Формы проявления внутриличностных конфликтов
Когда человек сталкивается с противоречием, перед ним встает серьезный выбор. Личность вынуждена либо разрешить внутреннюю конфронтацию, либо уклониться от этого, продолжить жить с ней.
В таком случае внутриличностный конфликт может приобретать разные формы проявления:
- рационализм – человек пытается привести как можно больше логических доводов, что он «всё делает правильно», оправдать любой свой поступок;
- регресс – человек занимает инфантильную позицию, отказывается брать ответственность за свою жизнь;
- экстремальность – привычка обвинять в своих проблемах окружающих: мать, жену, начальника, здравоохранение, страну, судьбу;
- проекция – постоянная критика других людей, негативное к ним отношение, особенно к тем, кто добился большего;
- самообман – выставление себя в глазах окружающих позитивным, счастливым и радостным.
Почему женщине попадаются не те мужчины?
- Женщина пугает себя мужчинами и поэтому ищет себе безопасных мужчин.
- Голос внутренний ей говорит – смотри — мужчинам от тебя нужен только секс. Ну, например, очень часто есть такое внутреннее убеждение.
- Мужчина пугает себя женщинами и поэтому ищет себе безопасных женщин.
- Матерь его внутренняя ему говорит- женщины они меркантильные все, им сейчас нужно пользоваться мужчинами.
- И поэтому мужчина ведомый вот этим голосом, начинает искать какую-то безопасную женщину. А именно непривлекательную женщину, женщину податливую, которая на все соглашается, но при этом ему самому будет неинтересно с такой женщиной.
Сущность транзактного анализа по Эрику Берну
Транзактный анализ (ТА) в психологии – это методика, позволяющая описать и проанализировать поведение отдельного человека или группы. По-другому называется трансакционным или трансактным анализом. Применяется для лечения сложных психологических проблем. Его автор – психотерапевт Эрик Берн.
Трансактный анализ Э. Берна появился в 60-е годы прошлого столетия и сразу же приобрел популярность. Отчасти из-за своей простоты, доступности.
ТА преследует несколько целей:
- Найти, устранить стереотипы в поведении.
- Определиться с ценностями, научиться принимать решения, учитывая при этом свои возможности и потребности.
- Понять свой внутренний мир.
- Разобраться во взаимоотношениях с окружающими людьми.
- Научиться не скрывать чувства.
- Поверить самому себе.
Транзакционный анализ
Сами по себе состояния Я ни хороши, ни плохи, вопрос в том, насколько состояние Я человека в данный момент адекватно состоянию Я партнёра по общению. Этот вопрос решается с помощью транзакционного анализа, основными понятиями которого являются:
а) «поглаживание» — любой акт признания присутствия другого человека, основная единица социального действия;
б) транзакция — обмен «поглаживаниями», основная единица социального взаимодействия;
в) транзакционный стимул — «поглаживание», с которого начинается взаимодействие;
г) транзакционная реакция — ответное «поглаживание»;
д) дополняющая транзакция — соответствие реакции стимулу. Например, человек из состояния Взрослого обращается к состоянию Взрослого партнёра: «Ты не знаешь, где мои запонки?». «На письменном столе», — реакция также направлена от Взрослого Взрослому;
е) пересекающаяся транзакция — реакция не соответствует стимулу. Например, на взрослый вопрос о местонахождении запонок следует реакция: «У тебя я всегда во всём виновата» («поглаживание» от Ребёнка Родителю). Или «Почему ты сам не следишь за своими вещами? Ты же уже не ребёнок» («поглаживание» от Родителя Ребёнку).
Математически возможны 72 разновидности пересекающихся транзакций. Но, к счастью, в повседневной жизни и в клинической практике обычно происходят только четыре из них. Это две описанные выше транзакции: первый тип (ВВ-РеР) – реакция переноса; второй тип (ВВ-РРе) – реакция контрпереноса; плюс третий тип (РеР-ВВ) – «раздражительная реакция», когда человек, ожидающий сочувствия, получает вместо неё сухие факты; и четвёртый тип (РРе-ВВ) – «дерзость», когда человек, ожидающий услышать жалобу, получает ответ, который кажется ему наглым и самоуверенным и который заключается в обращении к фактам.
ж) первое правило коммуникации: коммуникация будет осуществляться беспрепятственно, пока транзакции остаются дополняющими; следствие этого правила: пока транзакции остаются дополняющими, коммуникация в принципе может продолжаться неограниченно долго;
з) обратное правило: в случае пересечённой транзакции коммуникация прерывается.
и) скрытые транзакции — в них участвуют одновременно более двух состояний Я. Скрытые транзакции являются основой для юмора, флирта, манипуляций и игр.
Пример манипуляции:
Продавец. Эта лучше, но не уверен, сможете ли вы её себе позволить.
Домохозяйка. Вот её-то я как раз и возьму.
Торговец, как Взрослый, утверждает два объективных факта: «Эта вещь лучше» и «Вы не можете позволить её себе». На видимом, или социальном, уровне оба утверждения адресованы Взрослому домохозяйки, чей ответ от имени Взрослого должен был бы звучать так: «Вы правы в обоих отношениях». Однако скрытый, или психологический, вектор опытного и хорошо подготовленного продавца нацелен на Ребёнка домохозяйки. Правильность этого предположения подтверждается ответом Ребёнка, который, в сущности, говорит: «Независимо от финансовых соображений, я покажу этому высокомерному наглецу, что я не хуже остальных его клиентов». На обоих уровнях транзакции дополняющие, поскольку продавец принимает этот ответ как реакцию Взрослого, решившего совершить покупку.
Пример флирта:
Парень. Приходи в гости: чаю попьём.
Девушка. С удовольствием.
На социальном уровне речь идёт о чаепитии, на психологическом — об интимных отношениях.
Как разрешить внутриличностный конфликт
Разрешение внутриличностного конфликта очень непростая штука. И лучше это делать со специалистом. Хотя качественных специалистов в этой сфере очень мало.
Опишу этапы разрешения этой проблемы по моей технологии «Дивергент» на примере.
Первым этапом необходимо определить две стороны конфликта внутри человека отталкиваясь от его недовольства чем-то или кем-то. С одной стороны то чем человек недоволен, с другой то, что он хочет.
Женщина недовольна отношением мужа в свой адрес и чувствует себя униженной тряпкой, о которую муж вытирает ноги. Но хочет быть счастливой и любимой женщиной.
Вторым этапом, надо определить мотив складывающийся из недовольства и желания.
В данном примере мотив действий — сделать все, чтобы не быть тряпкой, но стать счастливой женщиной.
Определив ложный мотив выделяются действия, которые человек совершает под влиянием этого мотива.
Первый вариант в нашем примере: Она пашет, прощает, молчит, терпит, ублажает, приносит себя в жертву.
Второй вариант в нашем примере: Она истерит, требует, манипулирует и т.п.
После этого необходимо вскрыть ограничивающую установку лежащую в корне проблемы. Надо понять то, как она звучит в словах.
В данном случае установка звучит — для счастья женщина должна терпеть, прощать, любить, быть рабыней и т.п.
Или: Он должен прощать, терпеть, молчать, быть спокойным. Если этого нет, значит он не любит!
В третьем этапе вскрывается следующий слой конфликта. Так называемая зависимость от мнения, оценки, признания, отношения и мн. др. со стороны каких-то людей или человека. Это очень важный этап, потому что он вскрывает более глубокий мотив поведения, действий и переживаний.
В нашем примере зависимость будет от мнения, оценки, признания, поведения, отношения, внимания, настроения, прощения, похвалы со стороны супруга.
Во время четвёртого этапа человека необходимо освободить человека от зависимости и переписать ограничивающую установку на открывающую.
Для этого необходимо с человеком составить текст утверждение на базе желаемого.
К примеру: Я красивая, любимая, сексуальная, привлекательная, стройная, открытая, лёгкая, оптимистичная, весёлая, общительная, счастливая женщина. Свободная от мнения, оценки, признания отношения со стороны супруга
И дальше описать новое мировоззрение, отношения и жизнь.
Все это пишется отталкиваясь от услышанного и сказанного человеком. Должна получиться полноценная картинка, описывающая счастливую и желанную жизнь.
Во время пятого этапа надо помочь человеку раскрыть, почувствовать и понять новый тип мышления, поведения и жизни. В конце даётся подробная инструкция и человек возвращается в жизнь для реализации себя и своего плана.
Как правило, в течение месяца человек очень сильно изменяется и решает проблемы, которые его беспокоили до консультации и даже больше.
На самом деле в технологии «Дивергент» есть ещё один этап, это символическое заключение договора или соглашения со своим без сознательным. Но я не знаю, как это описать в статье, потому что у каждого человека это сугубо индивидуально!
Проще для разрешения внутриличностного конфликта обратиться к специалисту.
Желаю вам гармоничного состояния и счастливой жизни!
️ Всё о внутриличностных конфликтах, в моем Telegram-канале
Искренне ваш @andreymakritsa
Трансакции
В современном транзактном анализе трансакции — это процесс взаимодействия между эго-состояниями двух людей. Они состоят из 2 частей: стимул и реакция. Существует несколько видов трансакций:
- Дополняющие или параллельные. Стимул от одного человека дополняется реакцией другого. Происходит общение. Допустим, вы спросили: «Который час?». Это стимул. Собеседник вам ответил. Это реакция. В таких условиях взаимодействие длится достаточно долго. При этом практически не возникает конфликтных ситуаций.
- Пересекающиеся или перекрестные. Для этого вида трансакций характерны конфликты. Одна сторона посылает стимул от «взрослого», а другая отвечает от «ребенка» или «родителя». Например, муж спросил у жены, где лежат его часы. Она, вместо того, чтобы ответить на вопрос, говорит, что он всегда и во всем считает ее виноватой. С небольших упреков и начинается ссора. Так будет продолжаться долгое время. Ситуация изменится, если стороны конфликта сознательно перейдут в эго-состояние «взрослого».
Есть еще один вид трансакций — скрытые. Они сильно отличаются от двух других. Здесь задействовано сразу несколько эго-состояний. Если сказать кратко, человек говорит одно, а подразумевает другое. Часто он даже не осознает, в какой роли сейчас находится.
Источники
- Ivanov I., Schwartz JM. Why Psychotropic Drugs Don’t Cure Mental Illness-But Should They? // Front Psychiatry — 2021 — Vol12 — NNULL — p.579566; PMID:33889091
- Okwuduba EN., Nwosu KC., Okigbo EC., Samuel NN., Achugbu C. Impact of intrapersonal and interpersonal emotional intelligence and self-directed learning on academic performance among pre-university science students. // Heliyon — 2021 — Vol7 — N3 — p.e06611; PMID:33869848
- Van Malderen E., Kemps E., Claes L., Verbeken S., Goossens L. A Dual-Pathway Perspective on Food Choices in Adolescents: The Role of Loss of Control Over Eating. // Front Psychol — 2021 — Vol12 — NNULL — p.630000; PMID:33868095
- Dogbe W., Salazar-Ordóñez M., Gil JM. Disentangling the Drivers of Obesity: An Analytical Framework Based on Socioeconomic and Intrapersonal Factors. // Front Nutr — 2021 — Vol8 — NNULL — p.585318; PMID:33791330
- Schoon I. Towards an Integrative Taxonomy of Social-Emotional Competences. // Front Psychol — 2021 — Vol12 — NNULL — p.515313; PMID:33790819
- Gunnarsdóttir H., Löve J., Hensing G., Källström Å. To Live, Not Only Survive-An Ongoing Endeavor: Resilience of Adult Swedish Women Abused as Children. // Front Public Health — 2021 — Vol9 — NNULL — p.599921; PMID:33732675
- Somers CL., Goutman RL., Day A., Enright O., Crosby S., Taussig H. Academic Achievement Among a Sample of Youth in Foster Care: The Role of School Connectedness. // Psychol Sch — 2020 — Vol57 — N12 — p.1845-1863; PMID:33707787
- Braun-Lewensohn O., Abu-Kaf S., Kalagy T. Hope and Resilience During a Pandemic Among Three Cultural Groups in Israel: The Second Wave of Covid-19. // Front Psychol — 2021 — Vol12 — NNULL — p.637349; PMID:33679564
- Liu P., Wang X., Li D., Zhang R., Li H., Han J. The Benefits of Self-Transcendence: Examining the Role of Values on Mental Health Among Adolescents Across Regions in China. // Front Psychol — 2021 — Vol12 — NNULL — p.630420; PMID:33679555
- Park HY., Lee H., Kang D., Choi HS., Ryu YH., Jung KS., Sin DD., Cho J., Yoo KH. Understanding racial differences of COPD patients with an ecological model: two large cohort studies in the US and Korea. // Ther Adv Chronic Dis — 2021 — Vol12 — NNULL — p.2040622320982455; PMID:33613934
Развитие трансактного анализа.
Оставляя психоанализ половину столетия назад, Эрик Берн представил транзакционный анализ миру как феноменологический подход, добавляющий философскую конструкцию Фрейда с наблюдаемыми данными. Его теория основывалась на науке об Уайлдере Пенфилде и Рене Спице наряду с нео-психоаналитической мыслью о людях, таких как Пол Федерн, Эдоардо Вайс и Эрик Эриксон. Двигаясь в межлисностном мотивационную теорию, он поместил его и против психоаналитических традиций того дня и в пределах того, что станет психоаналитическими традициями будущего. Из Берна транзакционные аналитики унаследовали намерение создать доступную и легкую в использовании систему, понимание подлинника или жизненного плана, эго-состояний, сделок и теории групп.
Пирамида Маслоу
Широкую известность получила концепция внутриличностного конфликта одного из ведущих представителей гуманистической психологии американского психолога Абрахама Маслоу. Согласно Маслоу, мотивационную структуру личности образует ряд иерархически организованных потребностей:
1) физиологические потребности;
2) потребность в безопасности;
3) потребность в любви;
4) потребность в уважении;
5) потребность в самоактуализации.
Самая высшая – потребность в самоактуализации, то есть в реализации способностей и талантов человека. Она выражается в том, что человек стремится быть тем, кем он может стать. Но это ему не всегда удается. Самоактуализация как способность может присутствовать у большинства людей, но лишь у меньшинства она является реализованной. Этот разрыв между стремлением к самоактуализации и реальным результатом и лежит в основе внутриличностного конфликта.
Почему нам не хватает похвалы и почему мы ищем поддержки извне?
Такая личность у которой гипертрофированный родитель ждет какой-то оценки и похвалы снаружи. Это какая то зависимость. Если не похвалили меня, не оценили, то, что я сделал, то я в печали. Помните, как в детстве? Вот как нас воспитали? Какой там потерн заложен? Принес ‘’пятерку» молодец, принес ‘’двойку’’ не молодец
Мы постоянно ждем вот этих оценок, чтобы нас заметили, оценили наш труд. Конечно это хорошо приятно, когда наш труд оценили.
Но когда мы попадаем в зависимость и ждем ее постоянно. Когда я рассуждаю так что шагу не cтуплю, пока не подожду пока меня не оценят и не похвалят, то это беда прямо, это ну здравствуй невроз!
Такая личность боится думать и действовать самостоятельно! Почему? Потому что этот голос внутри осудит,
- раскритикует,
- обидит
- не поддержит.
У подавляющего большинства людей с внутренним родителем большие проблемы. Он гипертрафирован, а ребенок наоборот подавлен. Это то, что нужно исцелять.
Трансакции
В современном транзактном анализе трансакции — это процесс взаимодействия между эго-состояниями двух людей. Они состоят из 2 частей: стимул и реакция. Существует несколько видов трансакций:
- Дополняющие или параллельные. Стимул от одного человека дополняется реакцией другого. Происходит общение. Допустим, вы спросили: «Который час?». Это стимул. Собеседник вам ответил. Это реакция. В таких условиях взаимодействие длится достаточно долго. При этом практически не возникает конфликтных ситуаций.
- Пересекающиеся или перекрестные. Для этого вида трансакций характерны конфликты. Одна сторона посылает стимул от «взрослого», а другая отвечает от «ребенка» или «родителя». Например, муж спросил у жены, где лежат его часы. Она, вместо того, чтобы ответить на вопрос, говорит, что он всегда и во всем считает ее виноватой. С небольших упреков и начинается ссора. Так будет продолжаться долгое время. Ситуация изменится, если стороны конфликта сознательно перейдут в эго-состояние «взрослого».
Есть еще один вид трансакций — скрытые. Они сильно отличаются от двух других. Здесь задействовано сразу несколько эго-состояний. Если сказать кратко, человек говорит одно, а подразумевает другое. Часто он даже не осознает, в какой роли сейчас находится.
Виды конфликтов
С понятием и особенностями внутреннего противоречия разобрались, давайте рассмотрим основные типы конфликтов.
По разным источникам и психологическим теориям существует несколько видов внутриличностных конфликтов. Давайте их кратко рассмотрим:
Формы конфликтов |
Определение и характеристика |
Нравственный |
Под этим противоречием понимаются противоположные желания, которые противоречат морально-нравственным и этическим нормам. Пример такого внутреннего нравственного конфликта — когда замужняя женщина испытывает сексуальное влечение к другому мужчине. |
Конфликт нереализованного желания |
Когда человек хочет получить определенный результат, но этого результата невозможно достигнуть из-за определенных личностных факторов. Например, женщина хочет быть похожа на модель из глянцевого журнала, но она обладает совсем другой комплекцией и внешностью. |
Ролевой |
Идет противостояние определенных социальных ролей — например, прокурор может вынести обвинение преступнику, но ему трудно выполнять свои обязанности, если на скамье подсудимых находится его друг. |
Адаптационный |
Связан с социальной или профессиональной адаптацией. Например, когда новый сотрудник «вливается» в коллектив, он может столкнуться с таким видом внутреннего противостояния. |
Мотивационный |
Противостояние, основанное на различных мотивах и желаниях, выбрать из которых бывает сложно. Например, посвятить себя работе или учебе. |
Но не все так просто, иногда эти виды внутренней борьбы могут смешиваться иметь разные источники возникновения внутриличностных конфликтов.
Пример из жизни: Мужчина сожительствует с женщиной и не спешит официально оформлять отношения и вступать в брак. С одной стороны, это нравственный конфликт (социум говорит, что он должен это сделать, но он сам не хочет, то есть налицо противостояние долга и желания). Но если начать «копать» глубже, то можно выяснить, что причины возникновения иные — он избегает ответственности за будущую супругу, потому что у него низкая самооценка, то есть просто боится становится мужем, а впоследствии отцом. В этом случае это выглядит все как ролевой конфликт.
Также в некоторых источниках есть более простая характеристика внутриличностного конфликта — это противостояние ложного и истинного мотива. Часто специалисты при работе с пациентами ищут именно «соединение» ложного и истинного. Например, человек говорит, что заинтересован стать профессионалом, и хочет карьерного роста, а по факту оказывается, что он хочет доказать другим свою состоятельность и самоутвердиться за счет менее успешных друзей.
Важно! Противостояние мотивов может проявляться в разных сферах — эмоциональной, поведенческой, когнитивной. Комбинация и смешение сфер затрудняет диагностику, а также выбор средств и способов его разрешения.
Техника 5. Определение сценария жизни
Для определения жизненного сценария используют специальные опросники. Затем анализируют ответы и определяют преобладающий сценарий. Кроме того для выяснения любимого сценария поведения используются такие упражнения, как рассказ басни и представление себя её героем, рассказ сна, игра на сцене и др. Выясняют, кто любимый герой человека, какая его любимая басня или рассказ.
Обязательно идёт проработка сценария поведения в стрессовых ситуациях, которые закончились негативно для пациента, как он вёл себя сейчас, несколько лет назад, в юношестве и в детстве и что именно привело к негативному результату. Вот этот сценарий и нужно заменить на другой, который приносит успех. Также техника позволяет устранить негативные и ограничивающие паттерны и определить активизирующие драйверы, чтобы чаще использовать их.
Анализ психологических игр по Берну
Что такое игры в психоанализе? Это неосознанный поведенческий стереотип, состоящий из нескольких частей. Речь идет о слабости, ловушке, ответе, ударе, расплате и вознаграждении. Действия провоцируют появление чувств. Причем они усиливаются к концу игры. Еще с каждым действием идет вышеописанное поглаживание. Его интенсивность также увеличивается.
В отличие от обычных развлечений и каких-либо ритуалов, игры имеют скрытые мотивы, выигрыш, конфликт. Они бывают нечестными и драматическими.
По мнению Эрика Берна, существует 6 видов психологических игр. Каждый из них имеет свои подвиды:
- На 2, 3, 5 игроков. Участников может быть и больше. Пример – «Фригидная женщина», «Алкоголик», «Почему бы тебе не».
- С использованием слов, денег, частей тела. Это «Психиатрия», «Должник», «Мне требуется операция» соответственно.
- С разными клиническими типами: истерический, навязчивый, параноидальный, депрессивный. Примером являются игры «Насилуют», «Растяпа», «Почему со мной всегда так», «Опять я за старое».
- В зависимости от зон. Бывают оральные («Алкоголик»), анальные («Растяпа»), фаллические («Подеритесь») игры.
- Психодинамические. Делятся на 3 подвида: контрфобия («если бы не ты»), проекция («Родительский комитет»), интроекция («Психиатрия»).
- Отличающиеся инстинктивными влечениями. Выделяют 3 подвида: мазохистские («Если бы не ты»), садистские («Растяпа»), фетишистские («Фригидный мужчина»).
Стоит отметить, что игры имеют 3 качественные характеристики:
- Гибкость. В некоторых играх используется только один вид материала. В других же проявляется гибкость.
- Цепкость. Некоторые люди без труда прекращают игру. Но есть и те, кто не может отказаться от них.
- Интенсивность. Игры могут быть легкими и тяжелыми. Игроки также бывают разными: расслабленными, напряженными, агрессивными.
Независимо от вида, игры оказывают мощное влияние на жизнь каждого человека.
Характеристики игр по Э. Берну
Рассмотрим подробнее некоторые игры из трансакционного анализа Эрика Берна. В психотерапии они имеют цель, роль, динамику, социальную и психологическую парадигму, ходы, выгоду.
«Алкоголик»
«Попался»
«Посмотри, что я сделал из-за тебя»
Цель
Самокритика, самообвинение
Оправдание
Как и во втором случае, оправдание
Роль
Непосредственно Алкоголик, его Преследователь, Спаситель, Простак
Жертва и Агрессор
Динамика
Оральная депривация (лишение человека чего-то важного, влекущее за собой разрушение)
Гнев ревности
Динамика игры может быть мягкой и жесткой, сопряженной с гневом
Социальная парадигма
Один «взрослый» просит другого высказать ему всю правду или помочь побороть пагубную привычку. Второй обещает быть откровенным
Один «взрослый» указывает другому на его проступок
Второй соглашается, что был не прав
Психологическая парадигма
Человек в состоянии «ребенка» играет в догонялки, надеется, что его не поймают. «Родитель» в это время приводит веские причины, почему нужно бросить пить
«Взрослый» предупреждает «ребенка», что видит все его действия. «Ребенок» понимает, что был пойман. «Взрослый» сообщает о своем недовольстве, наказании
Участники стремятся избежать ответственности. Они считают, что обвинять их попросту не в чем
Ходы
Сначала идет провокация, потом обвинение и, наконец, прощение. Либо в другом порядке: снисходительность-гнев-разочарование
Есть 3 варианта: провокация-обвинение, защита-обвинение и защита-наказание
Выгода
Человек утешает себя, удовлетворяет сиюминутные желания. Алкоголь используется как возможность избежать различные формы близости. Часто это вызов окружающим людям: «Попробуйте меня остановить»
Это возможность оправдать свой гнев, какие-то недостатки характера. Такой стиль поведения позволяет двум людям (преимущественно одного пола) обменяться гневными тирадами. Некоторые люди после такой игры решают, что никому нельзя доверять
Угроза сексуальной близости ускоряет игру. Так называемый «оправданный» гнев помогает ее избежать
В других играх Э. Берн выделял только тезисы и антитезисы. Возьмем, к примеру, «Ударь меня». Обычно ее участники совсем этого не хотят, но намеренно провоцируют других игроков. И часто они достигают своей цели. К таким людям относятся те, кого не принимают в обществе, изгои, женщины легкого поведения, а также люди, которые никак не могут найти постоянное место работы. Когда они добиваются логичного результата своего поведения, у них возникает всего один вопрос: «Почему со мной всегда так?».
Чему учит трансактный анализ
Важно сказать о том мировоззрении, которое воспитывает трансактный анализ. Это принципиально позитивный взгляд на мир
Он утверждает, что ты и я – ОК и достойные уважения люди, мы имеем ценность как личности.
Мы не должны подстраиваться друг под друга, и, даже если наши точки зрения не сходятся, то это просто расхождение во взглядах, оно не меняет главного положения о нашем равенстве. Мы имеем право на поступки, которые выбираем и должны отвечать за них. Мы можем и должны меняться, если считаем это правильным. Даже если мы находимся под давлением обстоятельств, только за нами остается право принять решение – подчиниться или нет этому давлению, потому что только на нас лежит ответственность за нашу жизнь.
Узнавая себя, мы меняем старые модели поведения, мешающие свободной жизни, мешающие нашему здоровью и счастью.
Звоните, мы поможем!
6 Психологические игры
В детстве каждый ребенок рано или поздно осознает, что в семье одни чувства одобряются, а другие запрещаются. Для осуществления трансакции (успешного социального взаимодействия) нужно использовать только разрешенные в семье чувства. Это решение принимается подсознательно. При проигрывании того или иного сценария во взрослой жизни человек продолжает скрывать истинные эмоции, заменяя их теми, которые ему были позволены в детском возрасте.
Психологическая игра представляет собой комбинацию следующих друг за другом дополнительных скрытых трансакций с прогнозируемым исходом. Это совокупность трансакций со скрытой мотивацией, последовательность ходов, содержащих «ловушку». В качестве «приза» выступает определенное эмоциональное состояние, к которому человек стремится бессознательно. Это не всегда некое приятное чувство, удовольствие или радость. Часто это негативные эмоции, которые для игрока являются «избранными» и которые он при любом удобном случае «коллекционирует».
В книге Берна «Игры, в которые играют люди» приведено множество комбинаций. Они могут исполняться из различных состояний: из Родительского, когда человек копирует действия (игру) близких; из Взрослого, тогда все продумано по принципу «здесь и сейчас»; из Детского, в этом случае игры исходят из тех переживаний, решений и психологических позиций, которые ребенок занимал в отношении себя и других в раннем детстве.
8 Автономия пациента как ключевая цель применения ТА
Для полноценной реализации потенциала взрослых людей пациентам необходимо постоянно изменять и улучшать те модели поведения в обществе, которые они усвоили, когда были детьми. Когда обнаруживается, что эти стратегии больше не работают, нужно поменять их на другие, более совершенные. С точки зрения ТА это означает, что человеку надо завершить выполнение сценария и достигнуть автономии.
Если в детстве было принято какое-либо ошибочное решение, то, используя различные психотерапевтические методики, каждый пациент в группе может повторно пережить сцену из своего детства, «вернуть» те или иные ситуации, в которых им было принято нерациональное, губительное решение по поводу себя и своей дальнейшей жизни. По завершении курса сеансов люди сами могут сформировать новый жизненный сценарий на сознательном и подсознательном уровне и скорректировать свою жизненную позицию.
Главная задача техник ТА — помогать людям получить автономию, основными составляющими которой являются четкое осознание своей роли и места в обществе, способность адекватно ставить цели и достигать их, взаимодействуя с окружающими. Автономия подразумевает также умение успешно выходить из проблемных ситуаций, используя весь потенциал зрелой («взрослой») личности.
Суть вопроса
Причины внутриличностного конфликта:
- неправильная самооценка;
- непомерно высокие обязательства;
- неспособность принимать важные решения;
- применение испытанного стиля поведения в новой ситуации, что вряд ли срабатывает;
- невозможность поменять обстоятельства;
- неудовлетворенность местом в жизни;
- отсутствие полновесного общения;
- неимение информации, нужной для контроля ситуации.
Главная причина внутриличностного конфликта – давление социума на личность. И это надо помнить, делая анализ и пытаясь нащупать способы устранения.
Внутренние противоречия, ведя «бои» круглые сутки, не дают человеку нормально жить, оказывая негативное влияние на внешние обстоятельства. Справиться с ними поможет психолог, который подбирает методики работы в зависимости не только от причин конфликтов, но и от их разновидностей.