Почему люди совершают самоубийства?
Но его утрата – хоть и необходимое, но не достаточное условие суицидального поведения. Нужна еще переоценка смерти. Смерть должна приобрести определенный смысл, и тогда представление о ней может превратиться в цель деятельности. И, наконец, часто события, толкающие к самоубийству, наносят мощный удар по ценностям человека.
Решение совершить самоубийство — это акт морального выбора. Отдавая предпочтение самоубийству, человек соотносит его мотив и результат, принимает на себя ответственность за самоуничтожение или перекладывает эту ответственность на других. Так или иначе, когда человек самоубийство, то видит в нем не просто действие, ведущее к смерти, но и определенный поступок, несущий «мессадж» для людей, вызывающий их отношение, оценки и мнения.
Специалисты точно не знают, почему растет количество подростковых самоубийств.
Нет никаких сомнений в том, что быть современным подростком это совсем другой опыт, чем у предыдущих поколений
Есть большая проблема – социальные сети, которые, как показали исследования, могут негативно влиять на психическое здоровье (хотя другие исследования не показали никакой связи или даже говорили о положительном влиянии). Постоянно повышается академическое давление из-за уменьшения бюджетных мест и повышения цен на обучение, что создает более конкурентную академическую среду, чем когда-либо. Эмануэль также отмечает, что современные подростки находятся в большей социальной изоляции, чем раньше, неважно, из-за технологий или изменений в культуре
Тем не менее в настоящее время нет исследований, которые бы напрямую указали причины роста количества подростковых самоубийств. Но полезно помнить об этом, когда вы пытаетесь понять вашего подростка.
Суицидальное намерение как континуум
Силу суицидального намерения или степень его выраженности можно рассматривать как точку континуума. Один полюс данного континуума — это твердое намерение покончить с жизнью, другой — представлен твердым намерением продолжать жить. В этом интенциональном континууме обнаруживаются самые разные формы суицидального намерения. Одной из форм может быть русская рулетка, воплощение готовности полностью отдаться воле случая. Или звонок женщины, принявшей смертельную дозу снотворного, покинувшему ее возлюбленному. Таким образом она перекладывает на него решение проблемы, жить ей дальше или нет. Впрочем, многие депрессивные пациенты искренни в своих стремлениях, они не преследуют иных желаний, кроме желания положить конец своим мучениям. Хотя за такими высказываниями, как: «Я не в состоянии больше терпеть такую жизнь», не обязательно стоит намерение убить себя, они, несомненно, свидетельствуют о том, что человек испытывает сильнейшее желание отключиться, хотя бы на время, от тягостных раздумий и переживаний.
Реализация суицидального намерения подчас зависит от случайных факторов. Например, хронически депрессивному пациенту удавалось сдерживать свои суицидальные импульсы, пока жена не сообщила ему о том, что она беременна. Перспектива отцовства подтолкнула мужчину к совершению суицидной попытки, которая оказалась фатальной. Другой пациент, периодически страдавший от депрессии, при обострении суицидальных желаний привык обращаться за поддержкой к семейному врачу. Когда врач однажды, сославшись на болезнь, отменил назначенную встречу, пациент покончил с собой. В предсмертной записке он написал, что отмена встречи явилась «последней каплей», переполнившей чашу неудач и разочарований.
Или приведем противоположный пример. Депрессивный пациент, собираясь повеситься, уже достал веревку, когда к нему неожиданно пришел друг. Это случайное подтверждение дружбы подтолкнуло его пересмотреть свое отношение к жизни.
«Группы смерти» глазами православных психологов
Основная целевая аудитория подобных сообществ – школьники. В их новостных лентах подписчики регулярно видят множество фотографий самоубийц, видеоролики с мертвыми людьми, криминальные новости и т.д.
В некоторых сообществах предлагают «поиграть» в самоубийство. На молодежном сленге это называется «выпилиться». Игрока добавляют в закрытое обсуждение и с ним начинают вести системную работу по промыванию мозгов, присваивается номер, даются различные задания, а в дальнейшем указывается способ суицида и начинается обратный отсчет времени. На подготовку потенциальному самоубийце отводится около 50 дней.
«Нет никаких сомнений, что администрация подобных сообществ, а также их кураторы в совершенстве знакомы с подростковой психологией. Мельчайшие психофизиологические потребности и особенности школьника учтены этими людьми детально. В такие сообщества активно приглашают молодых парней и девушек, испытывающих трудности во взаимоотношениях со сверстниками, поссорившихся с родителями, учителями или другими взрослыми, неудовлетворенных своей внешностью, одиноких, «уставших» от жизни. Им предлагается стать участниками «особой», тайной группы, обособленной от взрослых, заявить о себе, стать «героем», прославиться. Все это, конечно, не что иное, как коварная и ужасная по своим последствиям манипуляция сознанием молодежи», — заявляет Никита Сергеевич Яночкин.
Ольга Александровна Лезникова также отмечает, что потенциальные участники этих групп — подростки, испытывающие сильнейший дефицит внимания со стороны близких: «Даже модераторы из групп смерти (чаще всего это закрытые группы, и существует отбор), прежде чем принять в свою группу ребёнка, просматривают его страницу, а родители чаще всего не интересуются, чем увлёкся ребёнок. Если родители отчуждены, озабочены своими проблемами, то ребёнок ищет общение на стороне, эстетизирует смерть, играет в игры со смертью. В группах смерть подается как нечто любопытное, привлекательное, единственный выход из проблем, а трансляция «самовыпила» — как героический поступок».
«Таких групп не одна сотня, а может быть и больше. Над сознанием участников таких групп ведется высокопрофессиональная интервенция деструктивными концептами, установками, ведущими к добровольному суициду», — подчёркивает системный и искусственно формируемый характер проблемы Николай Николаевич Соколов.
Определение болезни
Понятие «суицидальное поведение» неразрывно связано с понятием «суицид». Суицид – это умышленное причинение вреда самому себе с целью летального исхода. Другими словами, это сознательное лишение себя жизни.
Суицидальное поведение же – это поведение разрушительного характера, к которому относят все формы девиантного поведения (злоупотребление алкоголем, употребление наркотиков, стойкое нежелание лечиться, управление транспортом в нетрезвом виде, нанесение себе увечий, намеренное участие в драках).
В основе суицидального поведения личности всегда лежит психологический аспект. Чаще всего его стоит расценивать, как снятие эмоционального напряжения, способ уйти от жизненных трудностей.
Ошибочно полагать, что человек с этим расстройством всего лишь пытается привлечь к себе внимание. Он страдает от стресса, ситуация ему кажется настолько безвыходной, что переживания близких для него уходят на задний план
Человека, которому свойственны все симптомы данного нарушения называют суицидент.
Считается, что поведение больше всего присуще излишне эмоционально-чувствительным людям и подросткам. Человек с подобным расстройством проходит следующие этапы формирования суицидального поведения:
- Антивитальные переживания – отрицание жизни без четких представлений о собственной смерти.
- Пассивные суицидальные мысли – представления, фантазии на тему своей смерти, без конкретизации в плане лишения себя жизни.
- Суицидальные замыслы – активизация проявления суицидальности, которая сопровождается аффективной напряженностью. Разработка планов реализации суицида, продумывание способов, времени и места осуществления задуманного.
- Суицидальные намерения – принятие окончательного решения, когда присоединяется волевой компонент, переводящий мысли в действия.
На возникновение суицидального поведения человека оказывают влияние возраст, пол, индивидуальные особенности характера, профессии, социальные условия.
Мифы и правда о самоубийствах
Миф:Люди, которые говорят о суициде, несерьезны и совершать его не собираются.Факт:
Миф: Если человек серьезно настроен на завершение своего жизненного пути, то сделать уже ничего нельзя.Факт: Часто суицидальные настроения носят характер временный, то есть справившись с определенными обстоятельствами и получив поддержку вовремя, самоубийца вполне может передумать.
Миф:О самоубийстве думают только психически ненормальные люди. Факт:Миф:Суицидники хотят умереть. Факт:
Миф: Чаще всего самоубийства случаются в зимние месяцы. Факт: Статистика говорит о том, что все дело совсем не только во временах года, холодной или теплой погоде, или количеством солнечного света. И все же наибольшее количество суицидов происходит весной и под новый год.
Миф:Разговоры о самоубийстве – это плохая идея, поскольку может натолкнуть кого-то на мысль о том, чтобы попробовать его совершить.Факт:
Новый скрининг эффективно выявляет склонных к суициду подростков
4 февраля 20211707 2
Разговоры о самоубийстве
Даже если разговор о размышлениях на тему самоубийства будет довольно навязчивым, не отказывайтесь от него. Помните – это может помочь спасти жизнь.
- сосредоточьтесь на собеседнике и не отвлекайтесь;
- задавайте честные, открытые, прямые вопросы;
- дайте время на формулировки – не перебивайте, позвольте сказать все, что человек хочет до вас донести, даже если на это ему потребуются совсем не минуты;
- повторяйте сказанные собеседником фразы, чтобы ему было ясно: вы его понимаете, а не просто делаете вид и общаетесь «для галочки».
Больше слушайте – многим достаточно просто высказать накипевшее. Это может сработать как неплохой сеанс психотерапии.
Профилактика и помощь
С точки зрения общественного здравоохранения комплексные программы в сообществах, школьных системах, на рабочем месте играют важную роль в понимании феномена самоубийства и его предотвращении. Если люди лучше понимают факторы риска и предупреждающие сигналы, и у них есть доступ к психотерапевтической помощи, суицид можно предотвратить.
Психическое благополучие, а также безусловная поддержка родных и друзей являются важными шагами для обеспечения безопасности близкого человека. Если вы чувствуете, что кто-то находится под угрозой, сделайте следующее:
Задайте конкретные вопросы
Фактически, прямая коммуникация снимает бремя сокрытия сложных эмоций из страха осуждения или стигмы. Это может обеспечить чувство облегчения от изоляции.
Будьте открытыми и внимательно слушайте ответы. Ваш близкий человек нуждается в том, чтобы его выслушали и поняли. Попробуйте эти вопросы, чтобы начать разговор:
- «Когда ты начал так себя чувствовать?»
- «Нужна ли тебе моя помощь?»
- «Как я могу помочь тебе пережить это время?»
Окажите поддержку
Важно слушать без суждения и выразить понимание/сочувствие. Возможно, вы не знаете точно, как чувствует себя ваш друг, но вы можете понять, что ему нужна эмоциональная поддержка в это трудное время
Избегайте таких утверждений, как «Да у тебя так много, ради чего стоит жить!» или «Как ты можешь думать о самоубийстве?». Подобные замечания могут вызвать чувство стыда и вызвать дальнейшую изоляцию.
Создайте план помощи
Людям, думающим о суициде, может быть психологически трудно обратиться за помощью самостоятельно. Но вы можете помочь им решиться: собрать информацию о психотерапевтической помощи, мотивировать обратиться к специалисту, поддерживать положительные изменения в их суждениях и действиях.
Исследование мотивов суицида
Как будет показано в следующей главе, терапевтическая работа с суицидальными желаниями начинается уже в ходе первой беседы терапевта с пациентом. Перед терапевтом стоит задача понять, какими мотивами руководствуется пациент, совершившивший суицидную попытку или вынашивающий подобные планы.
Как показывают наши наблюдения, депрессивные пациенты чаще всего обосновывают свои суицидальные желания двумя категориями мотивов. Одни решаются на самоубийство, желая положить конец своим страданиям и видя в самоубийстве единственно возможный способ избавиться от тягостного напряжения. Эти пациенты обычно говорят о «невыносимости» и «бессмысленности» жизни, о том, что они устали от «постоянной борьбы».
Другие пациенты признаются, что пошли на этот шаг в надежде добиться желаемого от окружающих. Кто-то пытается таким образом вернуть любовь или расположение эмоционально значимого человека, другие хотят показать близким, что нуждаются в помощи, третьи просто желают попасть в больницу, чтобы вырваться из «невыносимой» обстановки. Довольно часто наблюдается одновременное присутствие обоих мотивов, а именно мотива бегства от жизни и манипулятивных стремлений. У пациентов с преимущественно манипулятивной мотивацией суицидные попытки обычно носят менее серьезный характер.
Из двухсот обследованных нами пациентов, госпитализированных в связи с суицидной попыткой, 111 (56%) в качестве объяснения назвали причины, принадлежащие к категории бегства/избавления, и только 13% объяснили суицидную попытку желанием повлиять на окружающих и/или изменить неблагоприятную ситуацию. У остальных пациентов (31%) обнаружилась та или иная комбинация мотивов. У пациентов с высокими показателями безысходности и депрессии превалировали мотивы «бегства от жизни» и «избавления», а пациенты с низкими показателями по данным шкалам объясняли суицидную попытку преимущественно манипулятивными мотивами (Kovacs, Beck, Weissman, 1975).
Первым и важнейшим шагом в работе с суицидальным пациентом является проникновение в его мир. Направление и методы терапевтического вмешательства будут зависеть от того, какие мотивы лежат в основе суицидального поведения пациента. Если, например пациент ищет избавления от тягостной ситуации, узловым моментом вмешательства будет работа с чувством безысходности и негативными ожиданиями. Если обнаруживается, что у пациента есть реальные основания для отчаяния, например он стоит на грани нищеты или страдает серьезным заболеванием, необходимо принять меры социального порядка. Но если всеобъемлющие негативные ожидания и чувство безысходности вырастают из искаженного или патологического самовосприятия и восприятия мира, то терапевтические усилия должны быть направлены на исправление ошибочных представлений и иррациональных убеждений пациента.
В тех случаях, когда суицидная попытка совершена с целью оказания воздействия на окружающих, необходимо понять, какие конкретно желания побуждали человека к действию. Хотел ли он добиться любви и понимания от окружающих, или желал отомстить кому-то, или пытался таким образом выразить свои враждебные чувства? Не связано ли это с рападом конвенциональных способов межличностной коммуникации? Если обнаруживается, что суицидная попытка вызвана недостаточным развитием коммуникативных и межличностных умений, необходимо показать пациенту, что его способы межличностной коммуникации имеют дезадаптивный характер, и научить его более адаптивным способам общения с людьми.
Терапевт должен уметь «вжиться» во внутренний мир пациента, должен уметь «прочувствовать» его отчаяние и безысходность. Польза такого рода эмпатии в том, что она позволяет адаптировать терапевтические стратегии к нуждам пациента и дает пациенту ощущение, что он «понят» терапевтом. Терапевт должен «вжиться» в образ мыслей пациента настолько, чтобы не считать его суицидальные намерения «ненормальными». Напротив, он должен понять и принять логику суицидальных причинноследственных связей. И только после этого он вместе с пациентом может начать работу по поиску ошибок в посылках и умозаключениях, лежащих в основе суицидального импульса.
Особенности суицидального поведения детей и подростков
Суицидальное поведение детей и подростков имеет ряд особенностей, свойственных растущему организму и личности. Случаи суицидального поведения у детей, например, суицидальные высказывания, могут отмечаться уже в 5-6-летнем возрасте, далее в 7-10-летнем возрасте и старше, наряду с суицидальными высказываниями, дети могут совершать и суицидальные попытки, которые иногда к несчастью, заканчиваются гибелью ребенка. Суицидальная активность резко возрастает в подростковом возрасте с 14-15 лет и достигает своего максимума в 16-19 лет.
Одной из причин выбора суицидального способа решения проблем, является неадекватное отношение к смерти. У ребенка не сформировано представление, что смерть необратима. Свою «временную» гибель ребенок воспринимает как способ воздействия на значимых близких- вызвать сочувствие, наказать. Только к концу подросткового возраста формируется правильное представление о смерти как необратимом прекращении жизни. Ввиду незрелости суждений и отсутствии жизненного опыта даже незначительная конфликтная ситуация кажется безвыходной, а потому становится чрезвычайно суицидоопасной.
Считается, что половина суицидальных попыток в подростковом возрасте являются демонстративными, т.е. без настоящего намерения умереть. Тем не менее, различить истинные и демонстративные попытки не всегда легко. Отсутствие страха смерти лежит в основе выбора всевозможных опасных игр, отсутствие жизненного опыта приводит к драматическим способам ухода из жизни.
Анализируя чувства, стоящие за суицидальными действиями, выделяют 4 причины самоубийства:
- изоляция (чувство, что тебя никто не понимает, тобой не интересуется);
- беспомощность (ощущение, что ты не можешь контролировать свою жизнь, все зависит не от тебя),
- безнадежность (когда будущее не предвещает ничего хорошего);
- чувство собственной незначимости (уязвленное чувство собственного достоинства, низкая самооценка, переживание некомпетентности, стыд за себя).
Причиной суицида подростка, чаще всего, является длительная конфликтная ситуация в семье, где преобладают: давящий стиль воспитания, а в форме наказаний используются унижающие высказывания, болезненные для самолюбия и снижающие самооценку подростка; кризисные ситуации , как смерть близких, развод родителей или уход из семьи одного из родителей, такие стрессовые факторы как пережитое физическое или сексуальное насилие.
Школьные причины суицидального поведения обычно связаны с отношениями с учителями, одноклассниками. Отношения со сверстниками (особенно противоположного пола) являются весьма значимым фактором суицидального поведения подростков
Одним из объяснений важности этих отношений служит чрезмерная зависимость от другого человека, возникающая обычно в качестве компенсации плохих отношений со своими родителями, из–за постоянных конфликтов и отсутствия контакта с ними. Бывает, что отношения с другом или подругой становятся столь значимыми, что любое охлаждение привязанности, а тем более, измена, уход к другому воспринимается как невосполнимая утрата, лишающая смысла дальнейшую жизнь
Покушение на жизнь может быть подражанием поведению, демонстрируемому с экранов телевидения или на деструктивных сайтах в интернете ,где поощряются депрессивные настрои и аутоагрессивное поведение. В подростковых компаниях наблюдается повышенный интерес к темам смерти и самоубийства, обсуждается их «тайна» и «красота». Помимо этого склонны к самоубийствам подростки, злоупотребляющие алкоголем и наркотиками, страдающие психическими и соматическими заболеваниями. Среди психических заболеваний это прежде всего депрессивные состояния, психопатические наклонности и другие психические расстройства.
Суицидологи отмечают во внешнем поведении детей и подростков ряд изменений, которые могут свидетельствовать о суицидальных намерениях:
- недостаток сна или повышенная сонливость;
- нарушение аппетита;
- признаки беспокойства, вспышки раздражительности;
- усиление чувства тревоги, печальное настроение;
- признаки вечной усталости, упадок сил, потеря свойственной детям энергии;
- неряшливый внешний вид;
- усиление жалоб на физическое недомогание;
- склонность к быстрой перемене настроения;
- отдаление от семьи и друзей;
- излишний риск в поступках;
- выражение безнадежности, поглощенность мыслями о смерти, разговоры о собственных похоронах;
- открытые заявления: «Ненавижу жизнь»; «Не могу больше этого выносить»; «Жить не хочется»; «Никому я не нужен».
Иногда индикатором суицида могут быть поступки типа: раздаривание ценных личных вещей, предметов увлечений, улаживание конфликтов с родными и близкими.
Суицидальная угроза
Некоторые суициденты довольно ясно говорят о своих намерениях. Могут быть и прямые утверждения: «Я не могу этого выдержать. Я не хочу больше жить. Я хочу покончить с собой». Чаще при серьезных намерениях покончить с собой высказывания носят завуалированный характер: «Вы не должны беспокоиться обо мне», «Я не хочу создавать для вас проблемы», «Я хочу уснуть и не проснуться», «Скоро эта боль будет уже позади», «Они будут очень жалеть, когда я их покину».
Вне зависимости, принимают ли эти опасные высказывания форму открытых заявлений или намеков, в любом случае они не должны игнорироваться. Иногда индикатором суицида может быть невербальное поведение. Подготовка к самоубийству зависит от особенностей личности человека и внешних обстоятельств.
Она зачастую состоит в том, что обычно называется «приведением своих дел в порядок». Это может быть оформление завещания, пересмотр страховок, написание для близких необходимых дел или длинных запоздалых писем, улаживание споров и конфликтов с родными и соседями. Подросток может сентиментально раздаривать ценные личные вещи. Завершающие приготовления могут быть сделаны очень быстро, и затем мгновенно последует суицид.
Рекомендации родителям
Считается, что одним из сильных факторов, удерживающих молодых людей в жизни, являются отношения с родителями. Если отношения строятся на доверительной основе.
Родитель относится к ребенку как к партнеру, тогда формируются защитные механизмы, предохраняющие подростка от суицидального поведения.
Родителям можно рекомендовать:
- ни в коем случае не оставлять нерешенными проблемы, касающиеся сохранения физического и психического здоровья ребенка;
- анализировать вместе с сыном или дочерью каждую трудную ситуацию;
- учить ребенка с раннего детства принимать ответственность за свои поступки и решения, предвидеть последствия поступков. Сформируйте у него потребность задаваться вопросом: «Что будет, если…»;
- воспитывать в ребенке привычку рассказывать родителям не только о своих достижениях, но и о тревогах, сомнениях, страхах;
- не опаздывать с ответами на его вопросы по различным проблемам физиологии;
- не иронизировать над ребенком, если в какой-то ситуации он оказался слабым физически и морально, помочь ему и поддержать его, указать возможные пути решения возникшей проблемы.
Профилактика депрессий у подростков является важной для профилактики суицидов. В профилактике депрессий огромную роль играют родители
Как только у подростка отмечается сниженное настроение, и другие признаки депрессивного состояния – необходимо сразу же, принять меры для того, чтобы помочь ребенку выйти из этого состояния.
Во-первых, необходимо разговаривать с ним, задавать вопросы о его состоянии, вести беседы о будущем, строить планы. Эти беседы обязательно должны быть позитивными. Нужно «внушить» ребенку оптимистический настрой, вселить уверенность, показать, что он способен добиваться поставленных целей. Не обвинять ребенка в «вечно недовольном виде», лучше показать ему позитивные стороны и ресурсы его личности. Не надо сравнивать его с другими ребятами – более успешными и добродушными. Эти сравнения усугубят и без того низкую самооценку подростка. Можно сравнить подростка-сегодняшнего с подростком-вчерашним и настроить на позитивный образ подростка-завтрашнего.
Во-вторых, постараться как можно больше сблизиться с ним, заняться совместными делами, внести разнообразие в обыденную жизнь, ездить в выходные на увлекательные экскурсии, придумывать новые способы выполнения домашних обязанностей, посетить кинотеатр, выставки. Можно завести домашнее животное – забота о беззащитном существе может мобилизовать ребенка и настроить его на позитивный лад.
В-третьих, подростку необходимо соблюдать режим дня. Проследить за тем, чтобы он хорошо высыпался, нормально питался, достаточно времени находился на свежем воздухе, занимался подвижными видами спорта.
В-четвертых, обратиться за консультацией к специалисту – психологу, психиатру.
Топ-10 причин суицида
Несмотря на то, что все причины самоубийства объединяет вторичная травма, которая вызывает душевную боль, каждый случай индивидуален. Среди главных причин выделяют следующие факторы:
- Проблемы в семье (72,4%). Отсутствие поддержки, взаимопонимания и внутреннего единства в семье. Сюда же стоит отнести тяжелые зависимости родственников, сложные отношения с детьми и постоянные конфликты;
- Несчастная любовь (50,1%). Сюда относят: токсичные отношения, отсутствие взаимных чувств, предательство и измены, разводы и прекращение отношений;
- Употребление наркотических веществ и алкоголя (47,8%);
- Безысходное положение (32,1%);
- Проблемы с учебой (28,9). В период развития и распространения единой системы оценивания знаний участились случаи самоубийств среди подростков. Молодые люди заканчивают свою жизнь самостоятельно потому, что не понимают дисциплины, не хотят изучать определенное направление или не выдерживают высокую нагрузку;
- Попытка показать свою боль (11,9%). Люди, которые не получают моральной и психологической поддержки, склонны к привлечению внимания через попытки самоубийства. В последнее время попытки показать свою боль все чаще приводят к летальному исходу;
- Смерть духовно близкого человека (8,8%);
- Смертельная болезнь (8%);
- Попытка выделиться среди окружающих (3,5%);
- Плохое настроение (1,2%).
Стоит отметить, что причины суицида могут изменять в зависимости от возраста и социального статуса человека. Поэтому необходимо начинать проводить беседы с ребенком о суициде и его последствиях в период полового созревания. Многие родители пренебрегают этим, веря, что их ребенка не коснется это. Однако, это самое распространенное заблуждение, которое приводит к весьма печальной статистике самоубийств среди подростков.
Кто совершает самоубийства? Почему? Каким образом?
Мы знаем, что тема суицида внушает страх. Страх этот может быть еще большим, если ты знаешь кого-то, кто предпринял попытку уйти из жизни или же покончил с собой, или если тебе самому приходили в голову мысли о суициде. Мы знаем также, что суицид является запретной темой, о нем не поговоришь с родителями, учителями или друзьями. Возможно, ты знаешь кого-то, кто совершил суицидальную попытку. Возможно, ты знаешь кого-то, кто совершил суицид. Если это так, то ты, вероятно, слышал, как кто-то (быть может, и ты сам) задавал вопрос: “Зачем ей было умирать?” или “Зачем ему было так поступать со своей семьей?” Вопросы эти вполне естественны, но большей частью ты не получишь на них однозначного ответа, не узнаешь, почему твой знакомый решил расстаться с жизнью. Напрашивается другой, более точный вопрос: “Какая проблема или проблемы возникли у этого человека?” Тебе это может показаться странным, но большинство подростков, совершающих суицид, на самом деле умирать ведь не хотят. Они просто пытаются решить одну или несколько проблем. Трагедия состоит в том, что проблемы временные они решают раз и навсегда
Самое важное – помнить, что в большинстве своем молодые люди, которые пытаются покончить с собой или кончают с собой, умирать вовсе не хотят. Они хотят избежать проблем, которые, на их взгляд, им не по плечу
Эти проблемы причиняют им эмоциональную и физическую боль, и суицид представляется им надежным средством эту боль остановить. Откуда мы знаем, что тысячи молодых людей, совершивших суицид в прошлом году, умирать вовсе не хотели? А если они не хотели умирать, то почему умерли? Большей частью молодые люди совершают суицидальную попытку у себя дома между четырьмя часами пополудни и полностью. Иными словами, они пытаются покончить с собой именно там, где их скорее всего найдут, и делают это в такое время дня, когда кто-то из членов семьи большей частью находится дома. Шанс прийти им на помощь велик, – тот же, кто надеется, что будет спасен, на самом деле убивать себя не хочет. А как же те молодые люди, которых спасти не удалось? Откуда мы знаем, что на самом деле умирать им не хотелось? Наверняка мы знать этого не можем, однако, разговаривая с молодыми людьми, которых спасти удалось, но которые должны были бы погибнуть, мы можем представить себе, о чем они думали. Столкнувшись с неотвратимостью смерти, почти все они говорили, что неожиданно начинали понимать: проблемы их не столь велики, чтобы их нельзя было решить. Им вдруг становилось ясно: не так уж все плохо. За секунду до смерти они осоз-навали, что хотят жить.Для того, чтобы удержать друга или знакомого от самоубийства, надо немного разбираться в человеческой психологии. Чтобы ценить жизнь, необходимо знать две основных вещи: 1. Нам нужно, чтобы нас любили. 2. Нам нужно хорошо к себе относиться.На наше поведение оказывают воздействие два основных принципа: 1. Наше поведение зависит от того, как мы к себе относимся. 2. Поведение каждого человека имеет цель; наши поступки не происходят “просто так”. Если руководствоваться этими очень важными соображениями и ясно представлять себе их реальный, практический смысл, то можно чуть лучше разобраться, почему некоторые подростки хотят уйти из жизни. Ты увидишь также, как дружеские забота и ласка умеют обнадеживать, гнать от себя мысли о самоубийстве.