Чем полезно семейное консультирование

Опыт работы

В настоящее время спортивный психолог, основатель он-лайн проекта «Спортивная психология детям и взрослым» (сайт: sportpsy174.ru).

Оказание услуг частным лицам (спортсменам и родителям юных спортсменов) и спортивным организациям более 20-ти лет.

Опыт работы в 26-ти видах спорта: хоккей, футбол, фигурное катание, волейбол, пятиборье, плавание, прыжки в воду, спортивная и художественная гимнастика, дзюдо, тхэквондо, большой теннис, сноуборд, хав-пайп, легкая атлетика, прыжки с шестом, спортивное ориентирование, керлинг, бокс, стрельба, горные лыжи, верховая езда и т. д.

Результаты спортсменов, с которыми мы работали: призовые места в чемпионатах Мира, Европы и различных международных соревнований, победы на всероссийских турнирах, попадание в сборную России, заключение профессиональных контрактов, получение новых разрядов и спортивных званий.

Преподаватель кафедры управления дошкольным образованием ФГБОУ ВПО «Челябинский Государственный Педагогический Университет».

Опыт семейного консультирования: более 14-ти лет.

Педагогический и управленческий стаж в сфере образования: 15 лет.

О себе

У меня никогда не было и тени сомнений, кем стать и куда поступать. И сейчас, по прошествии 30 лет, я уверена, что сделала в жизни правильный выбор.

Для достижения максимального эффекта нужно комплексно смотреть на пациента, собрать подробный анамнез о болезнях, узнать все жалобы

Ведь гинекологическая патология зачастую возникает как следствие заболеваний в других органах, и важно получить всю информацию, которая поможет решить проблему пациента. Это как собирать пазл: требуется ответственность, скрупулёзность, аналитическое мышление

Я смотрю на проблему «сверху», ищу причинно-следственные связи, делаю предположения и проверяю их.

Ко мне обращаются женщины со сложными проблемами, неясными симптомами, запутанными случаями. На первичный приём я закладываю час и более времени. Вполне вероятно, что после беседы я назначу анализы, которые Вы никогда ранее не сдавали, и обследования, о которых вы, возможно, и не слышали. Довольно часто моим пациентам требуются консультации смежных специалистов (например, кардиолога, невролога), так как в сложных случаях обычно выявляется набор заболеваний

Не пугайтесь, если я назначу гормональные препараты или БАДы — не всё, что Вы слышали ранее или что пишут в интернете — правда.  Важно, чтобы Вы были готовы разбираться со своей проблемой и осознавали, что это может занять длительное  время и потребовать значительных расходов. А я, со своей стороны, обещаю приложить все свои знания и опыт, чтобы разобраться с вашим случаем и помочь справиться с болезнью. 

Мой стиль работы: СЛУШАЙ ВНИМАТЕЛЬНО. СМОТРИ. ДУМАЙ. НЕ СПЕШИ.

Генограмма семьи

Саша является единственным ребенком. Отец Саши водитель, мать в период первого брака работала продавцом. Родители развелись, когда Саше был 1 год. Генограмма семьи представлена на рисунке 1. Инициатором развода была мать Саши, ее не устраивали измены мужа. Отец Саши (Александр) был против развода, умолял ее не разводиться. После развода алименты муж не платил. До 4 лет отец забирал сына на выходные. Однажды Саша вернулся домой с рассеченным бедром и сказал, что папа его толкнул. После этого мать запретила встречи и общение с отцом. В данный момент отец Саши женат на женщине с тремя детьми. Никакого общения между бывшими супругами нет. 

Когда Саше было 6 лет, Ирина вышла замуж второй раз. Отчим Саши, Борис, закончил МГИМО и в настоящее время занимает хорошо оплачиваемую должность, являясь директором коммерческой фирмы.

Для Бориса образование является высокой ценностью. Возможно по этой причине, чтобы соответствовать уровню Бориса, Ирина поступает в институт экономики и на курсы английского языка, и в этом же году Саша идет в первый класс. Саша учил уроки с Ириной до 4-го класса, потом к ним присоединился Борис. Мать занималась с сыном гуманитарными предметами, Борис — химией, физикой и алгеброй. Ирина была почти всегда дома и следила за тем, чтобы Саша делал уроки. В 7 классе Саша стал отказываться делать уроки, настаивал на том, чтобы мать перестала его контролировать. Мать боролась с Сашиным нежеланием учиться, пытаясь донести до него, что она хотела бы видеть Сашу образованным и успешным, а не таким, как его отец, «опустившимся, неразвивающимся человеком, которому ничего не надо». В ответ на понукания матери, Саша стал прогуливать уроки. Ирина узнала про прогулы сына и, Саша, испугавшись наказания (мать могла отлупить), сбежал из дома к отцу. Ирина расценила поступок Саши как предательство.

В 8 класс Саша пошел в платную гимназию. Преподаватели гимназии попросили не вмешиваться родителей в уроки сына. В конце первой четверти у Саши были одни тройки. Борис заключал договора с Сашей: вытягиваешь учебу — покупаю компьютер, ролики и все будет по-другому. Во второй четверти у Саши появились двойки, Ирина выпорола Сашу, после чего он не пришел ночевать. Мать очень переживала из-за этого конфликта и у нее отнялась правая рука и левая нога. Мать Сашу разыскала у отца и рассказала, что с ней случилось после его ухода. Саша вернулся домой. Из гимназии Сашу отчислили за неуспеваемость, и он вернулся в школу, где учился раньше. Дома часто возникали конфликты из-за уроков, из-за Сашиных друзей, которые матери не нравились, потому что они плохо учатся и у них неблагополучные семьи. Саша стал прогуливать школу, проводя время в компьютерных залах, после чего родители его лишили карманных денег. Он пожаловался отцу и тот стал давать Саше 500 рублей каждый месяц. Мальчик заявил Ирине и Борису, что если они будут давить на него из-за учебы он уедет жить к отцу. Для отца образование не представляет ценности. Он считает (со Слов Саши), что хотя у него и нет высшего образования, но это ему не мешает в жизни, он доволен работой водителя. То, что сын прогуливает школу, его не беспокоит, как-нибудь закончит. Мать предложила Саше, раз ему не нравится жить с родителями, пожить у бабушки, надеясь, что это лишит Сашу плохой уличной компании и привяжет к дому, потому что за бабушкой надо присматривать, так как она страдает запоями. Саша переехал к бабушке. В 9 класс Саша пошел в новую школу по месту жительства бабушки. В конце четверти его забрали из компьютерного зала в милицию в 9 часов утра, где он провел всю ночь. Выяснилось, что Саша в школе не появлялся месяц. Его поставили на учет в комиссию по делам несовершеннолетних, после чего Ирина и Борис обратились к психологу.

Советы, которые они получили

1. Как поднять авторитет отца.

Во время ожидания мужа женщина рассказывала детям о том, какой загруженный у папы день и как важно встретить его и позаботиться. В разговоры с детьми включалась тема благодарности, которую она сама испытывает к папе и делится своими чувствами с ними

2. Как поднять авторитет матери.

На самом деле все очень просто. Включить взаимность. Отмечать то, как вкусно готовит мама, как приятно, что она обо всех заботится. «Помнить про уроки, курсы, поликлиники, покупку одежды, при этом успевать готовить, стирать, гладить и быть самой красивой – это дорогого стоит! Спасибо тебе, наша любимая!» — именно этой фразой когда-то начал ужин отец семейства. Детки быстро включились и тоже стали благодарить маму.

3. Как мотивировать старшую дочь на достижение результатов.

В первую очередь нужно признать то, что она умеет. Сначала родители были в недоумении: «Учится плохо!», «Дома не убирает!», «Кружки бросает!», «Огрызается»…

  • Первый шаг. Чтобы расположить ребенка, нужно начать с ним разговаривать на отвлеченные темы, слушать его мнение, хвалить за мысли.
  • Второй шаг. Спрашивать его совета в отношении покупок или каких-либо планов.
  • Третий шаг. Найти вид деятельности, который будет интересен ребенку и где он получит признание. Ощущая себя способным и умеющим чего-либо достигать, ребенок будет открываться больше.
  • Четвертый шаг. Разговаривать на темы, связанные с тем, какая дорога куда приводит. Что представляет собой взращенная лень и что такое развитое чувство ответственности. Для начала примеры могут приводиться с порядком на столе, в комнате, а уже потом и с тем, кем можно стать, используя тот или иной путь.

Семья – это самое ценное, что может быть в жизни человека! Все в руках тех, кто ее создал.

Зачем нужен семейный психолог

Семейная психология – сравнительно молодое направление в этой области знаний. Первая программа для подготовки специалистов в сфере семейной психотерапии была разработана американским психотерапевтом Виржинией Сатир в 60-х годах прошлого века. В США и Западной Европе это направление психологического консультирования быстро стало популярным, и семейные пары часто обращаются к психологам и психотерапевтам за помощью в решении своих проблем.

В нашей же стране традиционно не принято «выносить сор из избы» и обращаться за советом в семейных делах к постороннему человеку. Да и определенная степень недоверия к психологам и психотерапевтам, к сожалению, сохраняется до сих пор. Вот и мучают друг друга близкие люди, которые могли бы жить в любви и согласии, если бы кто-то посмотрел на их проблему профессиональным взглядом. К тому же в семейных конфликтах страдают дети, которые тяжело переживают разлад между родителями.

А ведь семейный психолог, обладающий профессиональными знаниями и способный оценить проблему объективно, помог бы решить очень многие конфликты. Нередко семейные пары не обращаются к психологу, потому что опасаются, что он не поймет их проблему или встанет на сторону одного из супругов, обвинив другого.

Эти опасения безосновательны, так как хороший семейный психолог стремится сделать консультации максимально комфортными для обоих супругов. Только такая теплая, непринужденная обстановка позволить решить сложные проблемы супружеских отношений максимально безболезненно.

Но и у нас в стране в последнее время семейное консультирование становится более популярным, а супруги все чаще доверяют судьбу своей семьи в руки профессионала.

К семейному психологу может обратиться даже один из супругов, если второй по каким-то причинам не хочет обсуждать эти проблемы. Ведь семья – это система, где все элементы взаимосвязаны и взаимозависимы. Бывает достаточно даже незначительное изменение одного элемента благотворно сказывается на системе в целом.

Как психологу искать клиентов, работать с ними и расти профессионально

— Как вы проводите психологическую работу со спортсменом?

— Клиент рассказывает мне, что его беспокоит, а я пропускаю эти переживания через все свои модальности — эмоции, тело, сознание, и мы вместе начинаем работать. Сначала формируем запрос, затем выводим гипотезу и думаем, как можно повлиять на поведенческие паттерны спортсмена, изменить их. Ещё Альберт Эйнштейн говорил: «Самая большая глупость — это делать то же самое и надеяться на другой результат».

Затем я обучаю спортсмена нужным инструментам и отправляю его в практику: он пробует понять свои ощущения и проработать их сам. После мы обсуждаем, в правильном ли направлении движемся, и продолжаем.

— Получается, не стоит ждать, что ты придёшь к психологу и проблемы решатся сами собой?

— Конечно, в процессе сопровождения многое зависит от желания спортсмена. Мне нравится одна шутка: «Сколько нужно психологов, чтобы поменять одну лампочку? Всего один — при условии, что лампочка хочет меняться». Поэтому те, кто попадает в терапию по желанию тренера или родителей, часто не понимают, зачем им это надо.

— А какой самый частый запрос среди тех, кто уже отрефлексировал и сам обратился за помощью к спортивному психологу?

— Обычно формулировка такая: «На тренировках всё получается отлично, а на соревнованиях появляется сильное волнение — настолько сильное, что не могу сделать даже то, что умел».

— Почему так происходит? И как быть?

— Так психика реагирует на стресс-фактор. Здесь выручит обучение спортсмена способам психорегуляции и основам совладающего поведения: телесным практикам, дыхательным методикам и осознанию.

Эмоции всегда срабатывают быстрее разума. Мы не изменим реакции на стресс-фактор, но можем осознать их и взять под контроль. Как это работает: спортсмен отслеживает возникшую эмоцию (позитивную или негативную), разбирает её и снимает блок со своего тела

Наше внимание — там, куда мы его направляем. Тревога — от неведения

Когда спортсмен поймёт, что происходит в голове, он сможет управлять телом и уровень тревоги снизится.


В студии Skillbox

— Виктория, поделитесь: как начинающему спортивному психологу искать клиентов?

— Все мы знаем, что найти своего клиента — это дело непростое. Есть три фундаментальных совета.

Первый: постоянно самосовершенствуйтесь и получайте качественные знания в области спортивной психологии (например, в вузах или на курсе, который мы запустили со Skillbox).

Второй: не думайте о количестве клиентов, а работайте на результат. Для спортивного психолога результат спортсмена — ведущий показатель его работы. Успех ваших подопечных обязательно запустит сарафанное радио: родители щедро делятся контактами тех, кто помог их детям.

Третий: я считаю важным иметь рядом супервизора — наставника-психолога, с которым вы сможете обсудить сложные моменты в практике и найти пути решения.

Основные направления работы:

  • бесплодие, включая сложные ситуации с анализом неудачного процесса искусственного оплодотворения, подготовка супружеских пар к ЭКО;
  • невынашивание беременности – поиск причин, назначение лечения;
  • anti-age медицина — программы по сохранению интеллектуальной и физической активности у дам старше 45-ти лет; 
  • синдром хронической усталости — выяснение причины и выбор метода лечения;
  • аномальный вес: избыток или дефицит массы тела. Особенно – если он совмещен с нарушением менструального цикла и бесплодием;
  • лечение метаболического синдрома;
  • разбор сложных и неясных случаев за счет обширных знаний в смежных отраслях медицины. Проще говоря, если вы за долгие годы накопили кучу «бумажек», проходили лечение у разных специалистов, а точного диагноза и результата так и нет – приходите на приём, будем разбираться.

Номинация «Книга года по психологии»

«Психологическое консультирование детей и родителей»
учебное пособие

Аникина В. О.
Санкт-Петербург

«Особенности психологических кризисов и способы их преодоления спортсменами различных специализаций»
монография

Сытник Г. В.
Санкт-Петербург

Андреев В. В.
Санкт-Петербург

Ашкинази С. М.
Санкт-Петербург

Воронов И. А.
Санкт-Петербург

«Зачем «детям» деньги?»
книга

Никонова М. В.
Самара

«Преображение жизни силой смыслов»
монография

Смолова Л. В.
Санкт-Петербург

«Кризисная психология»
учебное пособие для вузов

Шарапов А. О.
Белгород

Пчелкина Е. П.
Белгород

Шех О. И.
Санкт-Петербург

«Психология преодоления в спорте»
монография

Андреев В. В.
Санкт-Петербург

Андреев В. В.
Санкт-Петербург

Ашкинази С. М.
Санкт-Петербург

Сытник Г. В.
Санкт-Петербург

«Экстремальная психология: антиципация и психотехнология «Пульсар»»
монография

Воронов И. А.
Санкт-Петербург

«Системная телесно-ориентированная психодиагностика»
монография

Атланов Д. Ю.
Санкт-Петербург

«Универсальная программа групповой психологической работы с пациентами психиатрического стационара»
учебно-методическое пособие

Фурцев И. С.
Чита

«Психологическое консультирование»
учебник

Дрёмина И. Е.
Йошкар-Ола

«Создание учебно-методических пособий, включая монографии по психолого-педагогическому профилю»
серия печатных и электронных изданий за период с 2015 по 2022 годы

Барабанов Р. Е.
Москва

«О науке и о жизни. Интервью с выдающимися российскими учеными-психологами»
печатное издание

Кондратюк Н. Г.
Москва

Шукова Г. В.
Москва

«Психологическое обеспечение профессионально-личностной надежности специалиста-переговорщика органов внутренних дел Российской Федерации»
монография

Кубышко В. Л.
Москва

Вахнина В. В.
Москва

Крук В. М.
Москва

Федотов А. Ю.
Москва

«Психология управления продажами»
учебное пособие

Скрипачева Е. Н.
Москва

«Психология для специальности «Физическая культура»»
учебное пособие

Юров И. А.
Сочи

«Психология художественного творчества. Развитие художественной одаренности детей в пространстве общеобразовательной школы»
учебное пособие

Мелик-Пашаев А. А.
Москва

Новлянская З. Н.
Москва

«Психология служебной деятельности»
учебник для вузов

Коваль Н. А.
Тамбов

Савинков С. Н.
Москва

Тарасова А. А.
Москва

«»Трагикомедия исканий» Льва Выготского: опыт реконструкции авторских смыслов»
монография

Собкин В. С.
Москва

«Психология успеха. Практикум по саморазвитию личности»
учебно-методическое пособие

Климова Е. К.
Калуга

Помазина О. А.
Калуга

«Детская психиатрия, психотерапия и медицинская психология»
учебник для вузов

Городнова М. Ю.
Санкт-Петербург

Тарабанов А. Э.
Санкт-Петербург, Вильнюс

Эйдемиллер Э. Г.
Санкт-Петербург

«Влечения детей и подростков: становление, проявления, отклонения»
книга

Добряков И. В.
Санкт-Петербург

Фесенко Ю. А.
Санкт-Петербург

«Рожденные цифровыми: семейный контекст и когнитивное развитие»
монография

Солдатова Г. В.
Москва

Вишнева А. Е.
Жуковский

Рассказова Е. И.
Москва

Теславская О. И.
Москва

Чигарькова С. В.
Москва

«Мама, которая не любит: взгляд психотерапевта на сложные отношения матери и дочери»
книга

Маркатун М. В.
Новосибирск

«Психотерапия»
учебник

Васильева А. В.
Санкт-Петербург

Караваева Т. А.
Санкт-Петербург

Незнанов Н. Г.
Санкт-Петербург

Схема работы с семьями

Работа психологов с семьями строится по следующей схеме:

  1. Первичный визит — это может быть визит всей семьи, участников конфликта или одного человека, наиболее заинтересованного в разрешении проблемы;
  2. Проработка конфликтных зон личности каждого обратившегося;
  3. Завершение работы, формирование новых стереотипов общения внутри семьи.

Следует, заметить, что даже если на терапию приходит лишь один участник конфликта, то возможно разрешение проблемы, так как если хотя бы один элемент внутри закрытой системы поменяется, а в данном случае семью можно рассматривать как закрытую систему, то другие элементы будут вынуждены измениться.

Пример. Ко мне обратилась девушка Юлия 23 года, живет в незарегистрированном браке с мужчиной, ровесником. В последний год супруг мало уделяет внимания, перестал ночевать дома. Разговоры о регистрации отношений переводит на другую тему. Юля испытывает тревогу, вследствие чего стала все больше упрекать супруга в неверности, нелюбви, стала навязывать свое общество, что вызывало еще больше скандалов. Муж согласия на собственную терапию не дал.

На первичной консультации у Юлии, выявился высокий уровень тревоги, неуверенности, и уровень притязаний к окружающим.

В ходе проведенной терапии тревога за свое будущее исчезла, девушка стала демонстрировать уверенное поведение, стала отвечать на знаки внимания со стороны других мужчин, перестала упрекать мужа. Отношения наладились. Муж первоначально встревожившись из-за изменившегося поведения жены, согласился на собственную терапию. Сделал официальное предложение зарегистрировать отношения.

Видео психологов центра о семейном консультировании

https://youtube.com/watch?v=SqSYuNIeXxY

Логина Адель рассказывает об особенностях работы с семьей, обратившейся по поводу измены.

https://youtube.com/watch?v=e2Ri-UF5fWA

Доктор Голубев описывает свой подход к работе с семейными парами.

Психологическое консультирование подростков

С подростками индивидуальная работа чуть больше смещена именно на проработку их личных проблем. Иногда подростки сами говорят родителям о том, что хотят пойти к психологу. Возможно, они чувствуют некоторые ограничения в отношениях с мамой или папой, не все темы доступны для обсуждения или по каким-то другим причинам родители не могут (не хотят, не знают как) помочь им. Работа с подростками чуть меньше ориентирована на семью, и иногда мне бывает достаточно поговорить с мамой, папой или другим опекуном по телефону, чтобы начать работать с подростком.

Подростковый возраст является сложным периодов развития человека. В это время с подростком происходят сильные изменения, которые касаются не только его тела и внешности (быстрый рост, гормональная перестройка, половое созревание), но и внутреннего мира. В этот период подросток ищет себя, свое место в мире, экспериментирует с внешностью и задается вопросами: Кто Я? Какой Я? Что я умею? Что мне нравится? Как я выгляжу? Как меня воспринимают другие? Подростки стремятся к приобретению самостоятельности и статуса взрослости.

Подростки начинают всматриваться в самих себя, открывают для себя образ «Я», стремятся познать разные стороны своей личности: сильные и слабые. У взрослеющих мальчиков и девочек возникает интерес к себе, а также к  качествам собственной персоны, появляется потребность  в сопоставлении себя с окружающими людьми.

Становление самооценки у подростков  происходит под влиянием группы сверстников. Подросток дорожит мнением своих сверстников, предпочитая находится в их обществе, а не обществе взрослых людей, критика которых всячески отвергается. Если по каким-то причинам он не принимается своими сверстниками, у него нет друзей, то подросток чувствует себя одиноким, непонятым и непринятым. Он оказывается один на один с возникающими трудностями: в учебе, в отношениях, с самоопределением. Ему трудно справится с эмоциями, которые у него возникают, он часто не понимает сам себя и никак не может понять, чего хочет.

Подросток, вовремя попавший на консультацию к психологу, сможет получить поддержку и понимание. Вместе со специалистом ответить на волнующие вопросы (о себе, своем теле, отношении с другими людьми),  а также почувствовать себя, попытаться обнаружить свои желания, научиться справляться с переживаниями.

Номинация «Мастер-класс года для психологов»

«Сохранение внутренней устойчивости психолога-консультанта при работе с кризисными ситуациями второго типа»
мастер-класс

Узянова И. М.
Вязьма, Белгород

«Гендерная компетентность родителей, педагогов и психологов: подходы и практики»
интерактивная лекция

Иоффе Е. В.
Санкт-Петербург

«Аленький цветочек: преодоление последствий сексуальной травмы с применением метафор русских сказок в психодраматическом подходе»
мастер-класс

Киселева Е. Н.
Москва

«Общение без страха и упрека: развитие навыков ассертивного поведения»
мастер-класс

Краснов В. В.
Санкт-Петербург

«Основы оказания психологической помощи в ситуации онкологического заболевания»
лекция

Вагайцева М. В.
Санкт-Петербург

«Психофизиологические методы в практической работе спортивного психолога»
интерактивный мастер-класс

Банаян А. А.
Санкт-Петербург

Георгиади В. В.
Санкт-Петербург

Шуняева Н. В.
Санкт-Петербург

«Продвижение»
мастер-класс

Шипилова Н. В.
Альметьевск

«»Раньше я смотрел в будущее с интересом, а теперь со страхом…» Ресурсы сказочной песочной терапии при решении современных задач психологического консультирования»
мастер-класс

Грабенко Т. М.
Санкт-Петербург

«»Ветер, ножницы, бумага». Скрапбукинг в арт-терапевтической практике»
мастер-класс

Татаринцева А. Ю.
Воронеж

«Гендерный подход в консультировании: эскизы фем-подхода»
мастер-класс

Мохова В. О.
Москва

«»Доля vs Воля»: возможности применения методики «Позитивная куклотерапия» в решении межличностных конфликтов»
мастер-класс

Слабинский В. Ю.
Санкт-Петербург

Воищева Н. М.
Санкт-Петербург

«Мужское и женское в умах, в поведении, в чувствах»
мастер-класс

Глибина Е. Л.
Череповец

«Психологическая безопасность личности в условиях агрессивного информационного воздействия среды: механизмы защиты и копинг-стратегий»
мастер-класс

Карпенко Д. А.
Санкт-Петербург

«Границы личности»
мастер-класс

Ахлупина О. В.
Альметьевск

Халикова А. А.
Альметьевск

«Архетипический мир души в произведениях традиционного искусства»
мастер-класс

Волошина Л. А.
Санкт-Петербург

«»Забота о себе» во взрослом возрасте»
интерактивная лекция

Сапогова Е. Е.
Москва

«Эпоха перемен. Говорит и показывает тело»
дискуссия-игра

Буренкова А. В.
Пенза, Москва

«Беременность и материнство в эпоху глобального стресса»
интерактивная лекция

Блох М. Е.
Санкт-Петербург

«Каплетерапия — нетрадиционная техника рисования в работе с детьми старшего дошкольного возраста»
мастер-класс

Султанова Г. И.
Альметьевск

Шаронова А. А.
Альметьевск

«Давайте разберемся, что имел в виду Мюррей Боуэн в Теории семейных систем! Закономерности протекания процессов в живых динамических системах: семья, коллектив, общество»
мастерская системного семейного консультирования

Уголева Е. Ю.
Санкт-Петербург

«Пять простых шагов: возможности применения идиосинкратической техники снятия стресса и достижения внутренней гармонии»
мастер-класс

Кулёва Е. Б.
Санкт-Петербург

«Когда проблемы подростка становятся опасными для его жизни?»
интерактивная лекция

Мак Д. В.
Ялта

Безрида Е. В.
Ялта

Шерстова А. М.
Ялта

«Диагностика восприятия опасности: возрастные и клинические аспекты»
мастер-класс

Зверева Н. В.
Москва

Зверева М. В.
Москва

Проблемы консультирования детей

Воспитание ребенка ставит перед родителями множество проблем и разнообразных трудностей. Это было характерно для всех времен, их типичность была связана с конкретными социально-экономическими условиями и процессами духовной жизни общества.

Современная практика консультирования сталкивается с усилением в обществе неблагоприятных тенденций, которые психическое развитие и воспитание детей значительно осложняют. Среди них отрицательное влияние ряда социально-экономических факторов, например, фактор занятости родителей в общественном производстве.

Развитая сеть дошкольных учреждений оказала значительное влияние на «психологию родителей», а точнее, на их социально-воспитательные установки. Это проявляется в том, что многие родители свои функции стали переносить на детские ясли, сады, а позднее на школу и другие детские учреждения.

В стране растет число групп с круглосуточным пребыванием в них ребенка. В этих случаях возникает сложный комплекс психолого-педагогических проблем, вплоть до эмоциональной депривации, задержки речевого и общего психического развития.

Современный ритм жизни вместе с другими факторами искажают характер взаимоотношений детей и родителей, обедняется содержание общения в семье, возникает дефицит теплоты, внимательного отношения друг к другу.

Возрастающее число разводов в стране, появление неблагополучных и конфликтных семей, усложняют условия развития ребенка.

Специалисты считают, что развод родителей для ребенка является очень сильным психогенным фактором и ставит ребенка в тяжелую ситуацию, на преодоление которой может уйти несколько лет.

Любая семья с низкой культурой межличностных отношений не может формировать благополучную личность.

К важнейшим источникам психологических проблем, осложняющих развитие ребенка, относится школа.

Спектром школьных проблем является отсутствие мотивации, низкая успеваемость, частые конфликты, неорганизованность, низкая самооценка, разные формы отклоняющегося поведения и др.

Плюсы семейного консультирования

  1. Зная особенности формата супружеских отношений, можно понять, как он отражается на психике детей.
  2. Изучив особенности моделей реакций каждого из членов семьи, можно давать рекомендации о том, как выстраивать отношения.
  3. На совместных консультациях люди обучаются разговаривать конструктивно.

Начнем с примера.За консультацией обратилась семейная пара. В браке они более 15-ти лет. В целом их семейная жизнь проходила благополучно. В отношениях с обеих сторон сформировалось доверие. Оно было проверено временем. Факторов, разрушительно влияющих на брак, не было. Все шло размеренно. Карьера мужчины развивалась стремительно. Женщина, в свою очередь, занималась бытом и детьми.

Основной их проблемой было следующее: они ссорились по бытовым вопросам один раз в год-полтора, а потом несколько месяцев не разговаривали. Таких «сессий» за годы брака было более десяти. Параллельно выявилась и другая проблема их семьи. Она связана с взаимоотношениями со старшей дочерью-подростком.

После проведения диагностики развития супружеских отношений и изучения модели поведения каждого из них вывод был следующий: за годы совместной жизни они не научились разговаривать. Соответственно, слушать и слышать друг друга у них не получалось. Годами каждый из супругов накапливал негатив, возникающий по мелочам. Когда «копилка» терпения переполнялась, происходил скандал, приводящий к молчанке на длительный период…

Параллельно выявляется и причина сложных взаимоотношений с дочерью. Девочка, которая наблюдает за тем, как родители друг с другом либо мало разговаривают, либо вообще молчат, наверняка чувствует себя не комфортно. В связи с этим ребенок создает свой собственный мир, в который со временем перестает запускать своих родителей.

В ходе консультаций у пары стало появляться понимание той пустой ниши, которая присутствовала в их отношениях. Помимо того, что они не разговаривали друг с другом открыто и на любые темы, их эмоциональная составляющая общения была слабо наполнена положительными зарядами.

Когда разбирали истоки проблем, возникающих в воспитании дочери, выявилось еще одно обстоятельство: для ребенка ни мама, ни папа не были авторитетом. Девочка могла игнорировать их просьбы и задания, а на задаваемые вопросы позволяла себе отмалчиваться. Ведь именно такие реакции часто допускали родители…

Коррекция супружеских отношений включила в себя:

  1. Развитие составляющей, в которой они снова начали ощущать себя мужчиной и женщиной. Они вспомнили свой период до начала семейной жизни. Ухаживания, приглашения куда-то сходить (кстати, они пришли к общему пониманию, что инициировать может каждый из них), сюрпризы. Как они поняли, эта часть отношений стала растворяться после рождения детей. Но они не учитывали, что период взросления малышей уже несколько лет, как наступил.
  2. Зарождения дружбы. Для многих может показаться: о чем идет речь? Все дело в том, что они поженились в достаточно молодом возрасте, испытывая чувства друг к другу. Но даже тогда они мало чем делились и, как выяснилось, не так много рассказывали о себе. Эта привычка и укоренилась в их браке. Именно для дружеской составляющей нужны разговоры, которые не касаются решения бытовых и семейных вопросов. Они стали обсуждать некоторые детали работы друг друга, события в мире, просмотренные фильмы, успехи детей, планы на неделю, которые связаны с приятным времяпрепровождением.

По их словам, к ним в жизнь пришли яркие тона и очень много их оттенков. По сравнению с тем черно-белым фильмом, в котором они пребывали, это принималось великолепно.

Безусловно, семейная терапия включает в себя и индивидуальную работу с каждым из супругов, в которой находится разрешение накопленным негативным ситуациям.

Параллельно ими стала отрабатываться еще одна серьезная тема: они стали думать о том, как сделать атмосферу в доме теплее, так как осознавали, что каждый их трех детей живет в своем гаджете.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Volga story
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: