Приемный ребенок: просто любить

Особенности воспитания приемного ребенка

Существует много семей, взявших на воспитание из приюта малыша грудного возраста. Часто никто из окружающих, в том числе и сами дети, не догадываются, что здесь нет кровного родства, настолько хорошо приемные родители освоили роль матери и отца. Но как правильно осуществить воспитание приемного ребенка, если он знает, что мамы и папы у него никогда не было, или смутно помнит биологических родителей?

В вашу семью придет новый человек, имеющий сформировавшиеся интересы, привычки и особенности личности. Приготовьтесь к тому, что не все будет гладко и идеально с самого начала воспитания малыша.

И дети, росшие в детском доме, и дети из обычной семьи могут быть непослушными, капризничать, заливаться слезами и устраивать истерики

Важно быть стойкими, вы должны выполнять свои обязательства. Родной ребенок, несмотря на все катаклизмы, остается с вами

Но в случае с приемным есть соблазн прекратить это все радикально. И в этом будет огромная педагогическая и просто человеческая ошибка.

Ведь если малыш вернется в детский дом, выкорчевать из его души ненависть к людям будет невозможно. Неизбежно наступит разочарование в жизни и в себе: он пережил двойное предательство – сначала от кровных родителей, а потом от приемных.

Поэтому заранее взвесьте все аргументы за и против усыновления приемного ребенка или опеки над ним. Возможно, возникнут непредсказуемые проблемы, и не малыш будет их источником. Виной чаще всего становится предвзятое отношение общества к детдомовцам и негативные ярлыки, которые общество иногда вешает на них.

Чем же вызваны различия между детьми-сиротами и детьми, растущими в обычной полноценной семье? Дело в том, что для нормального психического, умственного и эмоционального развития новорожденного важен тесный контакт с матерью. Нужно, чтобы она ласкала, прижимала и гладила его, нежно разговаривала.

В доме малютки невозможно это реализовать даже при самом тщательном уходе за младенцами. Дети сыты и тепло одеты, персонал внимателен к ним, но тесный контакт с определенным человеком отсутствует. Именно это нарушает нормальное развитие ребенка во многих случаях.

Частые патологии психической и эмоциональной сферы у детей-сирот:

  • Задержка психического и физического развития (ЗПР), минимальная мозговая дисфункция (ММД), нарушенный иммунитет. Статистика отмечает, что дети раннего возраста из дома малютки более подвержены простудам, чем домашние малыши. Они позже начинают сидеть, ходить и разговаривать.

  • Агрессивное поведение, нарушения сна, тревожность. Плаксивость и повышенное беспокойство свойственны малышам, выросшим в детском доме. Они постоянно находятся в состоянии психического дискомфорта, и, чтобы снизить уровень стресса, успокаивают себя монотонными движениями из стороны в сторону, длительными завываниями на одной ноте. Вполне возможно, что усыновленный малыш из-за жажды тесного контакта будет находиться на руках у взрослых с утра до вечера.

  • Приемные дети не умеют выстраивать социальные контакты. Поэтому, прежде чем взять ребенка из детского дома, нужно подготовить к этому близких, в том числе и собственных детей. Объясните им, что у нового братика или сестрички раньше не было ничего своего, и он не различат границы своей и чужой территории.

Все пункты этого списка — это не патологии или следствие некачественной генетики. Так могут думать только люди, ничего не понимающие в детской психологии.

Например, задержка психического развития (ЗПР), повышенная тревожность, сложности эмоционального развития — это последствия педагогической запущенности ребенка. И чем раньше начнется социальное воспитание детей в приемной семье, тем быстрее сгладятся и исчезнут эти психологические проблемы.

Детско-родительские отношения в приемной семье

Исследование приемной семьи в качестве отдельной психологической, социальной и профессиональной структуры дает возможность выделить проблемы, создающие препятствия для ее успешного существования.

Существует множество проблем, которые характерны для приемных семей. Эти общие проблемы включают:

  • Отсутствие знаний об особенностях возрастного и психологического развития ребенка с негативным опытом проживания в биологической семье;
  • Отсутствие готовности взрослого человека к трудностям и переменам в семейных отношениях, возникающих при появлении в ней нового члена;
  • Незнание юридических и медицинских аспектов вопроса;
  • Конфликтные ситуации с кровными детьми (ближайшими родственниками), возникающие из-за приемных детей;
  • Отсутствие умения адекватно реагировать на невротические проявления приемных детей (например, отучение от вредных привычек, помощь в преодолении конфликтов со сверстниками, учителями, улучшение успеваемости, предупреждение немотивированных уходов из дома).

Исследователи в сфере клинической психологии занимаются активным анализом факторов нарушения психического и соматического здоровья детей-сирот, определяя способы решения проблемы сиротства. Обширно рассмотрена в науке проблема психического развития детей, которые находятся в условиях дефицита коммуникации с близкими взрослыми.

Что же с этим делать? Воспитание приемного ребенка

Несмотря на то, что диагноз «реактивное расстройство привязанностей» есть в международной классификации болезней, само понятие лечения применительно к нему не вполне удачно

Захаров предлагает рассматривать это расстройство как вариант индивидуальных особенностей ребенка, которые важно учитывать в процессе воспитания

«Нет никаких официальных рекомендаций ни от одной организации, – говорит психолог. – Есть лишь главная и общая рекомендация: терапия должна создавать ощущение стабильной и безопасной жизненной ситуации и развивать позитивный опыт взаимодействия между близким взрослым и самим ребенком. Это основные вещи, которые необходимы. Любой вариант, который увеличит количество опыта позитивного и стабильного взаимодействия, будет хорош для решения проблемы RAD».

Ученый призывает родителей создавать мотивирующую среду, в которой живет ребенок, за счет большего внимания и отзывчивости к нему, за счет учета его конкретных нужд. «У ребенка должно формироваться ощущение не постоянно меняющихся событий, а устойчивой стабильности. Это может проявляться во всем, вплоть до ритуала отхода ко сну.

Другой важной составляющей является создание стимулирующего окружения, как когнитивного, так и социального. Это касается книг, которые вы будете читать ребенку, совместных игр, которые у него вызовут интерес

При этом важно учитывать медицинские нужды, ведь у детей с RAD нередки коморбидные расстройства, например, СДВГ, о котором уже шла речь.

Третьим неотъемлемым параметром в работе с расстройством привязанностей является психологическое сопровождение семей, в которых есть такие дети. «Надо признать, – сокрушается Захаров, – что этого у нас особенно не хватает. Психологических служб на государственном уровне практически нет, хотя это именно то, что позволило бы успешно взаимодействовать с приемными детьми с расстройством привязанностей. В каком-то виде это существует, но повышать уровень образования взрослых, которые предполагают стать приемными родителями, необходимо

Важно знакомить будущих родителей с теми проблемами, с которыми они могут столкнуться. Также об этом должны знать учителя, да и другим родителям будет полезно

Увы, пока в этом отношении мы наблюдаем некоторый информационный вакуум».

Развивающая среда и направления воспитания в приёмной семье, в которой находится ребенок

Следует выделить пять основных векторов:

постоянное изменение окружающего мира (обстановка и принципы наполнение должны обновляться в зависимости от текущей потребности и возраста);
общение (важно использовать любые мелочи в этом вопросе). Про общение и подачу ценной, точной и конкретной информации говорилось выше

Следует добавить, что даже правильная расстановка детской мебели играет роль для комфортного общения детей и взрослых, уравнивая позиции и помогая сблизиться;
пространственное разнообразие (ребенок должен иметь возможность смены вида деятельности по своему настроению). Немаловажный принцип при смене детской активности на отдых. При наличии двух детей и более важно соблюдать легкодоступность к предметам игры, развлечений и учебы, чтобы исключить помеху друг другу;
гендерный принцип (развивающая среда должна учитывать особенности детей в рамках пола ребенка). Часть материалов и предметов предназначается для того, чтобы мальчик составлял представление о мужественности, а девочка – о женственности;
эстетика и порядок (дети воспринимают информацию визуально особо активно). Важно создать такое разнообразие среды, чтобы элементы гармонично сочетались и не нагружали ребенка. При этом важно учитывать и декор помещения, в котором проводит основное время дети.

Приемные и родные дети

В некоторых семьях воспитываются и родные дети, и приемные. В таких случаях возможно соперничество, вражда и обида между ними. Детям не составит труда найти повод, чтобы поругаться. Желательно, чтобы каждый ребенок знал свое происхождение и, несмотря на это, вы одинаково относились к каждому из них.

Различия могут иметь место и в физической, и в интеллектуальной сфере. Если ваш родной ребенок хорошо учится, а приемный еле справляется со школьной программой, то эта разница будет негативно отражаться в их взаимоотношениях. Наличие ребенка с ограниченными физическими способностями еще больше будет усугублять ситуацию. Приемный малыш видит свое отличие от братьев и сестер и ощущает себя чужим. Если же они превосходят его в науке или спорте, то у него может развиться комплекс неполноценности.

Приемным родителя рекомендуется поискать в каждом из детей сильные стороны и способности независимо от того, родной это ребенок или из детского дома. Воспитание должно основываться на положительных сторонах характера. Мудрая мама всегда поддержит свое чадо и придаст ему уверенности в собственных силах.

Сначала с усыновленным мальчиком или девочкой в семье будет непросто, придется преодолеть немало трудностей. Любовь, взаимопонимание и терпение помогут вам в этом. Когда проблемы воспитания останутся позади, у вас окажется ребенок, который способен одарить вас своим теплом и лаской.

Психологические особенности приемных детей

Если сиротой становится ребенок из благополучной семьи, то, как правило, есть родственники или близкие, которые готовы взять над ним опеку. Дети, которых предлагают социальные службы потенциальным приемным родителям в основном являются социальными сиротами, чьи родители лишены родительских прав.

Это значительно влияет на психику ребенка. Кроме предательства близких людей, такие дети могли пережить множество лишений и получить значительные психологические травмы. Не всегда о том, как протекала их жизнь, до момента определения в детский дом может быть доподлинно известно даже работникам социальных служб. Некоторые события в их жизни могли извратить нормальные представления о семейных ценностях, о моральных нормах.

Самая главная психологическая проблема, которая есть всегда – отсутствие доверия к окружающим, боязнь, что снова предадут и бросят.

Ребенок может долгое время оставаться замкнутым и настороженным. В этом случает, от приемных родителей требуется терпение и понимание, а какое-либо давление вызовет протест и негодование, даст повод еще больше замкнуться в себе.

Ребенок может быть так же излишне коммуникабельным, стараться угодить, в какой-то мере заискивать, но при этом доверие будет отсутствовать. Это одна из форм выражения страха смешанного с чувством вины. Ребенок может считать себя причиной всех своих бед, ощущать себя виноватым в том, что родители его оставили, что его поведение стало причиной отказа от него. В этом случае вызвать ребенка на откровенность бывает проще. Но не всегда приемные родители могут решить такие проблемы самостоятельно. Стоит воспользоваться психологической помощью специалистов.

И снова новый взрослый

В целом для детей из детских домов характерно активное использование зрительного контакта в коммуникации. Через зрительный контакт они пытаются угадать реакцию собеседника, чтобы под нее подстроиться. Многие исследователи связывают эту особенность в том числе с тем, что в спецучреждениях дети взаимодействуют с огромным числом разных взрослых, под которых им нужно подстраиваться.

«У них не формируется внутреннего стержня, который характеризовал бы их, – говорит Илья Захаров. – У таких детей нет набора норм, которым они готовы следовать, поэтому им проще угадать поведение взрослого, чтобы не только создать коммуникацию, но и получить эмоциональный контакт, которого им так не хватает в ситуации, когда они растут без значимого взрослого». Ученый оговаривается, что эти рассуждения – лишь одна из трактовок причин и природы зрительного контакта у детей из детских домов.

Многие родители недоумевают, мол, предпочтение зрительного контакта иным формам коммуникации часто становится стилем жизни таких детей. «Действительно, – поясняет Захаров, – это то, что описывают как характерную особенность для подростков и взрослых, у которых в детстве были проблемы с привязанностью». Но куда вернее все-таки называть это состояние неразборчивым дружелюбием, готовностью бросаться с объятьями на каждого нового взрослого, никого особенно не выделяя.

Особенно ярко, по мнению ученого, это проявляется во время волонтерских туров.

«Ученые убеждены: такого рода волонтерская работа – негативная история. Приезжать с конфетами и фокусами – это заведомо ухудшать ситуацию, а вовсе не помогать. Это то, что усложняет взаимоотношения детей со взрослыми, а в более позднем возрасте приводит к тому, что неразборчивое дружелюбие сохраняется и в отношении неподходящих людей. Часто это причина попадания детей с RAD в плохие компании. Поэтому в психологическом сообществе стараются эту историю тормозить, – говорит Захаров. – К счастью, в психологической среде активно растет число проектов другого типа – регулярной поддержки одних и тех же людей».

В любом случае важно понимать, что неразборчивое дружелюбие – это тот компонент, который может усложнять отношения между детьми и их приемными родителями. Ведь родителям не меньше, чем детям, важно чувствовать свою позицию как значимого взрослого, а этого как раз и не происходит

Дезорганизованная привязанность, как ее еще называют, по статистике свойственна 66% детей из детских домов. «Но это не значит, что у оставшихся 33% ее нет. Просто она проявляется в менее выраженной форме», – говорит Захаров

Ведь родителям не меньше, чем детям, важно чувствовать свою позицию как значимого взрослого, а этого как раз и не происходит. Дезорганизованная привязанность, как ее еще называют, по статистике свойственна 66% детей из детских домов

«Но это не значит, что у оставшихся 33% ее нет. Просто она проявляется в менее выраженной форме», – говорит Захаров.

Фото: AP

Платный доступ

Действует 365 дней с момента подключения карты

Просмотр истории занятий с детьми в видеозаписях

Наглядная работа специалиста — Да

Динамика результатов занятий — Да

Доступно в любое время — — Да

Сертификация

Соответствуйте профстандарту «Педагог-практик»

Сертификат соответствия ПрСт. — Да

Внесение в реестр сертификации — Да

Международный уровень — Да

Удостоверение

Повышайте квалификацию (любой курс, кроме авторских)

Курсы на 36, 72, 108, 144 и 180 ч. — Да

Выдача удостворения гос. образца — Да

Доставка — Да

Видеоархив

Обучайтесь на профильных и смежных лекциях

Весь видеоархив — 1259

Пособия ко всем лекциям — Да

Сертификаты ко всем лекциям — Да

Подборки

Смотрите подборки лекций на общие темы

Подборки будущих лекций — Да

Подборки видеозаписей — Да

Итоговый сертификат на 36 ч.

Аттестация

Всё необходимое для успешной аттестации

Документы для аттестации Да

Знания для аттестации — Да

Проверка соответствия документов — Да

Подключайтесь и смотрите онлайн-занятия и видеозаписи

Сертификат о ПрофПрактике на 256 ч.

Просмотр истории занятий с детьми в видеозаписях

Наглядная работа специалиста — Да

Динамика результатов занятий — Да

Доступно в любое время — — Да

Супервизия

Разбираются занятия с нашими учениками на практике

Разбор видео наших занятий — Да

Консультации по увиденному — Да

Расписание — 20 раз/мес. по 60 мин.

Наставник

Наставник разбирает Ваши занятия по Вашим ученикам

Разбор видео Ваших занятий -Да

Консультации по Вашим занятиям — Да

Расписание — 16 раз/мес. по 60 мин.

Работа

Зарабатывайте на занятиях в веб-платформе института

Обучение работать дистанционно — Да

Подключение веб-платформы — Да

Сопровождение наставником — всегда

Сертификация

Соответствуйте профстандарту «Педагог-практик»

Сертификат соответствия ПрСт. — Да

Внесение в реестр сертификации — Да

Международный уровень — Да

Риски при принятии ребенка в приемную семью

Прежде чем говорить о рисках, следует не забывать о мотивах принятого решения. Чем сильнее мотивация, тем меньше вероятность разочарования и отторжения идеи и желания принятия приемного ребенка в семью. Как правило, желание усыновить ребенка возникает у бездетных супругов.

Основными мотивами при этом являются:

  • продолжение рода (воспитание детей – единственная возможностью создания семьи). Инициатором в данном вопросе обычно выступает супруга, вследствие выраженного материнского инстинкта. Факторами риска являются возможные разногласия супругов по этому вопросу, а при принятии ребенка в семью – разные взгляды на воспитание, предвзятое отношение к дальнейшему воспитанию. Ком проблем со временем нарастает и заканчивается принятием решения о возврате ребенка в интернат, либо распадом семьи;
  • «смысл жизни» (придает осмысленность дальнейшего существования родителям). В данном мотиве существенно возрастает риск склонности к идеализации взятого на воспитание ребенка. Вслед за первой фазы адаптации (ознакомления дозволенного) у ребенка начинается переход ко второй фазе (регрессу). В этот момент и происходит разочарование у родителей, но есть и положительный момент – родители пытаются преодолеть эти трудности и объединяются в своих взглядах для решения вопроса.
  • компенсация потери собственного ребенка. Одна из самых опасных мотиваций, которая может перерасти в отвержение ребенка из-за неоправданных ожиданий;
  • стабилизация супружеских отношений (деструктивная причина в большинстве случаев). Труднопредсказуемый успех в данном вопросе, так как новый маленький член неустойчивой семьи может послужить катализатором еще более сложных отношений;
  • поиск материальной выгоды в улучшении жилищных условий и различных пособий (безответственная и опасная мотивация, имеющая давние исторические корни). Думаю, что любой здравомыслящий человек и гражданин не пойдет на усыновление ради своей материальной выгоды, но увы, встречаются и такие случаи.

Понятие приемной семьи

Существует несколько форм определения ребенка, после присвоения статуса сироты либо лишенного родительской опеки. Наиболее желаемыми являются семейные формы устройства, к которым относится приемная семья. Кроме этого существует усыновление, опека, детский дом семейного типа. В приемной семье могут воспитываться до четырех детей, включая родных. Приемным родителям выплачивается как пособие на содержание детей, так и «зарплата» одному из родителей.

Такие семьи очень тесно взаимодействуют с социальными службами. Приемные родители попадают под строгий контроль, который заключается в финансовой отчетности, регулярных проверках уровня жизни и успеваемости детей и прочего. Но при этом поучают и патронат социальных служб на всех этапах. Например, в виде помощи в оформлении документов, в адаптации ребенка в новой семье и учебном заведении, преодолении конфликтных ситуаций.

Приемные дети проживают в семье до совершеннолетия, либо до 23 лет при условии дальнейшего очного обучения. Пособие на ребенка выплачивается так же до этого возраста. Приемные дети в обязательном порядке обеспечиваются жильем от государства, если такового за ними не числится. Если у ребенка, на момент определения в семью жилье есть, на приемных родителей возлагается ответственность за его содержание в надлежащем виде.

Приемные родители имеют право выбрать любого ребенка, из числа детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки, находящегося в базе социальных служб.


от 3-х лет

Если усыновители имеют право на тайну усыновления и этой целью они могут менять имя, отчество, фамилию ребенка и дату рождения в пределах нескольких дней, то у приемных родители такого права нет. И они должны быть готовы к тому, что родители ребенка могут в судебном порядке восстановить свои родительские права.

Немного о терминах

Классификация болезней и психических расстройств сегодня происходит по двум моделям: DSM-V (классификация Американской психиатрической ассоциации) и МКБ-10 (международная классификация болезней).

По словам Захарова, представление о том, что входит в понятие «реактивного расстройства привязанностей», на каком фоне оно может возникать – меняется. «Это та сфера, в которой профессиональное сообщество пытается определиться, – поясняет он, – и активно ведет исследования». Поэтому, говоря сегодня о RAD, ученый опирается на определение в МКБ-10.

Согласно МКБ-10, реактивное расстройство привязанностей в детском возрасте (F94.1, Reactive attachment disorder, RAD) начинается в первые пять лет жизни, характеризуется устойчивыми моделями отклонения взаимоотношений, связано с реактивностью по отношению к изменению окружающей обстановки и возникает как непосредственный результат отсутствия заботы о ребенке со стороны родителя или любого другого близкого взрослого.

Несмотря на то, что эта формулировка существует давно, по словам психолога, сегодня нет универсальной и всеми принятой системы диагностики расстройства привязанностей. А в России этот диагноз психиатры вообще не ставят. Дети с такими расстройствами автоматически попадают в категорию ЗПР (задержка психического развития. – Прим. ред.). При этом ученый не исключает, что причиной тому не только редкое обращение приемных родителей к психологам и психиатрам с этой проблемой, но и нераспространенность самого разговора в рамках термина RAD.

И все-таки международные методики оценки поведения детей в типичных и нетипичных ситуациях существуют. Поэтому сегодня выделяют как минимум две основные формы расстройства привязанностей:

Запрещающая форма (inhibited form) – когда у ребенка есть проблемы в социальных коммуникациях; когда он не может себе позволить какие-то виды коммуникации, чувствует себя в них неуверенно и избегает. Это ситуация реагирования ребенка на среду, в которой он рос, как попытки больше не взаимодействовать с травмирующим опытом.

Расторможенная форма (disinhibited form) – более узнаваемая и чаще встречаемая. Для таких детей характерна неспецифическая дружелюбность и взаимодействие с любыми взрослыми, как с друзьями.

Но если признаки первой, «запрещающей» формы могут встречаться у людей и с другими типами расстройств, где, например, причиной избегания социальных ситуаций является повышенная тревожность, или поведение связано с особенностями детско-родительских отношений, в которых привязанность играет важную, но не единственную роль, то в случае с «расторможенной» формой все очевиднее. Это более специфическая и характерная история именно для расстройства привязанностей.

Тем не менее RAD остается все еще малоизученной темой. На этом настаивает ученый. Существует немало негативных факторов, которые могут усиливать проблему, делать ребенка более чувствительным к тому, как будет развиваться расстройство привязанностей. К таким факторам Захаров относит индивидуальные особенности: темперамент и стрессоустойчивость (способность выдерживать негативные факторы определенной силы).

«Все это некий континуум, по которому различаются люди, – поясняет он. – У детей с взрывным темпераментом и низкой стрессоустойчивостью будут более ярко проявляться симптомы RAD». Какие факторы могут смягчать или усиливать проявление RAD – тема для будущих исследований.

Особенности воспитания в период адаптации

Итак, вы уже оформили необходимые документы, познакомились с ребенком и наконец-то забрали сына или дочь из детского дома домой. Первые несколько месяцев уйдут на то, чтобы ребенок привык к новому жилищу и приемным родителям. В этот период он, скорее всего, будет самым примерным и счастливым, ведь он обрел настоящий дом. Некоторые дети начинают сразу звать приемных родителей мамой и папой. Кому-то трудно переступить этот барьер, особенно, если ребенок хорошо помнит биологических мать и отца. И вы так и останетесь «тетей Машей» и «дядей Сашей»

Что важно сделать в это время?

  • Уделяйте ребенку достаточно внимания, если в семье есть еще дети, они не должны чувствовать себя заброшенными, делите любовь и заботу поровну на всех.
  • Постепенно знакомьте ребенка с правилами, по которым живут в вашей семье. Нельзя, чтобы сначала вы что-то разрешили в великодушном порыве, а потом резко запретили.
  • Привлекайте ребенка к домашним обязанностям, семейным занятиям, чтобы он почувствовал себя частью команды.

Следующий период самый трудный, поскольку ребенок осваивается в новом коллективе и пространстве и начинает проявлять характер: грубит, портит вещи, не слушается, игнорирует. Плохое поведение он использует как инструмент для определения границ дозволенного. Кроме того, многие дети, брошенные безответственными родителями, просто не знают принятых норм поведения, не забывайте об этом. Самое сложное для мамы и папы в такие моменты – не сорваться и не сдать сорванца обратно в детский дом. Но вы-то мудрые родители и знаете, как себя вести.

Наберитесь терпения, спокойно разъясняйте ребенку, почему так поступать нельзя. С первого раза он может не воспринять ваших увещеваний, поэтому повторять придется несколько раз. Не кричите, разговаривайте спокойным ровным тоном.
Ни в коем случае не игнорируйте плохое поведение. Рамки дозволенного должны быть четко очерчены. Установите правила поведения и будьте последовательны в запретах и разрешениях.
Не старайтесь исполнить абсолютно все желания ребенка. Не пытайтесь купить послушание подарками, деньгами, развлечениями, потаканием капризам

Он должен понимать, почему должен вести себя хорошо, а не стараться угодить вам ради вознаграждения.
Постарайтесь переключить внимание ребенка на интересное занятие, которое могло бы его увлечь.

В этот период приемные родители могут испытывать чувство растерянности, беспомощности, им может казаться, что они совершили ошибку, усыновив ребенка. Многие испытывают соблазн обвинить приемного сына или дочь в черной неблагодарности. Ведь если бы не они, то ребенок продолжал бы жить в детдоме.

Запаситесь терпением и спокойствием, покажите ребенку, что любите его, несмотря ни на что и не предадите никогда. Постепенно он примет вас, перестанет бояться, что «его вернут обратно», начнет доверять и привыкнет к приемной семье и образу жизни по новым правилам.

Сколько времени требует адаптация? Как правило, от трех до пяти лет, это во многом зависит от возраста ребенка, его жизненного опыта и тактики воспитания, выбранной приемными родителями.

Этапы адаптации ребёнка в новой семье

Выделим следующие этапы адаптации приёмного ребенка:

Знакомство с новыми родителями

Самый сложный первый этап – знакомство. Родители присматриваются к ребенку, а он в свою очередь к ним. Все максимально уделяют время друг другу, разговаривают, проводят вместе время, стараясь для начала хотя бы подружиться. Базовая тревога, страх потерять друг друга делает участников процесса осторожными и внимательными. Однако рано или поздно наступает кризисный момент, когда дети начинают капризничать или отдаляться от родителей по разным причинам.

Регрессия поведения

Тогда наступает второй этап – регрессия. На первых парах ребенок прибывает в некой эйфории от новой жизни, но спустя некоторое время его психологические проблемы дают о себе знать. Если ребенок в прошлом находился в неблагополучной семье, где присутствовало, вероятнее всего у него сформировались психотравмы. Согласно исследованиям, дети, подвергшиеся насилию, в дальнейшем страдают от тревоги, депрессии, низкой самооценки и склоны к суицидальным наклонностям. Вследствие этого дети-сироты теряют способность к адаптации в новой обстановке и получают повышенный уровень депрессии. Поэтому ребенку сложно приходится в новой семье, ведь он привык к одиночеству и отсутствию внимания, заботы, любви. Когда приемные родителя дарят подарки, играют с ним, ухаживают и развлекают, ребенок теряется в этой незнакомой ему атмосфере и может негативно начать реагировать, так как он переживает процесс ретравматизации, постоянно возвращаясь в одно и то же событие в прошлом.

Среди Ваших друзей, родственников, знакомых есть люди, которые приютили сирот?
Нет, у всех свои дети 40%

Да, они все счастливы. Чужих детей не бывает, относятся как к родным 50%

Есть, но им тяжело даётся воспитание приёмных детей 10%
Проголосовало: 10

Стоит отметить, что дети с психологическими сложностями ведут себя по-разному. Одни замыкаются в себе, не разговаривают и не идут на контакт, находятся постоянно в грустном и печальном эмоциональном состоянии, а другие наоборот ведут себя дерзко и агрессивно – не слушаются, бунтуют и грубо общаются со взрослыми

В такой ситуации приемным родителям важно обратиться к услугам детского психолога, начать прорабатывать проблемные участки и восстанавливать кирпичик за кирпичиком вместе с ребёнком важные периоды его жизни, которые он потерял, будучи сиротой. И только после общения с детским психологом ребёнок начнет понимать, что родители сильные и обязательно позаботятся о нём – он постепенно перестает тревожиться и чувствует защиту

Прогресс отношений

После этого наступает третий этап – прогресс. Отношения налаживаются, приходит чувство гармонии, спокойствия и доверия. Ребенок перестает испытывать стресс, становится уверенным, открывает родителям секреты, делится желаниями и тянется за тактильными проявлениями любви. Он начинает называть новых родителей «мамой» и «папой», по-настоящему их таковыми воспринимать. Теперь слово «люблю» не кажется ему таким страшным и незнакомым, ведь он начинает испытывать сильные чувства к своим новоиспеченным родителям, при этом ощущая взаимность. На его лице появляется искренняя улыбка, а дом заполняется искрящимся детским смехом, что говорит о том, что ребенок чувствует себя счастливым.

Привыкание к новой семье

Тогда наступает заключительный четвертый этап – привыкание. Все члены семьи привыкают к определенным правилам и порядкам, которые сформировались в ходе совместной жизни с учетом особенностей каждого. Ребенок заводит друзей, ходит в детский сад или школу, помогает с уборкой по дому, создает родителям подарок своими руками на важный праздник. Ребенок становится единым целым с родителями, он спокойно и уверенно начинает смотреть в собственное будущее.

Общие проблемы в психическом и физическом развитии

Для рассматриваемой категории детей характерно отставание в следующих областях психического развития:

  • исследования показывают демонстрацию сиротами задержки в познавательных процессах. Дефицит общения со взрослыми, скудность и примитивность общения со сверстниками, а также ситуативные контакты с внешним миром не требует и не развивает активной речи у ребенка. Они больше ориентированы на выполнение команд или жестов взрослых воспитателей в домах ребенка для выполнения распоряжений, которыми и обусловлена их большая часть жизни в закрытом детском заведении. В дошкольном возрасте часто косноязычие, в описании содержания картины возникают затруднения. В памяти наблюдается опосредованное запоминание;
  • в эмоциональной сфере жизнь без родителей накладывает свои отпечатки. При потребности в любви и внимании дети не умеют налаживать общение в новых знакомствах, избегая эмоционального контакта. Однако встречается и другой тип детей, которые проявляют некоторую «прилипчивость» к новому знакомому человеку, стараясь постоянно прикоснуться до него. Вскоре и к такому знакомству пропадает интерес, что говорит об отсутствии устойчивой привязанности. Двигательные навыки ниже, чем у сверстников из семьи, характерны малоподвижность, вялая мимика, неловкость в движениях;
  • в самосознании происходит искажения из-за отсутствия игр и общения со взрослыми;
  • общение со взрослыми протекает вяло, оживление при нечастых беседах проявляется редко, интерес в беседе быстро затухает при ослабевании активности взрослого;
  • общение со своими сверстниками интерес в беседах обусловлен равными обедненными эмоциями. Как правило, общение у ребенка происходит с одной и той же группой детей, что говорит о «безусловной» принадлежности к этой группе. Ребенок не желает из-за отсутствия интереса найти другую группу сверстников для общения. В результате однобокого скудного общения формируется шаблонное мышление вместо творческого.

Обобщая вышеперечисленное, можно сделать вывод об особенностях психического развития детей-сирот: неуверенность в себе, негативизм, агрессивность, пассивность, недоверие к окружающим, страхи, несдержанность в эмоциях, неорганизованность. Все эти особенности в дальнейшем затрудняют адаптацию в приемной семье.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Volga story
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: