эмоциональность и импульсивность.

Гиперактивные дети часто не могут контролировать свои эмоции, выплескивая их на окружающих, совершают неожиданные импульсивные действия.

Двигательная активность сверх меры.

Многие дети особенно в дошкольном и начальном школьном возрасте бывают довольно подвижны. Однако гиперактивные дети выделяются даже на их фоне. Он не могут усидеть на месте, буквально приплясывают, если их усадили. В движении находятся их кисти рук, ноги, бегают глазки, меняется мимика.

Если у ребенка имеется одно или два и приведенных выше нарушений, то, скорее всего, это просто возрастные особенности поведения. С возрастом ребенок научится лучше контролировать свои эмоции, его поведение выровняется. Однако если у малыша все перечисленные нарушения, то это повод проконсультироваться со специалистом.

Важно вовремя заподозрить и диагностировать это нарушение, чем потом пожинать плоды непонимания своего чада. С медицинской точки зрения гиперактивность – гипердинамический синдром – это диагноз

Установить его может врач невролог или невропатолог. Чаще всего этот диагноз связан с минимальной мозговой дисфункцией и нарушениями функции ЦНС

С медицинской точки зрения гиперактивность – гипердинамический синдром – это диагноз. Установить его может врач невролог или невропатолог. Чаще всего этот диагноз связан с минимальной мозговой дисфункцией и нарушениями функции ЦНС.

В следующем видео о том, что такое гиперактивность, вам расскажет доктор Комаровский:

Лечение патологии

Терапия синдрома дефицита внимания и гиперактивности у подростков необходима, чтобы устранить поведенческие отклонения. Она способствует налаживанию отношений со сверстниками, взрослыми, улучшению успеваемости, избавлению проявления симптоматики.

При лечении синдрома применяются медикаментозные средства, психотерапия. Но больше эффективна мультимодальная коррекция СДВГ. Это целый комплекс программ, где предусмотрена совместная работа родителей и специалистов – психолога, педиатра, невролога, логопеда и других. Она включает комбинацию лекарственных препаратов, коррекцию поведения, педагогическую поддержку ребенка.

В случае легкого проявления заболевания, при котором не особо ограничивается поведение подростка, может быть достаточно обучения родителей тому, как управлять симптомами ребенка. При умеренном, тяжелом СДВГ, связанном с проблемами в школе, социальной адаптацией, требуется вмешательство специалистов.

Медикаментозная терапия

Прием определенных лекарств в значительной степени может облегчить симптомы болезни. Но перед их назначением оценивается возраст пациента, серьезность признаков патологии, риск заболеваний сердечно-сосудистой системы.

Детям в возрасте старше 6 лет назначаются стимулирующие и не стимулирующие медикаментозные препараты. Лекарства первого варианта считаются наиболее подходящими для терапии подростков. Но у них есть побочные эффекты – боль в животе, потеря аппетита, нарушение сна, головные боли.

Стимуляторы можно принимать исключительно под строгим контролем врача. В аптеках их отпускают по специальным рецептам. Не стимулирующие лекарства используются, если:

  • Стимуляторы должным образом не действуют;
  • У них есть неприемлемые для ребенка побочные эффекты;
  • По ряду других причин.

Не стимулирующие препараты бывают искусственного или естественного происхождения. Из натуральных лекарств стоит выделить листья гинкго, корень женьшеня. Их применяют в комбинации с лецитином

Такие средства оказывают положительное внимание на память, стимулируют обучаемость, улучшают концентрацию внимания

Психотерапевтические методики

При помощи психотерапии, применения воспитательно-педагогических приемов можно облегчить симптомы СДВГ у подростка. Для устранения раздражителей, приводящих к невнимательности ребенка, регулируется его рабочая среда. Нужно установить для школьника простой и понятный распорядок дня.

Целью поведенческой коррекции является совместная с ребенком разработка и применение на практике стратегий, позволяющих ему лучше справляться с болезнью в жизни, изменить проблемные моменты в поведении.

Для родителей организуются специальные тренинги, консультации. В процесс в обязательном порядке вовлекаются учителя. В методике используются поощрения ребенка за положительное поведение, «наказания» (лишение привилегий) за нарушение оговоренных правил, негативное поведение. Также подключаются образцы для подражания, когнитивные процессы, обучение социальным навыкам.

В качестве дополнительных элементов может применяться метод релаксации (аутогенная тренировка), прогрессивная мышечная релаксация. Такие процедуры действуют на психологическом, физическом уровне. В результате их использования у подростка уравновешиваются ощущения, эмоции, повышается концентрация внимания.

Причины

Основными причинами, которые могут вызывать нарушение функций нервной системы ребенка, а, следовательно, и синдром гиперактивности, специалисты считают следующие ситуации:

  • Наследственность (генетическая предрасположенность)
  • Повреждения клеток мозга во внутриутробном периоде или во время родовой деятельности.

Это могут быть гипоксия плода, инфекции, родовые травмы.

Нарушения, вызванные в результате неблагоприятной обстановки в семье, ненормальными условиями обитания, неправильного воспитательного процесса, заболеваниями и травмами после рождения.

По статистически данным гиперактивностью чаще страдают дети мужского пола. На пять мальчиков только одной девочке ставят такой диагноз.

СДВГ: симптомы и критерии диагностики

МКБ-11 (Международный классификатор болезней) определяет СДВГ как нейроонтогенетическое расстройство, а DSM-IV (диагностическое пособие психических расстройств) — как расстройство психологического развития.

К сожалению, не существует лабораторных тестов или специфических анализов для диагностики этого нарушения, однако у DSM-5 есть четкие критерии, которые помогают вовремя распознать синдром дефицита внимания и гиперактивности:

  • Возраст. Симптомы болезни проявляются до 12 лет, чаще всего — в возрасте 3–6 лет. Если они впервые появились после двенадцати, то это не СДВГ.
  • Продолжительность симптомов. Для установления диагноза симптомы должны длиться не менее полгода .
  • Признаки одинаково проявляются в разных контекстах. При СДВГ ребенок испытывает трудности с поведением не только в семье или в привычном окружении. Если дома он все разносит и даже минуту не может усидеть на месте, а в школе или садике ведет себя, словно ангел, это тоже не СДВГ.
  • Симптомы, которые объективно снижают качество жизни. О диагнозе можно говорить, когда симптомы ярко выражены, ухудшают качество жизни и препятствуют нормальному развитию ребенка. Например, рассеянность мешает выучить урок или выполнить задание, импульсивность — заводить друзей и строить длительные отношения, а гиперактивность раздражает других и не позволяет заниматься одним делом.

Гиперактивность — это не энергия

Главной ошибкой родителей гиперактивных детей является то, что они полагают, что у их ребенка слишком много энергии, и именно благодаря этому излишку энергии ребенок так себя ведет. Это абсолютно неверная позиция.

Детская гиперактивность не имеет никакого отношения к мифическим запасам энергии в человеческом теле. Синдром гиперактивности имеет под собой исключительно психическое основание. Посредством активных действий ребенок совершает определенную «разрядку» своей психики. В чем-то этот процесс можно сравнить с поведением взрослого человека, который после крайне напряженного и тяжелого рабочего дня идет в спортзал, чтобы снять напряжение (другие варианты: напивается; устраивает дома скандал; что-либо ломает и т. д.). Во всех этих случаях активные действия взрослого человека были вызваны именно психическим перенапряжением, которое он снимает посредством физической работы.

А теперь представьте, насколько тяжело гиперактивному ребенку, у которого ощущение психического перенапряжения проявляется… постоянно. Он испытывает его все время. Не так, как взрослый человек, которому потребовалось на износ работать целый день для того, чтобы достичь этого перенапряжения, а постоянно: с утра до позднего вечера.

Что же означает «гиперактивность»?

Данный синдром (а вернее, СДВГ синдром недостатка внимания и гиперактивности) является в наше время довольно нередким. По статистике, в любом школьном классе обучается минимум один гиперактивный малыш.

Гиперактивность в собственном традиционном представлении может проявляться чрезвычайной подвижностью, возбуждением, чувствительностью на разного рода раздражители.

Гиперактивные малыши доставляют собственным родителям очень много мороки потому, что за ребенком тут и вправду необходим «глаз да глаз»: стоит отвлечься на минутку, и малыш уже куда-то сбежал, что-нибудь разломал, откуда-то свалился и т. д.

Родители гиперактивных ребят понимают, во что преобразуется, к примеру, обыкновенный обед: долгие ерзания на стуле, крик и многое другое.

Что делать, если вы заподозрили у своего ребенка дефицит внимания и гиперактивность?

Если малыш проявляет определенные признаки дефицита внимания и гиперактивности, обратитесь за консультацией к специалисту: клиническому психологу, нейропсихологу, психиатру.

Специалист обязательно должен:

  • подробно изучить историю развития ребенка;
  • расспросить о семейном анамнезе;
  • проверить, соответствуют ли симптомы диагностическим критериям и нейропсихологической диагностике.

Исследование проводят клинические психологи или нейропсихологи. Для этого должны использоваться современные тестовые методики.

Коррекцией поведения, развитием необходимых навыков и работой с семьей занимаются психологи.

Медикаментозное лечение СДВГ может назначить только психиатр.

Когда увлечение становится серьёзным

«А у нас и наших знакомых наоборот: чем лучше спортивные показатели, тем хуже оценки в дневнике», — возразят некоторые родители. 

Проблемы начинаются тогда, когда ребёнок переходит в разряд профессиональных спортсменов. Регулярные жёсткие тренировки, сборы, выезды и соревнования занимают больше времени, чем умеренная и любительская физическая нагрузка, и рано или поздно это начинает сказываться на отметках. 

Если в начальной школе совмещать спорт с учёбой ещё можно (уроков мало, педагоги относятся лояльно), то в средней приходится выбирать — либо призы и первые места, либо пятёрки в электронном журнале. График будущих чемпионов настолько плотный, что поддерживать посещаемость и вовремя сдавать домашки становится сложно. Продолжая учиться на очной форме, практически невозможно нормально тренироваться, посещать сборы и соревнования.

Неудивительно, что многие семьи с детьми-спортсменами забирают документы из школы и переходят на семейное образование. Это альтернативная форма обучения, легальная в Российской Федерации, а также разных странах Европы и Америки. В России обучение детей вне школы разрешено Законом «Об образовании» (статья 17). 

Семейное обучение даёт свободу. Можно всё успевать и везде показывать хорошие результаты: гибкий график позволяет совмещать занятия и спорт. 

Чтобы ребёнок стал хоумскулером, родители пишут в органы управления образованием заявление, которое носит уведомительный характер — отказ невозможен по закону. После этого останется прикрепиться к любой аккредитованной школе для сдачи аттестаций и организовать образовательный процесс. 

Ученики «Экстерната Фоксфорда» регулярно доказывают, что совмещать профессиональный спорт и успешное освоение школьной программы — реально. Большинство из них находятся на семейной форме обучения. 

Например, Варя Онохина профессионально занимается спортивной аэробикой и сдаёт аттестации экстерном. Хоумскулинг помогает экономить время, ведь учиться можно даже в общественном транспорте по пути в секцию. 

А чемпионка России по конному спорту Яна Громова перешла на семейное образование, когда родители поняли, что школьный график несовместим с её насыщенным образом жизни. 

История , которая занимается большим теннисом и мечтает о спортивной карьере, не сильно отличается от Вари и Яны. Как и другие ребята, Полина пришла в «Фоксфорд», чтобы успевать и тренироваться, и учиться, и находить время на отдых и друзей. 

Выводы

Если ваш малыш непоседлив и очень активн физически, рано судить о его гиперактивности: сделать это может только врач по совокупности признаков и по итогам проведённых тестов

Важно помнить, что бывают просто очень активные дети, и это нормально

Что делать, если диагноз СДВГ подтверждён? Учитывая, что причина гиперактивности у детей часто заключается в совмещении социальных факторов и биологических врождённых предпосылок, эксперты рекомендуют работать именно над изменением окружающего пространства, распорядка дня, отношений.

Рекомендуем родителям гиперактивных детей изучить приведённые выше советы и следовать этим рекомендациям, чтобы создать более спокойную среду для малыша и наладить эмоциональный фон в семье. Привлкайте ребёнка к бытовым делам и предлагайте ему сенсорные игры, чтобы сбросить нервное напряжение.

И обязательно стоит следовать коррекционной программе, которую составили специалисты: посещать занятия, работать совместно с педагогом-психологом — это позволит добиться максимального прогресса.

В материале использованы фотографии с сайтов Freepik, Unplash.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Volga story
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: