Рефлекторная теория. история развития

Методы поведенческой терапии

  • Имитационное научение — при использовании этого метода клиенту предлагается наблюдать и имитировать желательные паттерны поведения (например, поведение терапевта или ассистента терапевта). Для этого может использоваться не только «живая модель» (реальный человек), но и «символическая модель», которой может быть герой книги или образ, созданный воображением самого клиента. Одной из форм научения по образцу является самомоделирование. Этот прием заключается в том, что терапевт производит видеозапись успешных моментов поведения клиента, а затем демонстрирует клиенту эту видеозапись.
  • Ролевой тренинг — методика, используемая для научения определенным типам поведения (например, тренинг навыков общения), является разновидностью ролевой игры. Эффект ролевого тренинга основан на сочетании приемов конфронтации, систематической десенсибилизации (что способствует снижению тревожности) и подкреплении удачного поведения в виде положительной обратной связи со стороны терапевта. При применении этой техники пациент и терапевт разыгрывают проблемную ситуацию. Эта техника может быть также использована в групповой терапии. Чаще всего пациент играет самого себя, но иногда это делает терапевт или кто-то из членов группы, что позволяет пациенту увидеть свою проблему со стороны, а также понять, что в этой проблемной ситуации можно действовать по-другому.
  • Биологическая обратная связь — методика, в которой используется аппаратура, отслеживающая признаки стресса у пациента. По мере того как пациенту удается достичь состояния мышечного расслабления, он получает положительное зрительное или звуковое подкрепление (например, приятная музыка или изображение на экране компьютера).
  • Методы отучивания (аверсивная терапия)
  • Систематическая десенсибилизация
  • Имплозивная терапия
  • Шейпинг (моделирование поведения)
  • Метод аутоинструкций
  • Стресс-прививочная терапия
  • Метод «остановки мысли»

Методы поведенческой терапии в образовательной практике

Функциональный анализ поведения — дисциплина, основанная на научных взглядах Б. Ф. Скиннера, а частности, на концепции оперантного обусловливания. Ведущим методом анализа поведения является метод функциональной оценки — выявления антецедентов (предшествовавших условий) и постцедентов (последствий) определенных действий с целью нахождения факторов, связанных с проявлением интересующего терапевта поведения. Прикладной анализ поведения — технологическая реализация функционального анализа поведения: методы разбора и изменения условий с целью коррекции поведения  . Прикладной анализ поведения применяется в системе образования как для улучшения показателей — учебной успеваемости, дисциплины, посещаемости у всех детей, так и для инклюзии детей с ограниченными возможностями здоровья и проблемами с социальнизацией (например, с РАС) в общеобразовательные классы  .

Поведенческая психотерапия и обусловленные страхи

Прежде чем мы продолжим тему, стоит определить понятие поведенческой терапии.

Как явствует из названия, для этого вида терапии свойственно воздействие на поведение клиента: с одной стороны, те модели и паттерны поведения, которые создают проблемы и сложности, устраняются и заменяются, и с другой стороны, клиенту прививаются те формы поведения, которых ему не хватает и которые были бы ему полезны. Посредством изменения поведенческих реакций и обучения человека более эффективным, здоровым и помогающим формам взаимодействия с жизнью, клиент становится более благополучным психически, социально и в своей жизни в целом.

Другими словами, поведенческая психотерапия – это такой вид терапии, в ходе которой человек обучается новым здоровым и адаптивным моделям поведения, убирая те, которые до этого были ему свойственны и представляли собой нездоровые, неадаптивные и неэффективные формы поведения.

Это помогает устранить реакции и формы поведения, которые были источником неприятных болезненных чувств, ощущений и усугубления имеющихся проблем. Это также нейтрализует те факторы, которые поддерживали эмоциональное и психологическое неблагополучие клиента, и наделяет его более эффективными и помогающими в жизни практическими умениями.

Лучше ознакомиться с положениями бихевиоризма, лежащими в основе поведенческой психотерапии, можно в статье: Бихевиоризм: основные положения, представители и направления.

Есть еще и другие понятия, которые будет полезно определить, прежде чем мы продолжим говорить о методе Джозефа Вольпе. Это невроз и невротические страхи, как их понимал сам исследователь. Напомним, что сам Вольпе работал с солдатами, страдающими посттравматическим стрессовым расстройством (тогда это называлось «военным неврозом»), и для их лечения использовался психоанализ Зигмунда Фрейда в сочетании с гипнотическими средствами. Однако очень скоро Вольпе заметил, что проговаривание своих переживаний и сам метод психоанализа неэффективны, и стал искать более действенные инструменты и методики.

Пример неправильной работы инстинкта

Неправильная работа инстинкта самосохранения – это, например, когда у вас трясутся конечности на приёме у начальника, или перед публичным выступлением, или когда вам нужно вступить в конфликт, чтобы отстоять свои интересы.

У вас сжимается диафрагма и голос становится еле слышным. Теряются мысли, так как вся кровь прилила к конечностям, и мозг практически
отключился.

К конечностям кровь приливает для того, чтобы была энергия бежать, когда есть угроза жизни, например,
когда тигр бросается на антилопу, у неё вся энергия идёт в ноги, чтоб сделать прыжок в сторону. Мозг при этом отключается.

Но на приёме у начальника — это неправильная работа инстинкта самосохранения, потому что реальной то угрозы жизни нет. Начальник вас не убьёт.

А эта реакция мешает вам, так как вы не можете отстаивать свою позицию, даже когда абсолютно правы.
Вы стремитесь прекратить контакт, убежать от ситуации. Мозг отключился.

А теперь подумайте, что думает начальник, ведь он же видит, что вы ерзаете, вы стремитесь быстрее выйти из ситуации, убежать. Конечно же он думает, что вы виноваты, и будет прессовать ещё сильнее, ну или как минимум вы потеряете часть доверия.

Вот поэтому я и называю работу инстинкта самосохранения в подобных случаях неправильной. Потому что наоборот, вас не будут продвигать по служебной лестнице, не будут повышать зарплату, да и вообще могут уволить. Вы не будете создавать впечатление ценного сотрудника.

Очень подробно, как я у себя нормализовал работу инстинкта самосохранения, я описал в этой книге.

Показания

Поведенческая психотерапия применяется при широком спектре расстройств: при психических и так называемых психосоматических расстройствах, а также при чисто соматических заболеваниях. Она особенно полезна при лечении тревожных расстройств, в частности при панических расстройствах, фобиях, навязчивостях, а также лечении депрессий и других аффективных расстройств, нарушениях приёма пищи, сексуальных проблемах, шизофрении, асоциальном поведении, расстройствах сна и внимания, гиперактивности, аутизме, трудностях в обучении и других нарушениях развития в детском возрасте, а также при языковых и разговорных проблемах  .

Кроме того, поведенческая психотерапия может использоваться для преодоления стрессов и лечения клинических проявлений повышенного артериального давления, головных болей, астмы и некоторых желудочно-кишечных заболеваний, в частности энтеритов и хронических болей  .

Что такое реципрокное торможение и замещающий стимул

Большим прорывом в работе Вольпе явилось открытие им принципа, показывающего, что тревога или страх могут быть ослаблены, если одновременно с ними присутствует фактор, противодействующей этой тревоге или страху либо же их тормозящий. Простыми словами, заученная реакция страха или тревоги будет снижена или нивелирована, если в ситуациях, вызывающих их, у человека будет реакция или состояние, несовместимые с этими эмоциями.

Классический пример такого «лечебного» фактора – расслабление, но это может быть и иная эмоция или чувство, к примеру, злость, уверенность в себе или радость. Причем здесь важен момент одновременности – совпадения тормозящего фактора и ситуации по времени или непосредственного предшествия альтернативной реакции самой ситуации. Данный принцип Вольпе назвал реципрокным торможением (reciprocal inhibition).

Сегодня применение этого принципа находит свое отражение в практической психотерапии, как поведенческой, так и иных ее разновидностях. Самым распространенным и широко известным инструментом, позволяющим купировать и изжить страхи, фобии и тревожность, стала релаксация (преимущественно прогрессивная мышечная релаксация по Якобсону или Джейкобсону) и спокойное, расслабленное внутреннее состояние. Это довольно универсальный метод, подходящий для самых разных страхов, фобий и тревожных расстройств.

Интересно и то, что в современных тренингах и программах по самосовершенствованию и личностным изменениям также можно встретить большое количество практических техник и приемов, в которых человек сначала вводит себя в уверенное, комфортное, ресурсное состояние, а затем просматривает, переигрывает или репетирует сложную, неприятную или конфликтную ситуацию в своем воображении. Здесь также присутствует тормозящий тревогу или страх фактор, который часто именуют ресурсом (например, ощущение силы, уверенности в себе или спокойствия).

Помимо расслабления и релаксации по методике Якобсона, в своей практике Вольпе также применял иные замещающие стимулы, выполнявшие функции реципрокного торможения. Так, для социальных страхов хорошие результаты давали эмоция гнева или даже агрессии и ассертивное поведение. Исходным пунктом являлось положение, что, испытывая злость или агрессию, человек не может одновременно бояться. Действуя из «разгоряченного» состояния и проявляя напористое уверенное поведение, клиенты Вольпе преодолевали свои страхи и тревоги, связанные с какими-то социальными ситуациями. Такой ассертивный тренинг или тренинг самоутверждения (assertiveness training) применялся в психотерапевтической практике Вольпе и давал хорошие результаты. Позднее Вольпе скорректировал идею подобного тренинга, подчеркивая необходимость считаться с этическими соображениями и делать упор на развитие социальной компетентности человека, уважая интересы других участников ситуации.

В случае сексуальных проблем на невротической почве Джозеф Вольпе предлагал использовать в качестве замещающего стимула половое возбуждение. Например, мужчина страдающей от сексуальной дисфункции на психогенной основе вновь привыкал спокойно и уверенно взаимодействовать с женщинами, сменив страх и чувство неполноценности на несовместимые с ними ощущения сексуального возбуждения. Конечно, такой замещающий стимул имеет ограниченное применение, однако, его эффективность в лечении сексуальных нарушений невротического характера была показана на практике.

Вдобавок к релаксации, злости и сексуальному возбуждению Джозефом Вольпе были опробованы и другие замещающие стимулы. Среди действенных метод им упоминаются следующие:

  • дыхательные упражнения;
  • самоинструкции;
  • конкурентное моторное поведение (то есть физические действия, идущие вразрез со страхом или тревогой. Примерами таких действий могут служить улыбка или смех, поза силы или «танец победителя» и т.п.);
  • приятные действия и стимулы;
  • сладости (для детей);
  • шутки и розыгрыши.

Как можно увидеть, Вольпе искал разнообразные подходы к вопросу исцеления своих клиентов от невротических страхов. Важным открытием и поистине прорывом в психотерапии явилось обнаружение механизма реципрокного торможения и ряда состояний или действий, замещающих страх или тревогу. Пожалуй, наиболее универсальным среди них является мышечная релаксация (с помощью методики Якобсона или аутотренинга), благодаря порождаемым ею чувствам спокойствия и расслабленности. Однако же список замещающих стимулов или нейтрализаторов страха велик, и каждый может подобрать наиболее подходящее для себя действие или же использовать совокупность методов для различных ситуаций.

Почему эти «плохие» чувства остаются в памяти надолго? Что такое незавершенное действие?

Лучшая профилактика последствий стресса и для взрослых, и для детей — дать свободно поговорить о том, что произошло, выразить свои чувства и мысли, дать волю спонтанным, пускай даже противоречивым, реакциям и переживаниям.

Психологи знают: необходимо, чтобы ребёнок или взрослый мог свободно «излить душу» (так раньше выражались поэты), раскрыть то, что его волнует, найти форму для того, что, возможно, смутно мелькнуло в уме, сердце или импульсом пробежало в теле во время стрессового эпизода. Необходимо внимательное отношение к небольшим фрагментам памяти, чтобы «незавершенные, временно остановленные» действия получили свою идентификацию и свое место для «развертывания и завершения» (естественно, в форме игры, рассказа или фантазийного представления). Должны быть восстановлены спонтанность распознавания, выражения своих чувств, доверительное отношение к миру и надежда на то, что мир примет эти чувства, отнесется к ним приветливо. Не станет сообщать: «Твои чувства неправильные», а, наоборот, даст поддержку словами и действиями в определенном (феноменологическом) ключе. Ситуацию можно считать завершенной, когда такая комплементарная поддержка откроет путь для выражения (выплеска) чувств. Во многих случаях пострадавший не формулирует свои мысли и не дает места чувствам, так как нет человека, воспринимающего (слушающего) эти чувства.  Или, наоборот, опасается отвержения, осуждения со стороны тех, кто рядом, и потому сохраняет внешнее спокойствие ради лояльности.

Пример такого феноменологического сообщения для взрослого мы приведем ниже.  Может быть, форма покажется читателю слишком наивной, но ситуация стресса, часто — не тот случай, где уместны сложные философские размышления или парадоксальные предложения. Например, друг или близкий может подтвердить: «Да, ситуация была сложная», сказать, что, да, человек был в сильном стрессе или злился в тот момент. То есть, дать уважение и ПРИЗНАНИЕ опыта человека на уровне его феноменологии чувств, побуждений, импульсов, пережитых во время сложной стрессовой ситуации (травмы). Друг воздержится от ложной тактики утешения: «Просто забудь и не думай об этом: все уже позади» или «не надо так бояться и переживать, ведь все кончилось хорошо!». Такие реплики кажутся поддерживающими и успокаивающими, а по своей структуре сообщают человеку: «Твои чувства неправильные, замени их». Удивительно, как часто в стрессовой ситуации близкие люди путают поддержку и «затыкание спонтанного чувства»! Если ситуация была действительно сложной, лучше, чтобы ребенок или взрослый выразил в спокойной и доброжелательной обстановке то, что реально в тот стрессовый момент пережил.

3 основы выученной беспомощности

Выученная беспомощность – это нарушение в ощущении связи между своими усилиями и результатом, отсутствие мотивации и инициативы, неуверенность в своих силах, намеренное избегание ситуаций, в которых нас может постичь неудача.

Такое состояние формируется и закрепляется, если в ходе жизненной ситуации человек проживает и чувствует одновременно все эти 3 компонента:

1. Тщетность усилий. Мое поведение и действия никак не влияют на происходящее или, наоборот, ухудшают ситуацию. Все старания бесполезны.

2. Отсутствие контроля. Я никак не контролирую ситуацию, не могу предугадать ее развитие и чувствую себя беспомощным.

3. Удар по самооценке. У меня не получилось, потому что я плохой – неудачник/неумелый/глупый/некрасивый и т.д.

Цель первая. Как помочь ребенку и взрослому найти и завершить «незавершённые во время стресса действия?»

Общее направление работы состоит в том, чтобы проиграть ситуацию, найти в ней и подчеркнуть моменты персональной активности.  Концепция «незавершенных действий» предполагает, что любое остановленное действие (импульс) стремится к тому, чтобы восстановить свою форму (траекторию, силу, динамику). Например, если вас отвлекли от какого-то действия, в удобном случае вы почувствуете, что психика возвращает вас к нему почти автоматически. Даже если действие утратило свою полезность и свою актуальность. А что произойдет, если ситуация давно завершена, все участники ситуации разошлись по дорогам жизни, все контексты стали другими, а импульсы остановленных порывов, чувств или действий продолжают храниться в памяти и ждут удобного момента? Речь идет не о том, чтобы сделать по-другому, правильно или эффективно. Речь о том, что сами по себе, по физиологическому закону, нервные и двигательные импульсы продолжают быть «наготове». Чем тяжелее и сложнее была ситуация, тем больше разнонаправленных и сильных импульсов было у человека, который пережил стресс. Чем меньше с человеком разговаривали после ситуации («Может, как-то сам забудет, отвлечется»), тем больше, как легко догадаться, эти импульсы создают основу для недифференцированной тревоги. И тревога эта суммируется с событиями актуального времени, но никак не может найти своего  разрешения. И, в свою очередь, становится питательной средой для развития ПТСР.

Симптоматика ПТСР весьма разнообразна. Это навязчивые сновидения, повторяющиеся мысли о событии, телесные реакции, которые проявляются в особых условиях, неадекватные реальности по силе и форме аффективные реакции, навязчивости и многое другое. Например, неадекватная реакция девочки Маши на то, что автомобиль ехал быстро, могла указывать на старую травму и ПТСР.
 
Нужно помочь сначала выразить (не останавливая утешениями) страх и потом получить помощь «в духе Голливуда». Меня не будет смущать сказочная наивность завершения сюжета и тот факт, что в жизни все бывает жестко, не как в сказке. Если у ребенка или взрослого уже образовался «симптом», то это значит для меня как для консультанта, что ему действительно пришлось заблокировать часть своей творческой активности и часть своей спонтанности. Он уже живет и действует «ограниченно», метафорически выражаясь —  движется по жизни, как стреноженная лошадь по свободному полю. Поэтому призывать пострадавшего человека к пониманию того, что «жизнь — непростая штука, не бойся, терпи» — это дополнительно фрустрирующее послание от мира, которые ограничивает даже надежды нашего героя на освобождение.
Принцип терапевтической помощи людям, часть психической активности которых «застряла» в области «незавершенного действия»: признать, что переживания из комплекта стресса (страх, агрессия) должны получить свободу для небольшого по амплитуде, но однозначного выражения. Тормозящим фактором будут утверждения со стороны близких людей: «Не надо бояться, все будет хорошо»; так как они намекают человеку, что его спонтанные инстинктивные чувства в ситуации являются нежелательными и неправильными. Если терапевт помогает найти форму и выразить истинные разноплановые чувства, относящиеся к ситуации травмы, это, как ни странно, помогает разрядиться старому напряжению. Хотя чувства проявляются «негативные» и «неприятные».

Начнем с простого: что такое рефлекс в принципе?

Приходите вы к неврологу, он сажает вас в кресло и начинает бить по коленям молоточком. Ударит в колено, а дергается вся нога — это коленный рефлекс.

А если вам в глаз попадет соринка, то вы сразу зажмуритесь — это роговичный рефлекс. Эти рефлексы есть у всех, им не надо учиться и, выполняя эти движения, нельзя запутаться. Ваше тело родилось, уже отлично зная, что и как надо отдергивать и зажмуривать.

А есть рефлексы, которым можно научить. Это как раз то, чем прославился Иван Петрович Павлов, российский физиолог, получивший за свои эксперименты Нобелевскую премию. В своих исследованиях пищеварительной системы он заметил изменения в поведении собак во время кормления. Первоначально у собак выделялась слюна только тогда, когда им предлагали еду. Но со временем слюноотделение стало происходить у них еще до того, как перед ними ставили миску, в тот момент, когда они слышали из коридора звук приближающихся тележек с едой.

Затем Павлов провел эксперимент. Он звонил в колокольчик перед кормлением собак. Вначале животные никак не реагировали на звон. Но вскоре один только звук колокольчика начал вызывать у них слюноотделение. Собаки стали ассоциировать звон колокольчика с кормлением. То есть совершенно нейтральный раньше стимул теперь запускал целый каскад физиологических реакций.

Точно так же можно научить страху, и этому в истории есть свой пример.

Иногда, как у Павлова, страх вырабатывается четкой последовательностью конкретных стимулов: катался на красном велосипеде, но попал в аварию, травмировался, испугался и больше никогда не садился на велосипед, а при виде красных великов вообще в дрожь бросает.

Чем занимался Павлов?

Каждое существо на планете рождается с набором рефлексов, заложенных матушкой природой, остальные приобретались в процессе эволюции, для лучшего приспособления к окружающей среде, таким образом повышая шанс на выживание.

В 1903 году впервые мир узнал об условных и безусловных рефлексах, которые открыл ученый Павлов Иван Петрович. Благодаря своим научным работам, написанным исходя из результатов экспериментов над собаками, уже через год, он получил Нобелевскую премию.

Изучая процесс пищеварения у подопытных собак, ученый заметил интенсивное слюноотделение у животных, после появления в комнате его помощника в белом халате, который кормил животных. Оказалось, что собаки реагировали на белый халат

, он ассоциировался у собак с пищей.

Ученого заинтересовала такая реакция у животных, ведь их поведение было одинаково в ситуации, когда помощник приносил пищу и когда он просто входил в лабораторию в белом халате с несъедобными предметами.

Павлов первый из ученых, кто выдвинул гипотезу о том, что интенсивное выделение из слюнных желез это не физиологический, а рефлекторный процесс, вызванный неоднократным повторением одних и тех же действий, связанных с употреблением пищи.

В этом обучающем ролике биолог Антон Горованин кратко расскажет, в чем заключался данный эксперимент при участии животных:

Две стратегические цели в работы психолога в связи с некоторыми проявлениями ПТСР

Для психолога при работе с ПТСР открываются два направления работы. Первое направление — выявить природу избыточного стресса у человека, помочь справиться со стрессом.  Второе – объяснить родителям или близким людям, как заменить вредные для пострадавшего компоненты общения более эффективными и полезными для всех. Эти направления хорошо сочетаются и их можно детально обсудить. Сначала психолог может изложить некоторые соображения о том, как можно помочь человеку, который пережил в прошлом стресс, и сейчас имеет признаки ПТСР. Затем — обсудить, что и как могут сделать близкие люди, чтобы поддержать процесс реабилитации и сделать профилактику ПТСР в случае стрессовых (травматичных) ситуаций в будущем.

Практическое упражнение

А сейчас мы хотим вам предложить перевести эту информацию в более практическую плоскость и ответить на такие вопросы:

  • Есть ли у вас обусловленные страхи и тревоги, от которых вы хотели бы отучиться?
  • Как вы могли бы применить расслабление (с помощью прогрессивной мышечной релаксации по Якобсону, аутотренинга или дыхательных упражнений) в одной из таких ситуаций?
  • Как еще вы могли бы ввести себя в спокойное, уверенное, ресурсное состояние перед взаимодействием, порождающим у вас страхи или тревогу, и иначе воспринимать и реагировать на происходящее?

Конечно, не всегда есть возможность проделать комплекс дыхательных упражнений или релаксацию по Якобсону в реальной жизни, однако стоит подумать, как еще можно нейтрализовать страх замещающим его состоянием. Возможно, нужно просто вспомнить смешную историю из своей жизни, напитаться радостью и весельем, и уже в таком настроении подойти к шефу с просьбой или заговорить с красивой незнакомкой?

Можете ли вы придумать способы «вознаграждения» себя чем-то приятным и радостным, которые будут эффективной «морковкой» и источником уверенности, спокойствия, внутренней силы? Так, перед важным и ответственным событием можно, например, позвонить любимому человеку и попросить у него поддержки, послушать любимую песню, вспомнить свои победы и удачи или представить, как вас наполняет энергия уверенности, силы и спокойствия, нисходящая свыше. Лучше всего индивидуально подобрать свой действенный метод, и с «правильным» настроением браться за то, что тревожит, пугает или напрягает.

Подобные приемы и лайфхаки довольно известны и популярны, их можно найти во многих книгах, семинарах и программах по развитию уверенности в себе и личностному росту. У нас на сайте тоже есть большое количество полезных статей с подобными практическими рекомендациями, например, «Язык тела для уверенности в себе» или «Мощные способы для повышения уверенности в себе».  А также у нас имеется практический онлайн-тренинг «Психическая саморегуляция», который целенаправленно помогает освоить практические техники коррекции своего психоэмоционального состояния. Здесь можно найти различные методы психорегуляции и управления эмоциями, позволяющие привести себя в равновесие и лучше справляться со стрессами жизни.

Эксперимент со студентами

Немецкий доктор психологии Юлиус Куль однажды поставил над своими студентами своеобразный эксперимент. Он предлагал учащимся решать интеллектуальные задачи, которые заведомо не имели решения – но студенты об этом не знали. В результате они впадали в тревогу и отчаяние, их самооценка снижалась, когнитивные функции мозга ухудшались – настолько, что после экспериментов с нерешаемыми заданиями они уже не могли эффективно выполнять даже простые задачи.

После этого и других похожих экспериментов Куль предположил – больные выученной беспомощностью не могут быстро дезактивировать о неудаче – единожды сформировавшись, она остается активной и поглощает энергетические ресурсы, которые нужны нашему организма для защиты от стресса и решения задач.

Из-за этого при выученной беспомощности страдает и соматическое здоровье. Так, дальнейшие исследования ученых показали, что у больных этим расстройством чаще развивается и онкологические заболевания.

Если статья была вам полезна, ставьте лайк и подписывайтесь.

Также очень ждем от вас комментарии и обратную связь, ведь вся наша работа построена на обратной связи, и мы пишем статьи по вашим запросам

Задавайте вопросы и высказывайте мнение, это важно для нас!. Смотрите другие экспертные ролики от нас на ютубе

Смотрите другие экспертные ролики от нас на ютубе.

И будьте здоровы!

Ваши Василий и Екатерина Шуровы

Невроз и невротические страхи

Начнем с определения невроза в этой парадигме.

Во-первых, под неврозом Вольпе понимал усвоенный или выученный страх, то есть, возникший под воздействием какого-то личного опыта и закрепившийся в подобных ситуациях как условный рефлекс. Такой страх и является виновником того, что человек ведет себя неадаптивно и нездорово во многих жизненных ситуациях. В отличие от подобного страха биологический страх помогает выживанию либо сохранению целостности себя или своей безопасности и абсолютно адаптивен. Подобные страхи, не являющиеся биологическими и сохраняющими безопасность, относят к невротическим.

Задача психотерапии виделась Вольпе как помощь в гашении и устранении невротического страха, а с ним и нездоровых, неэффективных поведенческих форм.

Во-вторых, исследователь указывал на две разновидности невротического страха: страх обусловленный и страх социальный.

  1. Классически обусловленный страх – это страх, который был усвоен в какой-то ситуации из прошлого (обусловлен) и связывается с определенным стимулом, присутствовавшим в этой ситуации и совпавшим во времени со страхом.

Например, если на ребенка часто кричат родители и при этом их лицо перекошено от гнева, ребенок может связать испытываемый им в этой ситуации страх с сопутствующими обстоятельствами.  Так, повышение голоса, особенно от людей старше или выше по иерархии, может у него впоследствии вызывать иррационально сильную реакцию испуга и детской беспомощности. А мимика, выражающая гнев или ярость, подобным же образом может пугать и сковывать его по рукам и ногам, возвращая в детские переживания, породившие такой «условный рефлекс».

  1. Страхи когнитивного происхождения – это те страхи, которые возникают в социальных ситуациях общения и взаимодействия с другими людьми или из ошибочных, неадекватных реальности убеждений.

Примерами подобных страхов могут быть ситуации, когда ребенку рассказывают про какое-то событие, человека или место, сознательно или несознательно внушая ему страх перед этим. Это может быть прямое запугивание (бабайкой, милиционером, наказанием, негативной реакцией значимых людей в случае «нежелательного» поведения и т.п.) или же косвенные внушения. Например, рассказывая о своем злом и несправедливом начальнике и делясь собственными страхами, опасениями и переживаниями, родитель может ненароком посеять в ребенке страх перед авторитетами и начальством на всю его оставшуюся жизнь.

Обе категории невротических страхов весьма коварны, потому что человек не осознает обусловленность подобных реакций и часто убежден, что сопутствующие стимулы и являются причиной его страха. К тому же любые социальные страхи закрепляются и начинают ассоциироваться с любой схожей ситуацией, возникая вновь и вновь при аналогичных обстоятельствах, тем самым укрепляясь и подкрепляя сами себя. То есть страхи такого порядка обладают высокой иррадиацией – свойством распространяться на смежные и сходные ситуации.

Потому важно понимать, что большая часть методов и попыток справиться со страхом или фобией будет обречена на провал, если они повторяют условия изначальной ситуации. При совпадении триггеров – тех обстоятельств, которые тесно ассоциировались с невротическим страхом, реакция будет закрепленная, обусловленная, то есть автоматическая

Значит, если человек вновь оказывается в ситуации, напоминающей критический эпизод, породивший страх, при всех равных данных он вновь воспроизведет свой закрепившийся механизм реакции страха, ужаса или тревоги, и позитивного эффекта от подобной «практики», ролевой игры или ментального репетирования не будет.

Что необходимо для того, чтобы разорвать этот замкнутый круг и переучить индивида от застарелого условного рефлекса страха, это новый элемент, новое состояние или восприятие, из которого человек пройдет пугающую ситуацию. В практике Джозефа Вольпе такими новыми элементами, ключиками стали механизмы реципрокного торможения и основанной на нем системной десенсибилизации, которые он открыл, успешно апробировал и детально описал. Давайте остановимся на них поподробнее.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Volga story
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: