Анатомо-физиологические причины развития близорукости

Факторы, сопутствующие стремительному развитию миопии

  • Наследственная предрасположенность; 
  • родовые травмы; 
  • травмы головы; 
  • высокое давление; 
  • недостаток витаминов и микроэлементов; 
  • ослабление мышц зрительного органа, перенапряжение; 
  • прочие дефекты зрения (астигматизм, косоглазие); 
  • причины, вызванные нагрузкой на глаза; 
  • отсутствие соответствующего лечения при выявлении близорукости;
  • неверный подбор средств коррекции; 
  • гормональные расстройства и инфекционные заболевания; 
  • возраст. 

Наследственность

Чаще всего близорукость — это наследственное заболевание. Если у обоих родителей присутствует миопия слабой или средней степени, то с высокой долей вероятности (75-100%) она будет и у ребенка. Если оба родителя больны близорукостью высокой степени, то и дети будут страдать от данного недуга с вероятностью 100%. Если же болен только один из родителей, шансы снижаются в разы. Только у 8% детей, у родителей которых нормальное зрение, развивается миопия. При таком раскладе, когда близорукость есть лишь у одного из родителей, ребенок, возможно, никогда не будет страдать от данного недуга. 

Травмы

Перенесенные травмы глаза, в том числе и родовые травмы новорожденных, сопровождающиеся повреждениями зрительной зоны, без сомнений, могут стать причинами зрительных дефектов, а именно — миопии. К данному пункту можно отнести черепно-мозговые травмы, способные повлиять на возможность видеть, а также родовую деятельность.

Женщинам с высокой степенью близорукости могут дать запрет на естественные роды, так как есть большой риск совсем лишиться зрения. Женщины с миопией слабой или средней степени после естественных родов наблюдали снижение зрения до 1-1,5 диоптрий, что можно объяснить значительным перенапряжением глазных мышц во время потуг. 

Особенности миопии

Окулисты выделяют несколько степеней заболевания:

  • первую (до 3 диоптрий); 
  • вторую (от 3 до 6 диоптрий);
  • высокую (больше 6 диоптрий).

По клиническому течению различают миопию статичную и прогрессирующую. Последняя опаснее всего, так как протекает практически без симптомов, ее развитие может закончиться только в тот момент, когда организм в целом перестанет расти. Иногда показатели такого типа миопии достигают 40 диоптрий и, естественно, сопровождаются осложнениями. 

Как понять, что у Вас прогрессирующая близорукость? В первую очередь, падает зрение при рассматривании предметов или объектов на дальних расстояниях. Но при этом стоит отметить, что прогрессирующая миопия легко поддается коррекции, особенно на начальных этапах. Имеется еще такой вид данного заболевания, как регулярная близорукость. Именно она является крайне опасной, поскольку может негативно сказаться на общем состоянии здоровья и в дальнейшем привести к слепоте.

Дошкольное учреждение для детей с нарушением зрения

Такие дети отличаются от сверстников, не имеющих проблем со здоровьем, и поэтому им следует посещать специализированный детский сад.

Важный момент для детей с плохим зрением, посещающих сад — максимально быстро адаптироваться. Для этого им показывают основные зоны детской группы, объясняют, для чего они созданы, и каковы правила поведения действуют в каждой зоне. Период адаптации, в то время когда малыш впервые посещает сад, проходит в форме игры, что позволяет ему быстрее освоиться.

На следующем этапе происходит знакомство с взрослыми, которые, в свою очередь, должны уметь заинтересовать и расположить к себе ребенка.

Незадолго до того, как ребенок будет посещать сад на постоянной основе, воспитатели предлагают посещение нескольких консультаций с ребенком, что позволяет снизить его страх перед незнакомым местом.

Возможно, родителям следует посетить несколько дошкольных учреждений и выбрать тот детский сад, в котором ребенок будет чувствовать себя более комфортно и процесс развития пойдет лучше.

По завершению адаптационного периода действия воспитателей будут направлены на то, что бы определить особенности личности и распознать психологические проблемы. На основании полученных сведений будет разработан индивидуальный план занятий с ребенком, посещающим специальный детский сад.

Степени близорукости

Прежде чем переходить к подробному разбору причин нарушения зрения, стоит узнать о степенях развития:

  • слабая — до 3-х диоптрий;
  • средняя — 3-6 D;
  • высокая — 6-30 D.

