Запрещенные элементы в фигурном катании
От чего же зависит успех спортсмена в фигурном катании? Прежде всего, конечно же, от мастерства, но не только от него. Огромную роль играют коньки. Если самому лучшему фигуристу дать коньки для бега, он вряд ли покажет хороший результаты, так как конек коньку рознь.
Коньки для фигурного катания
В фигурном катании используются специальные коньки для этого вида спорта. Если внимательно рассмотреть коньки, то можно заменить яркое отличие в виде зубчиков на лезвии коньков, не говоря уже о форме самого ботинка.
Благодаря зубчикам на лезвии фигурист может резко тормозить и отталкиваться, а это необходимо при выполнении сложных фигур обязательной программы.
Но, не только в зубцах дело, у беговых коньков узкая и скользкая кромка лезвия абсолютно плоская и она образует с боковой стороной прямой угол, а вот скользящая грань фигурных коньков имеет, так называемую, канавку и это принципиально важно. Канавка в фигурных коньках
Канавка в фигурных коньках
Лезвие конька фактически вгрызается в лед, не давая коньку проскальзывать, а фигуристу упасть. Но за хорошее сцепление приходится платить потерей скорости, ведь острые ребра канавки, фактически, режут лед, в то время как плоское лезвие конька бегуна позволяет ему свободно скользить и развивать высокую скорость, но лишая его возможности резко маневрировать.
Если Вы решите заниматься фигурным катанием, то используйте только правильно заточенные коньки, а то дело кончиться разбитым носом или ушибленной коленкой. Заодно, необходимо изучать физику, так как большинство элементов фигурного катания держаться только на ней.
И все-таки не только физика определяет успех фигуриста, ведь фигурное катание это еще и искусство. Недаром помимо тренера, с фигуристами работает профессиональные хореографы. От них зависит, сможет ли танец спортсмена покорить сердца суровых судей.
Работа хореографов в фигурном катании
Фигурное катание – это один из самых выгодных видов спорта. Занимаясь в секции фигурного катания, Вы и коньки освоите, и самые разные танцы исполнять научитесь.
Настоящий фигурист одинаково свободно чувствует и на ледяной арене и на танцевальной площадке. Мы уже не говорим про физическую форму, которую обеспечат Вам занятия этим видом спорта
Тут даже уже не важно, станете Вы чемпионом мира или нет. Главное, что это полезный, красивый и модный вид спорта
Заниматься фигурным катанием можно и просто в собственное удовольствие. Что может быть лучше, чем скользить по гладкому льду под прекрасную музыку. Тут Вам и спорт, и балет, и акробатика. Все вместе и сразу. Кроме того, регулярные тренировки позволят Вам сохранить отличную физическую форму и отменное здоровье.
Но, если вы мечтаете о спортивных победах, то помните, фигурное катание – это не только парное катание, это и танцы на льду, и одиночное катание. И в каждом из этих видов фигурного катания свои требования и свои особенности, поэтому опытные тренеры говорят, что шансы достичь вершин в этом виде спорта есть почти у всех.
Прыжки в фигурном катании: виды
Сегодня все прыжки — обязательные элементы программ во всех дисциплинах фигурного катания, кроме спортивных танцев.
Есть два вида прыжков в фигурном катании: зубцовые и рёберные.
Зубцовые — прыжок выполняется с опорой на зубцыОстрие конька, нос, фронт. . С помощью зубца спортсмен отталкивается ото льда. Это лутц, тулуп, флип.
Рёберные — прыжок выполняется с фиксацией на внутреннее или внешнее ребро. Это аксель, риттбергер, сальхов.
Виды запомнить очень просто: если название у прыжка длинное — рёберный. Если короткое — зубцовый.
Второе простое правило: названия прыжков в фигурном катании — это в основном фамилии фигуристов, которые впервые исполнили элемент. Исключение: флип и тулуп.
Фазы прыжка в фигурном катании
Процесс исполнения прыжка принято делить на пять классических фаз. Отличия кроются как раз в этих фазах. Научитесь видеть — научитесь и различать прыжки.
• Заход — разгон, разворот.
• Амортизация — выход на траекторию и быстрый глубокий присед на толчковой ноге.
• Толчок и закрутка — поворот корпуса по траектории с махом свободной ногой.
• Полёт — определённое количество вращений (оборотов) после прыжка.
• Приземление — опора на зубец с переходом на ребро и дальнейший выезд.
Пройдёмся подробнее по каждому из прыжков.
Примечания
- ↑ 12Чайковская Е. А. Урок пятнадцатый // Фигурное катание — www.tulup.ru/articles/68/urok_piatnadcatiy.html. — М.: Физкультура и спорт, 1986. — 127 с. — (Азбука спорта).
- Элементы фигурного катания — www.icesport.ru/ice/s3.php. Icesport.ru.
- Jo Ann Schneider Farris. Top 7 Basic Figure Skating Jumps Every Ice Skater Must Know — figureskating.about.com/od/skatingmoves/tp/jumps.htm (англ.). About.com.
- ↑ 12Мишин А. Н. Введение // Прыжки в фигурном катании — www.tulup.ru/articles/29/vvedenie.html. — М.: Физкультура и спорт, 1976.
- ↑ 12A Quadruple Jump on Ice — query.nytimes.com/gst/fullpage.html?res=940DE6DE123EF935A15750C0A96E948260 (англ.). New York Times (26 марта 1988 года).
- ↑ 12Mittan, Barry. Highs and Lows for Ando — www.goldenskate.com/articles/2007/042008.shtml (англ.). Golden Skate (20 апреля 2008 года).
- Чайковская Е. А. Урок третий // Фигурное катание — www.tulup.ru/articles/54/urok_tretiy.html. — М.: Физкультура и спорт, 1986. — 127 с. — (Азбука спорта).
- ИСУ. Шкала оценок на сезон 2010—11 — isu.sportcentric.net/db//files/serve.php?id=1862 (англ.)
- ИСУ. Изменения в шкалу оценок на сезон 2011—12 — isu.sportcentric.net/db//files/serve.php?id=2616
- https://www.youtube.com/watch?v=eU7A0RNiptA — www.youtube.com/watch?v=eU7A0RNiptA, 3:04
- Мишин А. Н. Прыжки в фигурном катании — Толчок — www.tulup.ru/articles/32/tolchok.html
- Травмы в фигурном катании — www.sportmedicine.ru/fig_skate.php
- ↑ 12 Каскады прыжков — Прыжки в фигурном катании (Мишин А. Н.) — www.tulup.ru/articles/45/kaskadi_prigkov.html
- ISU Communication 1619 — isu.sportcentric.net/db//files/serve.php?id=1892
- Прыжки во вращение — Прыжки в фигурном катании (Мишин А.Н.) — www.tulup.ru/articles/46/prigki_vo_vraschenie.html
- ↑ 12Petkevich John Misha Figure Skating: Championship Techniques. — Sports Illustrated, 1989. — ISBN 1568000707
- Мишин А. Н. Прыжки в фигурном катании — Носковые прыжки — www.tulup.ru/articles/44/noskovie_prigki.html
Сальхов показал новый прыжок, но судьи запрещали его женщинам
Прыжок появился благодаря одному из самых титулованных фигуристов в истории фигурного катания – Ульриху Сальхову. Он – олимпийский чемпион-1908, десятикратный чемпион мира и девятикратный чемпион Европы.
После успеха на Олимпийских играх в Лондоне шведский фигурист удивил публику, исполнив на одном из турниров в 1909-м прыжок с внутреннего ребра маховой с приземлением на другую ногу. Этот прыжок получил название «сальхов». Помимо прыжка фигурист изобрел элемент «крюк».
Несмотря на изобретение новых элементов, Сальхов не смог защитить титул олимпийского чемпиона, так как Олимпийский комитет отказался включать фигурное катание в программу соревнований. Сальхов попытался повторить собственный успех в 1920-м, но в 42 года он не смог конкурировать с более молодыми соперниками и стал только четвертым.
Спустя пять лет после неудачи на Олимпиаде фигурист оставил попытки вернуться на прежний уровень и занялся развитием фигурного катания, как функционер.
С 1925 по 1937 он возглавлял Международный союз конькобежцев, а также был главным судьей на соревнованиях мужчин-одиночников на Олимпийских играх-1936.
С историей развития сальхова все неоднозначно. Во время соревнований по фигурному катанию в 1909 году судьи посчитали, что сальхов не могут исполнять женщины, потому что юбка поднимается выше колена, что противоречило правилам хорошего тона в обществе в те годы. В итоге, почти на три десятилетия фигуристки отказались от попытки исполнить сальхов на соревнованиях. И только в 1936 году Сесилия Колледж совершила революцию в женском одиночном катании, выполнив двойной сальхов.
Дальнейшая судьба прыжка практически нечем не отличается от лутца, флипа и риттбергера. Фигуристы постепенно добавляли оборот к прыжкам, и в 1998-м Тимоти Гейбл выполнил четверной сальхов, а в 2002-м японская фигуристка Мики Андо стала первой женщиной, исполнившей элемент ультра-си на соревнованиях под эгидой Международного союза конькобежцев.
Ульрих Сальхов
«Риттбергер» придумал призер ЧМ, но сведений о появлении не осталось
Другой реберный прыжок появился благодаря энтузиазму трехкратного серебряного призера чемпионата мира (1910, 1911, 1912) Вернера Риттбергера. Спортсмен вписал свое имя в историю мирового фигурного катания в 1910-м.
Удивительно, что в истории фигурного катания сохранилось упоминание о появлении риттбергера, но не осталось сведений о первом исполнителе прыжка в два оборота. Тройной риттбергер впервые на соревнованиях исполнил двукратный олимпийский чемпион Дик Баттон в 1952 году на играх в Осло. Примечательно, что Баттон не только стал первым в истории исполнителем тройного риттбергера, но и фигуристом, исполнившим на международных соревнованиях тройной прыжок.
Спустя 64 года Юдзуру Ханю стал первым мужчиной в истории мирового фигурного катания, показавшим четверной риттбергер. Женщины на официальных соревнованиях никогда не исполняли элемент в четыре оборота, но в ноябре 2021-го ученица Этери Тутберидзе Аделия Петросян на Кубке России в Перми сделала четверной риттбергер в каскаде. Вписать свое имея в историю мирового фигурного катания спортсменка не смогла, так как прыжок был исполнен на внутренних соревнованиях.
Юдзуру Ханю
Аксель изобрел прыжок на беговых коньках
Появлением самого сложного прыжка в фигурном катании спортсмены обязаны сыну торговца Йохану Петеру Паульсену из Христинии (ныне столица Норвегии – Осло) – Акселю. Норвежец вместе со своими братьями и сестрами тренировался на озере Эстеншёваннет. Несмотря на то, что его отцу больше было по душе фигурное катание, Аксель на протяжении всей жизни успешно занимался еще и конькобежным спортом.
Несмотря на то, что в фигурном катании спортсмен не сыскал мировой славы, как в конькобежном спорте (с 1885 по 1889 гг. Аксель установил пять мировых рекордов), он сумел вписать себя в историю мирового фигурного катания. На турнире в Вене в 1882 году Аксель впервые исполнил прыжок, который назовут в его честь на беговых коньках! Коньки для фигурного катания в современном понимании появились значительно позже.
Несмотря на то, что Аксель произвел фурор на соревнованиях, новый элемент не принес ему желаемый результат. На первых двух ступенях пьедестала расположились представители Австрии, но судьи отметили старания фигуриста и вручили ему особый приз за новый элемент.
После установления последнего рекорда в 1889-м спортсмен пробежал 20 миль за 1:09:15,0. Информации о дальнейшей карьере Акселя практически не сохранилась. Известно, что он продолжал выступать на соревнованиях как по фигурному катанию, так и по конькобежному спорту.
Если Акселя Паульсена в фигурном катании знают только как изобретателя нового прыжка, то его сын Гарри, смог добиться больше успеха в спорте на уровне страны. Он пять раз становился лучшим фигуристом Норвегии с 1907 по 1911.
Невзирая на сложность элемента, прыжок получил свое дальнейшее развитие не благодаря семье Паульсена. Двойной аксель впервые в истории исполнил Дик Баттон на Олимпиаде-1948 в Санкт-Морице. Тройной аксель появился в фигурном катании только в 1981 году благодаря Александру Фадееву.
Четверной аксель чисто на официальных соревнованиях никто не исполнял. Артур Дмитриев-младший исполнил прыжок с недокрутом во время чемпионата США по фигурному катанию.
Аксель Паульсен
Другие виды прыжков
Кроме базовых элементов есть еще и дополнительные. Чаще всего их используют в связках с основными скачками. В доброй половине случаев на оценку они не влияют, а просто подогревают интерес зрителей на трибуне.
Перекидной
Это один из самых простых прыжков. Иногда его называют «вальсовым» и выполняется он в пол-оборота. Заход на прыжок начинается с движения назад по дуге, после чего делается фиксация на наружном ребре левого конька и сам прыжок, во время которого выпрямленная нога делает пол-оборота.
Шпагат
Спортсмен в момент прыжка исполняет шпагат. Суть элемента не в количестве и качестве вращений, а в точности позиции. При этом шпагат допустим как продольный, так и поперечный. Прыжок исполняется, как правило, в связке с флипом или петлей. Элемент не оценивается судьями, чаще выступая в качестве связки.
Правила в фигурном катании
Правила зависят от разновидности фигурного катания: индивидуальное женское, индивидуальное мужское, парное фигурное катание, а также парные танцы на льду.
В индивидуальном катании мужчины и женщины обязаны откатать две программы – короткую и произвольную. За короткую программу, которая может длиться до 2 минут 40-50 секунд, фигуристы обязаны представить 8 обязательных элементов (двойной или тройной Аксель, тройной или четверной прыжок, одна комбинация прыжков, несколько разных типов вращений и две дорожки шагов) в любом порядке. За отсутствие одного из элементов следует штраф.
Произвольная программа почти в два раза дольше короткой, она занимает 4 с половиной минуты у мужчин и 4 минуты у женщин. Фигуристы стремятся включить свою программу самые сложные элементы (за которые можно получить больше баллов).
В парном фигурном катании правила очень схожи с индивидуальными, разница лишь в обязательных элементах. Так, обязательными элементами для пар являются поддержки (партнер поднимает партнершу), прыжки с выбросом (когда партнер кидает партнершу), а также синхронные прыжки и вращение.
А вот программа танцоров несколько отличается. Они должны исполнить обязательный, произвольный и оригинальный танцы. Обязательный танец всем фигуристам дается один и тот же, с набором обязательных элементов. Затем следует оригинальный танец, в котором всем участникам дают определенную тему для вариаций, а уж они должны интерпретировать ее, как сочтут нужным. Ну а всю свою фантазию, талант и мастерство танцоры могут показать в произвольной программе. Здесь и музыку, и костюмы, и движения выбирают сами фигуристы, поэтому и очков за него дают больше всего – 50 %.
Есть ещё синхронное катание, в котором одновременно за одну команду выступает от 16 до 20 фигуристов. Цель дисциплины – выступление команды как единого целого. Техника, скольжение, элементы в синхронном катании полностью соответствуют классическому фигурному катанию. В синхронном катании есть свои особенные обязательные элементы, такие как: круг, линия, колесо, пересечения, блоки.
Прыжки в фигурном катании разделяются на две группы — рёберные и носковые (зубцовые), в зависимости от того, какой частью конька происходит толчок. Сейчас фигуристы выполняют 6 видов прыжков — тулуп, сальхов, риттбергер, флип, лутц и аксель.
Ледовое поле
Как правило, это стандартная площадка размерами: 30 х 60 метров. Имеет пластиковые или подвижные борта. На ледяном поле должен быть очень качественный чистый и ровный лед, это достигается специальной техникой, погрешность неровностей не должна превышать 0,50 см.
Одежда и снаряжение для фигурного катания
Профессиональные коньки для фигурного катания изготавливаются из толстой прочной кожи, имеют длинную шнуровку и большой язычок. Для профессиональных фигуристов коньки изготавливаются индивидуально. Лезвия производятся из карбоновой стали и состоят из двух частей. Вогнутая бородка для хорошего скольжения по льду. Носовая часть с зубцами, для исполнения толчков и некоторых элементов программы.
Костюм для фигурного катания должен изготавливаться из легких и эластичных материалов, как правило, это стретчевые ткани. Костюм фигуриста отражает стиль исполнения программы и музыку.
Судейство
- Главный судья – отвечает за организационную составляющую соревнования: вызывает на лёд фигуристов, даёт сигналы радиоузлу, следит за хронометражем.
- Технический специалист с помощником – фиксируют элементы, падения.
- Технический контролёр – контролирует работу технической бригады.
- 9 судей – оценивают качество исполнения.
Популярные соревнования по фигурному катанию
Самой высшей наградой по фигурному катанию является золотая медаль на зимних Олимпийских играх. Кроме Олимпийских игр есть ещё ряд очень крупных чемпионатов по фигурному катанию:
- Чемпионат мира (ЧМ) – ежегодное соревнование по фигурному катанию, организуемое Международным союзом конькобежцев (ISU).
- Чемпионат Европы – ежегодное соревнование по фигурному катанию среди фигуристов европейских стран.
- Чемпионат четырёх континентов (Азии, Африки, Америки и Австралии) – ежегодное соревнование по фигурному катанию, аналог чемпионата Европы для неевропейских стран.
- Командный чемпионат мира – международные командные соревнования по фигурному катанию, проводятся один раз в два года.
Другие виды спорта
- Сноубординг
- Лыжные гонки
- Фристайл (лыжный спорт)
- Конькобежный спорт
- Кёрлинг
- Скелетон
Произвольная программа
Продолжительность произвольной программы 4 минуты 00 секунд±10 секунд. Элементы, выполненные по истечению предписанного времени, не оцениваются. Если продолжительность программы меньше предписанного диапазона времени на 30 или более секунд, оценки не присуждаются.
Допустимые элементы в произвольной программе:
Прыжковые элементы | 7, обязателен аксель | 7, обязателен аксель |
Каскады | 3 каскада (два из двух прыжков и возможен один, состоящий из трех прыжков) | 3 каскада (два из двух прыжков и возможен один, состоящий из трех прыжков) |
Вращения | Не более 3 | Не более 3 |
Дорожка шагов | + | + |
Хореографическая дорожка | + (обязательно выполнение спирали) | + |
Одинарные прыжки можно повторять сколько угодно раз. Двойные — дважды. Тройные и четверные — два прыжка на выбор можно исполнить дважды, остальные по разу. Если прыжок исполнен дважды, хотя бы один раз из двух должен быть в каскаде или комбинации.
Например, можно прыгать комбинацию прыжков 4Т, 4Т+3Т, 3Lz, 3Lz+2Lo, 3F+2T+2T, 2A, 3Lo. 4Т и 3Lz повторяются 2 раза. Нельзя заменить каскад 3Lz+2Lo на 3Lz+3Lo, тк будет повторение третьего прыжка 3Lo.
В 2018 году приняли новые поправки: теперь фигуристам не разрешено повторять четверной прыжок в программе больше 1 раза.
Например, раньше можно было прыгать комбинацию прыжков 4Т, 4Т+3Т, 4Lz, 4Lz+3Lo, 3F+2T+2T, 2A, 3Lz. 4Т и 4Lz повторяются 2 раза. Теперь так делать нельзя. 4Lz или 4T нужно заменить тройным прыжком.
В чем заключается техника исполнения акселя?
Как мы уже сказали, аксель – это самый сложный прыжок в фигурном катании. Год его выполнения навсегда запечатлен в истории современного фигурного катания. Его сложность заключается в том, что выполняется он с определенным посылом вперед. Из-за этого общее число оборотов оказывается неполным.
В зависимости от сложности данных оборотов аксель может быть одиночным, двойным, тройным и четверным. Так, одиночный прыжок предполагает выполнение в полтора оборота. Двойной – два с половиной, тройной – три с половиной, а четверной, соответственно, четыре с половиной. Интересно, что несмотря на стремительное развитие техники обучения современных спортсменов, выполнение четверного акселя по-прежнему считается большой редкостью. С такой задачей могут справиться только лучшие фигуристы.
Исторические предпосылки
Человек издревле изобретает удобные и быстрые методы преодоления препятствий на пути. Поэтому появилось скольжение в качестве способа передвижения на ледовых тропах через замерзшие реки и озера. Известно, что катание на коньках стало популярным развлечением еще в XVII веке. В виде спортивной дисциплины оно оформилось в 1868 г. в виде одиночного катания мужчин и в 1906 г. — женщин.
Фигурное катание стало таковым, когда конькобежцы начали вычерчивать рисунки на льду: буквы, цифры, цветы, узоры и пр. Если с нулем (кругом) или восьмеркой все очевидно, то девятка требовала прерывания следа. Поэтому, чтобы фигура получалась красивой, конькобежцы начали перепрыгивать и отрывать конек ото льда. Усложнение рисунка со временем привело к всестороннему развитию техники.
Реберные прыжки
Сальхов
Первым, кто исполнил этот прыжок был Ульрих Сальхов — фигурист из Швеции (1909 год). Элемент достаточно динамичный и зрелищный, но считается несложным. За счет простоты исполнения многие начинают освоение подскоков именно с него.
Спортсмен заходит на сальхов с вращения на льду по дуге. Далее происходит толчок внутренним ребром конька и последующий разворот. Правая нога в этом время идет по правильной траектории вокруг тела. На льду фигурист оказывается уже на наружном ребре правого конька.
Отличительные особенности прыжка:
- заход выполняется одновременно с обеих ног;
- свободная нога идет по траектории вокруг корпуса;
- в момент приземления нет удара зубца о поверхность.
Количество оборотов / баллы:
- IV — 10,5;
- III — 4,2;
- II — 1,3;
- I — 0,4.
Риттбергер
Другое название прыжка — loop («петля»). Первым его исполнил в 1920 году спортсмен Вернер Риттбергер из Германии. Элемент очень похож на тулуп, с той лишь разницей, что толчок происходит с ребра, а не с зубца. В динамике подскока также угадываются черты сальхова, что видно по специфичной петле.
Старт с внешнего ребра конька. Спортсмен скользит по кругу, развернув лицо в его центр. Перед самим прыжком ноги скрещиваются, а тело подается против часовой стрелки. Когда конек отрывается ото льда фигурист начинает вращение.
Отличительные особенности элемента:
- перед скачком ноги спортсмена скрещиваются;
- толчок и последующий контакт со льдом происходит посредством правой ноги;
- нет удара зубцом.
Количество оборотов / баллы:
- IV — 12,0;
- III — 5,1;
- II — 1,8;
- I — 0,5.
Аксель
Аксель — прыжок в фигурном катании появившийся достаточно давно — в 1882 году, благодаря стараниями Акселя Паульсена — спортсмена из Норвегии. Элемент по исполнению заметно отличается от других и кроме привычных оборотов может быть еще и перекидным.
На старте спортсмен начинает скользить с правой ноги назад, сменяя ее левой, после чего поворачивается лицом вперед и сгибает колено. Затем идет резкое торможение с прыжком. В полете фигурист вращается и перед соприкосновением конька со льдом выбрасывает свободную ногу.
Аксель — это самый сложный прыжок в фигурном катании. Выполненные без ошибок и помарок четыре полных оборота еще никому не покорились.
Отличительные особенности элемента:
- в силу специфика прыжка целых оборотов не бывает и, к примеру, двойной аксель — это 2,5 оборота);
- разворот происходит с движения назад;
- на старт прыжка фигурист заходит лицом вперед.
Количество оборотов / баллы:
- IV — 12,5;
- III — 8,0;
- II — 3,3;
- I — 1,1.
Поднятие рук
При исполнении базовых прыжков поднятия рук вверх не требуется. Это делается намеренно по инициативе тренера или самого фигуриста, чтобы усложнить нормативный элемент. Возможность более чем адекватного выполнения подобного трюка доказала российская спортсменка Евгения Медведева в 2017 году.
Наставник фигуристки Этери Тутберидзе в своих интервью не раз подчеркивала, что поднятие рук вверх в момент прыжка — серьезный риск для фигуриста. Он может потерять баланс и как следствие получить травмы от падения.
Но благодаря специфичным физическим данным Медведевой прыжок с поднятием рук вверх получался у нее особенно хорошо. Фигуристка и тренер решили рискнуть и в результате Евгения получила 79,01 бала, слегка недотянув до мирового рекорда.
Прыжки во вращение
Элементы, где после приземления спортсмена он продолжает следовать круговой траектории называют прыжками во вращение. В этом случае фигурист не ставит перед собой задачу выполнить максимальное количество оборотов в воздухе. Здесь важны высота прыжка и устойчивое последующее вращение на льду.
Различаются элементы характером приземления и фигурой. Можно вращаться на толчковом коньке или на ноге выполняющей мах. Есть прыжки в волчок, ласточку, оллером, петлей и т. п. Качество и форма итогового элемента во многом зависит от позы фигуриста в момент полета.
Способ толчка также влияет на техническую часть прыжка во вращение. Многие программы профессиональных спортсменов включают в себя толчки сальховым, петлей и акселем. Все эти элементы отличаются разными углами поворота корпуса при нахождении фигуриста в воздухе.
Так же как и в случае с каскадами судьи чаще всего закрывают глаза на зрелищность прыжков во вращение, оценивая технику исполнения по базовым нормам. Наибольшие оценки получают программы, где финальные пируэты состоят из нескольких комбинаций вращения.
Каскады прыжков
В каскаде отрыв второго прыжка происходит из той позиции, в которой спортсмен приземляется после первого, без каких-либо шагов и перегруппировок. Поэтому из стандартных прыжков в качестве второго пригодны тулуп и риттбергер. Альтернативы:
- Вторым прыжком исполнить ойлер, затем сальхов или флип. Например, аксель-ойлер-флип. Повсеместно практикуется любителями, а также на роликах. С Новой системой судейства фигуристам высокого класса такие каскады невыгодны.
- В каскадах с прыжками более чем один оборот, прыжки можно приземлять на любую из ног (за исключением последнего прыжка в каскаде). Это правило использовал Артур Дмитриев, первым исполнив каскад 3Lz+3F (тройной лутц – тройной флип). Дмитриев приземлил первый прыжок на левую ногу. Раннее каскады с флипом вторым прыжком никогда не исполнялись.
- Сделать вторым прыжком лутц в противоположную сторону. Такое практиковалось в эпоху одиночных прыжков; сейчас большинство фигуристов отрабатывают прыжки только в одну сторону. К тому же первый прыжок нужно выполнить уверенно, с большим «запасом» — траектория захода на лутц очень пологая.
Каскад тройного прыжка с двойным — обязательный элемент одиночного катания в соревнованиях международного уровня. По данным на сезон 2010—11, в произвольной программе одиночникам разрешён один каскад не более чем из трёх прыжков и ещё два — по два прыжка. Парам — один каскад из трёх прыжков.
А. Мишин делит каскады на две категории: в одних второй прыжок исполняется за счёт остаточного вращения с первого (любой стандартный — риттбергер), в других — прыжки выполняются раздельно (любой стандартный — тулуп, одноногий аксель — сальхов).
Прыжки в фигурном катании: названия и отличительные черты
Прыжки — обязательный атрибут фигурного катания. Без них не обходится ни одна одиночная или парная программа спортсменов. Их нет только в танцах. Прыжки в фигурном катании имеют свою базовую стоимость, которая измеряется в баллах. Чем они сложнее, тем выше итоговая оценка.
Баллы могут снимать за неуверенное приземление, недокруты и другие недочеты. Или же наоборот добавлять, если скачок выполнен безукоризненно и с включением дополнительных элементов. К примеру, в момент сложного захода были подняты руки.
Разберемся, как отличить прыжки в фигурном катании, выясним особенности каждого элемента и обозначим стоимость в баллах.
В чем заключается техника исполнения акселя?
Как мы уже сказали, аксель – это самый сложный прыжок в фигурном катании. Год его выполнения навсегда запечатлен в истории современного фигурного катания. Его сложность заключается в том, что выполняется он с определенным посылом вперед. Из-за этого общее число оборотов оказывается неполным.
В зависимости от сложности данных оборотов аксель может быть одиночным, двойным, тройным и четверным. Так, одиночный прыжок предполагает выполнение в полтора оборота. Двойной – два с половиной, тройной – три с половиной, а четверной, соответственно, четыре с половиной. Интересно, что несмотря на стремительное развитие техники обучения современных спортсменов, выполнение четверного акселя по-прежнему считается большой редкостью. С такой задачей могут справиться только лучшие фигуристы.
Запрещенные элементы
Разобравшись, какие бывают базовые элементы фигурного катания, стоит вспомнит и о тех, которые было решено отнести к запрещенным по тем или иным причинам. Большая часть из находящихся под запретом элементов касаются парного катания — вот основные из них:
- вращения партнерши в воздухе с удержанием за руку или за ногу;
- прыжки навстречу партнеру;
- поддержки с числом оборотов более 3,5;
- вращения партнерши с переворотом и отрывом его ноги от поверхности льда;
- перевороты партнерши в вертикальной плоскости и ряд других.
Также недопустимо чрезмерное использование поддержек, когда партнерша большую часть времени проводит в воздухе.
Еще в число запрещенных входят:
- сальто;
- лежание на льду;
- продолжительное либо стационарное касание льда обоими коленями;
- каскады, включающие больше 3 прыжков.
Подобные ограничения вызваны повышенным риском возникновения травм при выполнении приведенных элементов.
Однако случаются преднамеренные нарушения: так, в 1998 году в Нагано француженка Сурия Бонали выполнила сальто назад — в начале программы девушка упала и, не имея шансов на медаль, решила таким способом сделать выступление запоминающимся.
А в 1957 году Станислав Жук и его супруга Нина выполнили на чемпионате Европы запрещенную тогда поддержку одной рукой, в результате получили серебро вместо золота, ибо судьи посчитали элемент чрезмерно опасным. Однако уже в следующем году такую поддержку отнесли к «высшему пилотажу».
Заключение
Прыжки являются главным параметром оценки спортсменов благодаря своей эффектности и очевидной сложности исполнения. Следует полагать, что развитие этого компонента фигурного катания будет активно продолжаться.
Некоторые могут возразить, сказав, что среди прыжков десятилетиями отсутствует развитие, т. к. не появилось ни одного нового названия. Однако, это не так. Существует множество неклассифицированных элементов. Развитие техники продолжается и пятерной прыжок, например, сегодня уже не кажется фантастикой.
Так, четверной прыжок в фигурном катании у женщин впервые был исполнен не так давно — в 2002 году — японкой Мики Андо. А сегодня четверной прыжок уже пробуют исполнить 12-летние дети. Поэтому можно ожидать появления новых прыжков и развития текущего уровня.
https://youtube.com/watch?v=xoXKo5HEY3E%3F