При миопии слабой степени длина глаза изменена еще недостаточно — около 1,5 мм, что все же выше нормы. При слабой степени Вы довольно хорошо видите вблизи, а предметы вдали немного размыты. 

Средняя степень близорукости — это уже значительные изменения зрительной системы. Длина глаза может быть увеличена до 3 мм. Видимость вблизи ограничивается до 30 см, а далее сильно снижается. 

Самая опасная — высокая степень миопии, так как она доходит до 30 диоптрий. Изменения происходят в структуре глазного дна, сетчатке и сосудистой оболочке. Зрение снижается до 100%, а видимость — до 10 см.

Истинная или ложная?

Офтальмологи подразделяют миопию на истинную и ложную. Первая разновидность — при которой в действительности изменяется форма глазного яблока, вторая — это спазм аккомодации, случающийся вследствие переутомления глазных мышц, и который не является близорукостью. Ложная близорукость может перейти в истинную, если продолжать держать мышцы глаз в постоянном напряжении, но, истинная миопия, к сожалению, перейти в спазм аккомодации не может.

Знакомство слепого ребенка с окружающим миром

У слепого ребенка по понятным причинам, не возникает потребности поднимать и высоко держать голову, протягивать руки к игрушкам и окружающим предметам, ощупывать их, ползать, или ходить, обследуя окружающее пространство. Поэтому стремление к познанию мира у такого малыша должны развивать родители. Поисковое поведение и игры с мамой – это первоначальный, но крайне необходимый этап на пути от ранней социальной привязанности (родители, домочадцы) к дальнейшей социальной адаптации ребенка в детском саду, школе и.т.д. Для достижения этой цели необходимо поощрять любые попытки малыша к движению и самостоятельности (всегда под наблюдением взрослых), поскольку его личный, реальный опыт приносит гораздо больше пользы, чем любые словесные описания. А проводниками в окружающий мир станут другие органы чувств.

Осязание играет огромную роль в процессе знакомства незрячего малыша с окружающими предметами. Руки заменяют слепому зрение, с их помощью он получает представление о тех или иных предметах. Обучая слепого ребенка осязанию, нужно поощрять его желание использовать свои руки для обследования различных предметов и материалов. При этом родители, конечно же, должны понимать, что малыш сам не станет интересоваться многими вещами до тех пор, пока ему не расскажут о них – ведь он попросту их не видит! Показывая ребенку что-либо, взрослые должны управлять его руками, накладывая на них свои, и одновременно рассказывать, какого цвета предмет, какова его форма, для чего он служит и как им пользоваться. Необходимо приучать малыша обследовать предметы систематически, используя обе руки (одна рука, например, держит посуду, а другая отыскивает на столе игрушку и кладет ее в посуду). Естественно, кроху нужно предупреждать об опасности, если он собирается дотронуться до чего-то горячего или очень холодного. Иначе, испугавшись неожиданного ощущения, ребенок станет опасаться использовать свои руки для «рассматривания» окружающего мира. Обучая малыша тому или иному движению, следует стоять за спиной ребенка и делать все вместе с ним. Если при этом находиться напротив, движение получится зеркальным, и ребенку будет трудно воспринять его. Кроме того, взрослые должны постоянно рассказывать незрячему малышу о том, чем они занимаются в данный момент, что происходит вокруг. Таким образом, они сформируют предпосылки к установлению содержательного речевого контакта с ребенком.

Слух. Слуховые образы предметного мира дают возможность малышам с глубокими нарушениями зрения реагировать на раздражители, соотносить их с предметами и в соответствии с этим организовывать свое поведение. Разговаривая с ребенком, нужно называть его по имени, объяснять, кто с ним разговаривает. И обязательно предупреждать перед любым неожиданным для него проявлением. Например, перед тем, как прикоснуться к малышу рукой. Иначе ему может быть неприятно или он испугается. Используя возможности слухового восприятия, слепого ребенка можно обучить хватательным движениям. Для того чтобы схватить звучащий предмет, такому малышу нужно акустически локализовать свою цель. Правда, с помощью слуха он не может контролировать траекторию движения рук по направлению к этой цели. Слепые дети, прежде чем приспособить положение кистей своих рук к размеру и форме предмета, должны сначала исследовать его тактильно (на ощупь). Но в конце концов ребенок должен понять, что тот или иной предмет существует, хотя его нельзя пощупать, и он не издает звуков. Родителям необходимо научить малыша определять на слух, куда упала игрушка, или находить исчезнувшие предметы на ощупь. Для этого ребенку нужно предоставить возможность самому отыскивать его вещи, упавшие на пол, подсказывая, где именно они находятся. Если что-то в доме переставлено на другое место, об этом нужно обязательно сообщить ребенку

Еще один момент, на который необходимо обратить внимание: называть разные направления в пространстве и расположение предметов следует как можно более конкретно. Таких понятий как «там», «далеко», «тут», малыш не воспринимает

Определяя для незрячего ребенка размеры предмета, исходят из размеров тела малыша. Например, «это такого же размера, как твоя рука». Формирование слухового восприятия, вместе с побуждением малыша к диалогу, общению, обеспечивает активность речевой деятельности ребенка. А это в дальнейшем становится важнейшим фактором частичной компенсации слепоты

Развитите слепого ребенка: поможет музыка

Значение музыкальных образов в воспитании слепого ребенка, а особенно их влияние на развитие функций мозга, трудно переоценить. Поэтому с самого начала родители должны побуждать незрячего малыша к занятиям вокалом и музыкой. Уже в грудном возрасте для младенца следует устраивать недолгие (5—15 минут) ежедневные «сеансы», ненавязчиво приобщая его к ритмичной негромкой музыке с красивой мелодией. При этом можно слегка раскачивать кроху на руках или помогать ему подпрыгивать (и желательно, интонировать – подпевая)

Важно, однако, чтобы после таких музыкальных «пятиминуток» ребенок оставался не в тишине и изоляции, а в атмосфере естественных бытовых звуков – голоса матери, ее шагов по квартире, криков детей на улице, шума трамваев или закипающего на плите чайника и. т

п., адаптируясь тем самым к окружающему его миру.

Давление

Повышенное глазное давление — это одна из основных причин сложной формы близорукости, которая может перерасти в ювенильную глаукому. Такая форма миопии более редкая и связана с врожденными нарушениями глазного яблока, ее нельзя запускать, так как она способна привести к полной слепоте. Необходимо следить за уровнем внутриглазного давления. По достижению человеком порога 40 лет, вне зависимости от наличия жалоб проверяется уровень офтальмотонуса. Измерение внутриглазного давления осуществляется при помощи специального тонометра. Средний показатель давления должен составлять от 10 до 21 мм. рт. ст. 

Однако не стоит думать, что Вам далеко до определения офтальмотонуса. К его повышению могут привести нагрузки на глаза, хронический стресс, определенная профессиональная деятельность и даже чрезмерное потребление кофе. Риск значительно увеличивается к 40 годам, но должны насторожить такие симптомы как:

  • боль в глазах;
  • состояние «тумана»;
  • изменение цвета роговицы;
  • сильная усталость глаз к концу дня;

Таким образом, можно сделать вывод о том, что на развитие близорукости влияет множество факторов, и у данного заболевания не одна причина. Для того, чтобы ясно понимать картину Вашего нарушения зрительной системы, необходимо своевременно обращаться к офтальмологу, не забывать о гигиене зрения, не перенапрягать глазные мышцы, правильно питаться и вести здоровый образ жизни. В каждом отдельном случае врач, при желании пациента, может посоветовать или наоборот запретить лазерную коррекцию зрения или хирургическое вмешательство. Для предотвращения постоянного «падения» зрения не стоит забывать об эффективной глазной гимнастике.

Она помогает расслабить мышцы и с новыми силами продолжать работать. На данный момент разработаны даже специальные приложения для смартфона или компьютера, которые предлагают готовые разминки для глаз — нужно лишь повторять движения, показанные на мониторе. Заботьтесь о Вашем зрении, ведь 80% информации об окружающем мире мы получаем благодаря нему. 

Спектр причин возникновения и развития близорукости

Перечислим основные анатомо-физиологические причины близорукости, факторы, способствующие ее развитию, и далее подробно рассмотрим каждый из них. 

Офтальмологи называют две основные причины появления миопии:

  1. Удлиненная ось глазного яблока. Преломляющая оптическая сила зрительного органа не соответствует длине оси, это приводит к недостаточно четкому изображению с последующим растяжением задней стенки глаза, что чревато значительным изменением макулярной области и даже отслоением сетчатки.
  2. Сильное преломление световых лучей. За эти функции отвечает оптическая система глаза: роговица и хрусталик. Даже при стандартном размере глазного яблока сильное преломление световых лучей оптическим аппаратом приводит к тому, что изображение не достигает сетчатки, фокусируясь перед ней.

Неверный подбор оптики

Заниматься самолечением категорически нельзя при любом заболевании. Глазные недуги, в том числе и близорукость — не исключение. Неправильно подобранная очковая или контактная оптика в значительной степени навредит зрительной системе. 
Очки или линзы — каждый делает свой выбор, главное, чтобы он был согласован с офтальмологом, который выпишет соответствующий Вашим параметрам рецепт

Что важно знать при подборе средств коррекции зрения, чтобы не навредить себе, а наоборот — обеспечить максимально комфортные условия жизни и труда? В первую очередь, нужно запомнить, что рецепт на очковую оптику выписывает врач, который сможет определить для вас:

  • межзрачковое расстояние;
  • число диоптрий.

С этими показателями можно отправляться в ближайшую оптику для подбора средств коррекции зрения. Вам останется только решить, какие Вам подходят оправа и материал линз. Здесь есть простор для фантазии, в отличие от двух вышеперечисленных пунктов. Если же Вы покупаете очки, не зная своего межзрачкового расстояния, велика вероятность того, что Вы выберете не то, что Вам подходит, и рискуете ухудшить качество зрительной зоны еще больше. 
Чем чревата покупка очков без рецепта? При примерке очков в оптике Вам может показаться, что в них Вы видите хорошо, а глазам комфортно, но не стоит радоваться раньше времени. Ежедневное ношение очков с неправильным межзрачковым расстоянием может привести к астигматизму и косоглазию. 

Подбор средств контактной коррекции еще более сложен, нежели покупка очков. Для того, чтобы обзавестись линзами, идеально подходящими Вашим глазам, нужно учитывать множество особенностей

Перед первой покупкой контактной оптики важно обратиться за рецептом к офтальмологу, а после — в профессиональную оптику, где оптометрист Вам разъяснит все тонкости обращения с изделиями. 

Что имеет значение при выборе линз:

  • диаметр;
  • радиус кривизны;
  • толщина диска;
  • показатель влагосодержания;
  • пропускная способность;
  • материал;
  • срок службы;

Как Вы видите, для первой покупки линз просто необходима консультация специалиста. Для последующих Вы уже будете знать, что именно подходит для Ваших глаз, и не ошибетесь с выбором.
Осознанный подбор оптики вместе с ежегодным посещением офтальмолога исключают один из факторов стремительного развития близорукости, а также других дефектов зрения. 

Какие симптомы можно наблюдать?

Ухудшение зрения вдаль и вблизи или когда наблюдаемые предметы становятся неправильной формы.

  1. Двоение в глазах.                                  
  2. Головные боли и головокружения, сопровождающиеся снижением остроты зрения.
  3. Зуд, жжение, ощущение «песка» в глазах.
  4. Болевые ощущения в глазных яблоках.

Зрительные функции могут снижаться по следующим причинам:

  • постоянное недосыпание и плохое качество сна
  • стрессы и нервные потрясения
  • большие зрительные нагрузки и переутомление.

При переутомлении становится сложно фокусироваться на изображениях, мозг медленно обрабатывает полученную информацию – картинка становится нечёткой, плывёт и раздваивается.

При стрессе, как правило, расширяются зрачки, и изображение предметов ухудшается. Кроме того при стрессе учащается дыхание, в крови повышается содержание кислорода в крови, а перед глазами появляются «мушки» и «звездочки».

А теперь рассмотрим самые распространенные типы нарушений зрения.

Близорукость (миопия) – нарушение рефракции, при котором человек плохо видит предметы, расположенные на далёком расстоянии. Причиной этого является удлинение глазного яблока в переднезаднем размере. Реже миопия вызывается спазмом цилиарной мышцы, изменением строения роговицы.

Дальнозоркость (гиперметропия) – это тоже нарушение рефракции, при котором человек хорошо видит предметы на далёком расстоянии, а вблизи картинка расплывается и становится нечёткой. Причиной является укорочение переднезаднего размера глазного яблока, ухудшение эластичности хрусталика. Сюда же можно отнести возрастную пресбиопию, которая возникает из-за естественного старения организма. Возрастную дальнозоркость предотвратить нельзя, можно только отсрочить её появление.

Астигматизм – возникает из-за искривления формы роговицы, хрусталика и др. отделов глазного яблока. Как правило, изображение воспринимается с искажёнными формами, размытыми очертаниями.

Косоглазие (страбизм) – не симметричное положение глаз, из-за которого невозможна фокусировка на одном изображении. У ребёнка с врождённым косоглазием не формируется бинокулярное зрение. Классификация видов косоглазия зависит от характера отклонения: сходящееся, расходящееся, вертикальное, смешенная форма.

Амблиопия или «ленивый» глаз. Амблиопичный глаз не функционирует должным образом, поэтому не задействован в зрительном процессе. В головном мозге не формируются связи, которые совмещают две картинки, поступающие от двух глаз в одно цельное изображение. Мозг, чтобы избежать «хаоса» изображения, блокирует «ленивый» глаз и, поэтому, формируется монокулярное зрение. Если этой проблемой не заниматься с самого раннего возраста, зрительные функции будут всё больше ухудшаться. Лечение неизбежно. Лечение амблиопии происходит совместно с лечением косоглазия.

Анизометропия. Возникает, когда имеется большая разница рефракций обоих глаз. Например, один глаз имеет 100% зрение, а на другом отмечается аномалия рефракции (миопия или дальнозоркость). Так же, оба глаза могут иметь аномалию рефракции, но при этом рефракция обоих глаз может значительно отличаться (от 2-х и более диоптрий). Головной мозг не в состоянии перенести такую разницу, поэтому нервная система отдаёт предпочтение только одному глазу, либо нервные импульсы считываются по очереди с каждого глаза.

Дальтонизм – неправильное восприятие цвета. Человек не воспринимает красный, синий или зелёный цвет. В тяжёлых случаях видит мир в чёрно-белых тонах. Обычно такая аномалия бывает врождённой и лечению не подлежит.

Заболевания и миопия

Наблюдения офтальмологов показывают, что часто на фоне хронических, гормональных и инфекционных заболеваний развивается миопия. Болезни ротовой полости и носоглотки могут привести к близорукости: тонзиллит, аденоиды, гайморит.

Аллергические и инфекционные: дифтерия, туберкулез, корь, скарлатина, инфекционный гепатит. Также миопию могут с собой принести сахарный диабет, сколиоз, рахит и частые ОРЗ. Нельзя сказать, что данные заболевания всегда сопровождаются дефектами зрения

Важно понимать — обычно миопия начинается у людей с низким иммунитетом, то есть болезненных и более слабых. 

Виды нарушения зрения у детей

Наиболее встречаемые виды нарушения зрения у детей:

  • близорукость (истинная и ложная формы патологии);

  • дальнозоркость;

  • косоглазие;

  • астигматизм;

  • амблиопия.

Причины их появления могут иметь приобретенную или врожденную природу.

Близорукость – заболевание может быть как врожденными, так и приобретенным. Механизм развития нарушения заключается в удлинении глазных яблок.Если близорукий ребенок ходит в детский сад, необходимо проверить, в каких условиях проходят занятия (помещение должно быть хорошо освещенным).

Ложная близорукость – патология характеризуется постоянным напряжением глазной мышцы, то есть ее расслабление не происходит в те моменты, когда глаза находятся в состоянии покоя. Дети с подобным нарушением плохо видят предметы, расположенные вдали от них. Сопутствующими симптомами являются головные боли в лобной зоне, быстрая утомляемость глаз. Ребенок, страдающий ложной близорукостью, должен сидеть за первыми партами. Необходимо и специальное лечение, иначе болезнь перейдет в истинную близорукость.

Дальнозоркость – патология, характеризующаяся нарушением анатомического строения глаз. Обнаружить нарушение можно по таким признакам: во время чтения ребенок отодвигает книгу далеко от себя. В процессе зрительной нагрузки появляется боль, глаза краснеют, развивается быстрая усталость.

Косоглазие – может передаваться на генетическом уровне, если в семье у кого-то из родных были подобные проблемы, но чаще всего говорит о наличии других заболеваний. При косоглазии происходит отклонение глазного яблока от центральной оси в левую или правую сторону, реже в вертикальном направлении.

Астигматизм – заболевание врожденного характера, обусловленное неправильной формой (кривизной) роговицы глаза. При таком нарушении ребенок трудно различает предметы, как находящиеся близко, так и вдали от него, присутствует быстрая утомляемость, глаза начинают болеть при чтении или нахождении за компьютером. Дети с подобным нарушением должны посещать сад компенсирующего типа.

Амблиопия, или «ленивый глаз» — особенностью этого заболевания является различие образов, полученных с правого и левого глаза, что не позволяет соединить все элементы воедино. Постепенно ребенок начинает видеть только одним глазом, а второй прекращает выполнять свои функции. Сопутствующими симптомами являются: головные боли, чувство дискомфорта в глазах, быстрая усталость. Исправление данной патологии следует начинать в раннем возрасте.

Дети с нарушением зрения, особенно младшего возраста, не могут объяснить взрослым, какой именно дискомфорт они чувствуют, поэтому родителям следует прислушиваться к любым жалобам ребенка и не пренебрегать профилактическими осмотрами у специалиста.

За работу – с первых недель

Многие родители слепых и слабовидящих детей, стремясь решить возникшую проблему с помощью медицины, упускают из виду необходимость уделять больше внимания физическому, психическому, музыкальному и интеллектуальному развитию своих малышей. Не следует забывать и о том, что прежде всего ребенок нуждается в материнской любви, внимании, а также в понимании его проблем и безграничном терпении со стороны близких.

Природа наградила человека помимо зрительных и другими ощущениями: слуховыми, обонятельными, проприоцептивными (исходящими от мышц и сухожилий), тактильными (ощущения от прикосновения, ощупывания). Все это позволяет младенцу в той или иной степени компенсировать дефицит информации об окружающем мире, связанный с отсутствием зрения. Родители обязаны помочь ему, создав адекватную среду, позволяющую развивать органы чувств.

С самого рождения такого малыша рекомендуется одевать в ползунки и свободную распашонку, туго пеленать его недопустимо.

Для стимуляции тактильных ощущений необходимо класть ребенка на тканевые поверхности с различной текстурой. Это могут быть шелковые, хлопчатобумажные, бархатные, вельветовые, тюлевые и другие ткани. Предварительно малыша рекомендуется раздеть – так он будет лучше чувствовать поверхность кожей. Совершая доступные ему движения на той или иной поверхности, младенец получает представление об окружающем пространстве, у него формируется осознание того, как предметы перемещаются, как изменяются их соотношение и положение в пространстве, развивается способность понимать связь между причинами и следствиями. Полезно сделать для малыша специальное одеяло, сшитое из лоскутов тканей с различной текстурой. По краям желательно пришить колечки, пуговицы, шарики от погремушек, веревочки, бубенцы и т.п. Класть ребенка на одеяло надо так, чтобы он находился в разных положениях – на животе, на спине или на боку.

Если у малыша есть остаточное зрение, то кусочки ткани, расположенные рядом друг с другом, должны иметь не только тактильный контраст (достаточно резко отличаться по текстуре), но и зрительный (например, один черный и бархатный, другой – белый и шелковый). Кроме того, необходимо проводить занятия, направленные на формирование зрительного внимания. Начинать их нужно как можно раньше, поскольку именно в первые месяцы жизни зрительная система претерпевает значительные изменения и является наиболее чувствительной к внешним стимулам – свету и цвету

Чтобы привлечь внимание ребенка с глубокими нарушениями зрения, целесообразно использовать максимально яркие предметы. Наиболее удачными из них являются фонарик (лампа, флюоресцентные игрушки), блестящие предметы, картинки и предметы с контрастным рисунком, увеличенные изображения

Если сочетания контраста и движения недостаточно, можно пытаться привлечь внимание младенца к предмету каким-либо звуком: голосом, мелодией погремушки постукиванием по предмету.

Какие могут быть причины близорукости и как она проявляются у человека?

Ниже мы расскажем о тех факторах, которые могут повлиять на развитие близорукости. Но паниковать не стоит. В любом случае, ответить на вопрос, есть ли у Вашего ребенка или Вас близорукость, может только специалист. 

В первую очередь, стоит говорить о наследственности. Если у Вас в роду были те, кто страдал от миопии, Ваша задача — регулярно посещать кабинет офтальмолога и не игнорировать сигналы своего организма.

  • Второй причиной развития могут служить неблагоприятные условия внешней среды, особенно при длительной работе на близком расстоянии. Такой вид миопии специалисты называют «профессиональная» и «школьная». Последняя может продолжаться вплоть до полного развития организма, ориентировочно, до восемнадцати или двадцати лет. Об этом мы говорили выше. 
  • Также, говоря о причинах миопии, окулисты упоминают изначальную слабость аккомодации глаза, несбалансированное напряжение аккомодации или конвергенции.

Развиваем вестибулярный аппарат

Маленькие слепые дети без специальных занятий мало двигаются, поэтому их вестибулярный аппарат развивается медленно. А это, в свою очередь, тормозит развитие активных движений. Чтобы компенсировать это отставание, малыша необходимо как можно чаще брать на руки и всюду двигаться вместе с ним. Лучше всего это делать во время прогулок. Ребенок должен находиться в специальном рюкзачке («кенгуру»). Носить кроху на руках или в рюкзаке желательно и при выполнении легких домашних хозяйственных дел. Ведь, передвигаясь вместе с мамой, малыш совершает пассивные движения, которые способствуют развитию его вестибулярного аппарата. Кроме того, они обеспечивают хороший телесный контакт между мамой и малышом, а он так необходим слепому ребенку! Подобные совместные передвижения необходимо совершать каждый день, по крайней мере, до тех пор, пока вес малыша позволяет маме его носить.

Нарушение гигиены зрения

Гигиена зрения — это меры профилактики, комплексно решающие вопросы сохранения здоровья зрительного аппарата и устранения тех факторов, которые способствуют прогрессу заболеваний глаз. Одним из самых распространенных факторов стремительного развития близорукости является неправильная гигиена зрения или вовсе пренебрежение ей. Рассмотрим основные ошибки: 

  • излишняя нагрузка и перенапряжение органов зрения из-за многочасового нахождения перед монитором компьютера, телевизором или гаджетами;
  • недостаточное расстояние от глаз до монитора, книги, планшета — менее 30 сантиметров;
  • отсутствие отдыха в работе зрительной зоны;
  • работа при недостаточном освещении;
  • чтение в лежачем положении, на боку, в движущемся транспорте;
  • неправильная осанка в процессе письма, чтения;
  • длительная кропотливая работа с мелкими предметами;
  • пренебрежение защитой глаз от ультрафиолета.

Перечисленные действия при ежедневном повторении значительно ускоряют развитие миопии. Совместно с наследственностью, пренебрежение гигиеной зрения может привести к значительному его снижению — до 3 диоптрий в год. Стоит задуматься, а так ли бесполезны те правила, которым учили с детства? 

  • не читать в темноте и лежа;
  • не смотреть близко телевизор;
  • давать глазам отдых каждые 40 минут;
  • делать зрительную гимнастику 2 раза в день.

С молниеносным развитием смартфонов и различных компьютеров процент людей с дефектами зрения возрастает в геометрической прогрессии. Офтальмологи России бьют тревогу — проблемы со зрением у молодого трудоспособного населения растут каждый год. По данным всемирной организации здравоохранения на данный момент в мире около 253 миллионов человек имеют нарушения зрения, из которых 43% — это нескорректированные аномалии рефракции такие, как близорукость, дальнозоркость или астигматизм. 90% от этих 253 миллионов приходится на развитые страны. Мы находим время, силы и средства на суперсовременную технику, но гигиеной зрения пренебрегаем, что приводит к прогрессированию глазных недугов еще со школьной скамьи. 

Но не только прогресс и производители смартфонов влияют на наше зрение. Чрезмерные зрительные нагрузки — для некоторых это неотъемлемая часть профессиональной деятельности, которая неизбежно приводит к близорукости. 

К профессиям, подверженным риску относятся:

  • офисный работник;
  • программист;
  • автомеханик;
  • учитель;
  • мастер маникюра и наращивания ресниц;
  • водитель;
  • сварщик.

Человек, подвергающийся на производстве риску глазных заболеваний, дабы не допустить стремительного их развития, должен вдвойне серьезно относиться к гигиене зрения и обязательно включать ее в рабочий процесс.

Заключение

Резюмируя, можем сделать вывод, что физические упражнения общего характера исключительно благоприятно сказываются на близорукости, так как способствуют ее статичности и работают как профилактический метод при прогрессивной миопии. На сегодняшний момент уже разработан целый ряд лечебных методик для студентов и школьников с близорукостью. Особенность его заключается в том, что, помимо общих упражнений, описываются также и специальные. Такие нагрузки работают над улучшением кровообращения в тканях глаз и глазных мышцах. В первую очередь, задействуется цилиарная мышца, которая напрямую связана с наличием или отсутствием близорукости. 

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Volga story
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: