Мартин бубер, еврейский религиозный философ и писатель

Все начинается с детства

Мартин Бубер родился 8 февраля 1878 года в Вене, в еврейской семье. Его родители развелись, когда ему было три года, и отец отвез его в Лемберг к своим родителям, Соломону и Адели Бубер. Соломон Бубер был преуспевающим банкиром и одним из самых уважаемых членов хасидской общины города. Он в совершенстве знал иврит, Тору и Талмуд – все что создал еврейский народ, но был знаком и с произведениями мировой классической литературы. Дед научил Мартина читать и писать на иврите. Бабушка читала ему отрывки из Торы и Талмуда. Особенно на впечатлительного мальчика действовала атмосфера субботы: бабушка в нарядной одежде зажигает субботние свечи и читает субботнюю молитву, и во всем присутствует атмосфера духа святости, единения с Богом, тишины и тайны. В Лемберге Мартин впервые узнал о хасидизме. Хасиды и главы хасидской общины произвели на мальчика неизгладимое впечатление: «Случилось так, что я, потрясенный, в одно мгновение познал хасидскую душу. Праеврейское открылось мне в темноте сознания…». Детские впечатления Бубера оставили глубокие следы в его памяти, определив всю его последующую жизнь.

В четырнадцать лет Мартин покидает гостеприимный дом деда и переезжает к отцу. Он закончил в Лемберге среднюю народную школу и поступил в Венский университет, а через год перевелся в Берлинский университет.

литература

Оливер Бидло : Мартин Бубер: забытый классик коммуникативной науки? Tectum, Marburg 2006, ISBN 978-3-8288-9086-2 .

Йоханан Блох, Хаим Гордон Ред .: Мартин Бубер. Уравновешенность его мышления. Серия: Публикация Университета Бен-Гуриона в Негеве. Гердер, Фрайбург, 1983, ISBN 3-451-19192-X .
Доминик Бурель: Мартин Бубер: Sentinelle de l’humanité, Альбин Мишель 2015, ISBN 978-2-226-33218-9Немецкий Хорст Брюманн: Мартин Бубер. Что значит быть человеком, биография. Gütersloher Verlagshaus, Gütersloh 2017, ISBN 978-3-579-08537-1 . .

Мартин Бубер, Карл Роджерс : В разговоре. Первое: Диалог между МБ и ЧР в Zeitschrift Psychologia, Vol. 3, No. 4, Киото, 1960. Немецкий первый в рабочей группе личностно-ориентированная беседа, Ред .: Развитие личности через встречу. Личностно-центрированная концепция в психотерапии, образовании и науке. Österreichischer Bundesverlag, Вена 1984 ISBN 3-7005-4499-5 стр. 52–73.- С незначительной лицензией, отредактирован, частично переведен заново. и а. Вольфганг М. Пфайффер, снова в: Психология и психотерапия, ориентированная на человека . Ежегодник 1992. GwG, Кельн 1992 ISBN 3-926842-09-1 стр. 184-201.
Бернхард Каспер: Диалогическое мышление. Франц Розенцвейг, Фердинанд Эбнер и Мартин Бубер. Впервые 1967 г. Доработан. и эксп. Новый выпуск Карл Альбер, Фрайбург 2002 ISBN 978-3-495-47933-9 .

Эрхард Доубрава, Франк-М. Штеммлер (Ред.): Исцеляющие отношения — диалогическая гештальт-терапия. Питер Хаммер, 2003, ISBN 3-87294-820-2 .
Ганс Дюсберг: личность и сообщество. Философско-систематические исследования значимого контекста личной независимости и межличностных отношений на текстах Я. Г. Фихте и Мартина Бубера. Бувье, Бонн 1970 (серия: Мюнхенские философские исследования, 1) ISBN 3-416-00633-X .
Марта Фриденталь-Хаазе, Ральф Кёрренц (ред.): Мартин Бубер: образование, образ человека и еврейский гуманизм. Шенинг, Падерборн 2005, ISBN 3-506-71790-1

Морис Фридман: Встреча на тонкой грани, Мартин Бубер, одна жизнь. Повестка дня, Мюнстер 1999, ISBN 3-89688-059-4 .
Андреас Хаупт: Третий способ. Поздняя работа Мартина Бубера в области противоречия между философской антропологией и набожным гуманизмом. Герберт Утц, Мюнхен 2001, ISBN 3-8316-0068-6 .

Ганс Кон : Мартин Бубер. Его работа и его время. 1930 г., новое издание 1961 г.

Поль Мендес-Флор : Мартин Бубер: жизнь веры и несогласия. Издательство Йельского университета, Нью-Хейвен 2019, ISBN 978-0-300-15304-0 .

Эрнст Саймон : Мартин Бубер и немецкий иудаизм. В кн . : Немецкий иудаизм. Взлет и кризис. Дизайн, идеи, работы. Четырнадцать монографий. Под редакцией Роберта Велча . Публикация Института Лео Бека . Deutsche Verlagsanstalt, Штутгарт, 1963, стр. 27–84.

Петер Штёгер: Мартин Бубер, педагог диалога

Взгляды и перспективы с особым вниманием к темам «Я и ты» и «Сказаниях хасидов». Издательство Университета Саварии, Сомбатхей 1996, ISBN 963-8275-42-1 .
Петер Штёгер: Мартин Бубер

Знакомство с жизнью и работой . Тиролья, Инсбрук 2003. ISBN 3-7867-8488-4 .
Игаль Вагнер: Борьба Мартина Бубера за Израиль. Его сионистское и политическое мышление. Издательство Берлин-Бранденбург, 1999.

Герхард Вер : Мартин Бубер: жизнь, работа, эффект. Диоген, Цюрих 1991, ISBN 3-257-01908-4 .
Ханс-Иоахим Вернер: Мартин Бубер. Кампус, Франкфурт 1994, ISBN 3-593-35057-2 .

Зигберт Вольф : Мартин Бубер за введение. Юниус, Гамбург, 1992 г., ISBN 3-88506-873-7 .
Майкл Занк: Новые взгляды на Мартина Бубера. Mohr-Siebeck, Tübingen 2006, ISBN 3-16-148998-5 .

Биография Мартина Бубера

Определение 1

Сионизм – это политическое движение, имеющее своей целью возрождение и объединение еврейского народа в Израиле, то есть на исторической родине, а также идеологическая концепция, на которой основано это движение.

Мартин Бубер – еврейский экзистенциальный философ, теоретик сионизма, помимо того, он близок к иудейскому религиозному анархизму. Уроженец Австро-Венгрии, также жил и работал в Швейцарии, Германии и Израиле.

Его номинировали на Нобелевскую премию десять раз, семь раз – на Нобелевскую премию по литературе, но все разы безуспешно.

Родился Бубер в еврейской семье в Галиции, но всю юность провел в Лемберге (Львове).

Он получал образование в вузах в Берлине, Цюрихе, Вене и Лейпциге. В 1898 году присоединился к сионистскому движению, а с 1920-х начал пропагандировать идею арабо-еврейского двухнационального государства. В 1911 году он выступал с лекциями в Берлине, в экспрессионистском «Новом клубе». В 1924-1933 годах Бубер стал профессором иудаизма в университете Франкфурта-на-Майне.

В 1933 году новые нацистские власти запретили ему вести преподавательскую деятельность, поэтому он отправился в Швейцарию, а позже – в Палестину. Там до 1951 года он был профессором социологии Иерусалимского университета. В 1960 стал первым президентом Академии наук Израиля.

Мартин Бубер — один из самых значительных и оригинальных религиозных мыслителей XX века. Concepture публикует заметку, посвященную его философии диалогического персонализма.

Я, ты, оно: диалогическая система М.Бубера

Центральным понятием философии Бубера является диалог. Диалог – это способ бытия человека посредством установления отношения с Богом и с миром. Именно в диалоге человек обретает свое подлинное Я и смысл своего существования. В диалоге преодолевается одиночество и отчужденность, размыкается экзистенция и человек открывается миру, обживая его как дом.

Работа, в которой диалогическая философия Бубера достигает своего наиболее емкого и яркого выражения, называется «Я и Ты».  Она представляет собой композицию блестящих афористических текстов (в лучших традициях Ницше и Кьеркегора), в которых Бубер очерчивает контур проблем человеческого бытия и предлагает свои варианты его депроблематизации. В отличие от классической философскойтрадиции,исходившей из монологического бытия трансцендентального субъекта, по отношению к которому мир выступал в качестве производной, Бубер принципиально определяет сущность человека как перманентную соотнесенность с чем-то или с кем-то.

По Буберу, существует 2 вида диалогической связки (2 пары основных слов): Я-Оно (что-то) и Я-Ты (кто-то). В случае первого отношения (Я-Оно) мир является человеку в качестве бездушного набора объектов. В случае же отношения Я-Ты между человеком и миром устанавливается живая со-причастность. Как пишет сам Бубер: «Если я предстою человеку как своему Ты и говорю ему основное слово Я-Ты, он не вещь среди вещей и не состоит из вещей… Пока надо мною простирается небо Ты, ветры причинности смиряются у ног моих, и вихрь рока стихает…Ибо Ты больше, нежели опыт Оно. Ты открывает больше, ему дается больше, чем может изведать Оно. Ничего неподлинного не проникнет сюда: здесь колыбель Действительной Жизни».

Три сферы диалогических отношений

Бубер выделяет 3 сферы, внутри которых человек может вступать в диалогические отношения с миром:

1) Жизнь с природой. «Здесь отношение колеблется во мраке, не достигая уровня речи».

2) Жизнь с людьми. «Здесь отношение открыто и оно оформлено в речи».

3) Жизнь с духовными сущностями. «Здесь отношение окутано облаком, но открывает себя, оно не обладает речью, однако порождает ее».

«Окутанность облаком» следует понимать как общение-в-молчании. Молчание не тождественно тишине. И в природе есть тишина, но молчание свойственно лишь говорящим. Хотя внешне, по своему акустическому составу, молчание тождественно тишине и означает отсутствие звуков, по смыслу молчание гораздо ближе разговору, поскольку все-равно подразумевает обращенность сознания молчащего на что-то. То есть, молчание всегда что-то сообщает (многозначительное молчание).

Важно понять, что человек по своему выбору может устанавливать отношения Я-Оно или Я-Ты во всех 3 сферах. Таким образом, связка Я-Ты не является исключительной привелегией общения с людьми

Увидеть Ты можно не только в человеке, но и в другом живом существе и в неживом предмете. Вот, что пишет по этому поводу Бубер: «Иногда я смотрю в глаза домашней кошке. В этом взгляде проступает нечто от изумления и вопроса – чего совершенно нет в тревожном взгляде неприрученного зверя. Эта кошка начинала обязательно с того, что своим взглядом, загорающимся от моего прикосновения, спрашивала меня: «Возможно ли, что ты имеешь в виду меня? Правда ли, что ты не просто хочешь, чтобы я позабавила тебя? Разве тебе есть дело до меня?» Только что мир Оно окружал меня и зверя; потом излилось из глубин сияние мира Ты – пока длился взгляд – и вот уже оно погасло, потонуло в мире Оно». Бубер пишет о подобной встрече (Я-Ты) и с куском слюды, при взгляде на который «некто подымается из вещности, живой, и становится существом для меня, и направляется ко мне, в близость и в речь».Когда же человексмотрит навещи просто как на вещи (Я-Оно), лишь познавая их свойства и используя в своекорыстных целях, не считаясь с их собственным бытием, для него остается закрытым существование во всей его целостности.

Главный вывод, который делает Мартин Бубер, гласит, что свободным человек может быть только в мире Ты, так как в мире Оно господствует причинность. Однако это не значит, что можно обойтись без мира Оно. Поскольку Мир Ты существует исключительно в точке «здесь и сейчас», а человек не способен жить только в настоящем, он нуждается в мире Оно, который есть все прошедшее и упорядоченное, размеченное пространственно-временными координатами. «Таким образом – заключает Бубер – человек не может жить без Оно, но тот, кто живет только с Оно, – не человек».

Его философия

«Вся реальная жизнь встречается»

«Буберианский» человек — это, по сути, homo dialogus, и его невозможно достичь без общения с человечеством, творением и Творцом. Он также homo Religiosus, потому что любовь к человечеству ведет к любви к Богу и наоборот. Поэтому немыслимо говорить с людьми, не обращаясь к Богу, и наоборот. Таким образом, божественное Присутствие участвует в любой подлинной встрече между людьми и обитает в тех, кто инициирует настоящий диалог.

Диалог основан на взаимности и ответственности, которая существует только там, где есть реальный отклик на человеческий голос. Диалог с другим — это встретиться лицом к лицу с их реальностью и принять ее в прожитой жизни. Диалог с Богом ничем не отличается: Его «слово» — это реальное присутствие, на которое мы должны откликнуться. Для Бубера Библия свидетельствует об этом диалоге между Создателем и его созданиями, и Бог слушает человека, который ходатайствует за тех, на кого должен пасть божественный гнев, или умоляет своего Создателя проявить Свое провидение.

Я и ты ( Ich und Du )

В своей самой известной работе Je et Tu (1923) Мартин Бубер подчеркивает двойственное отношение к миру: отношения Я-Ты и отношения Я-это.

  • Ни Я, ни Ты не живут отдельно, они существуют только в контексте Я-Ты, который предшествует сфере Я и сфере Ты.
  • Точно так же ни Я, ни Оно не существуют отдельно, оно существует только в сфере Я-Оно.
  • Отношения Я-Ты абсолютны только по отношению к Богу — Вечному Я — и не могут быть полностью реализованы в других сферах существования, включая человеческие отношения, где я-ты часто это делаю. Место для Я-этого (Я-Ты или Я — это зависит не от природы объекта, а от отношения, которое субъект устанавливает с этим объектом). Человеческое существо может быть преобразовано и получить доступ к подлинной жизни только в том случае, если он вступит в отношения Я-Ты, тем самым подтверждая «инаковость другого», что предполагает полную приверженность: «Первое слово Я-ты можешь сказать только с помощью все существо, тогда как первое слово «я» никогда нельзя сказать всем существом » . Я и Ты — два суверенных существа, ни одно из которых не стремится произвести впечатление или использовать другого.
  • По словам Бубера, человек может жить без диалога, но тот, кто никогда не встречал Вас, на самом деле не человек. Однако всякий, кто вступает во вселенную диалога, подвергается значительному риску, поскольку отношения Я-Ты требуют полного раскрытия Я, что, таким образом, подвергает себя отказу и полному отвержению.
  • Субъективная реальность Я-Ты коренится в диалоге, тогда как инструментальные отношения Я-Оно закреплены в монологе, который превращает мир и человека в объект. В порядке монолога другой овеществляется — его воспринимают и используют, в то время как в порядке диалога его встречают, узнают и называют единичным существом. Чтобы квалифицировать монолог, Бубер говорит об Erfahrung («поверхностное» переживание внешних атрибутов другого) или об Erlebnis (незначительное внутреннее переживание), которое он противопоставляет Beziehung — подлинным отношениям, которые возникают между двумя существами — людьми.

Эти концепции противоположны как индивидуализму, где другой воспринимается только по отношению к самому себе, так и коллективной перспективе, где личность скрыта на благо общества (некоторые использовали эту идею для объяснения библейского отрывка о «рассеянии»). языков »  : здесь не упоминается ни один человек, единственный язык — это язык одного голоса. Вавилон живет полностью под сапогом правителя, имеющего только один голос. Идея: равняться Богу, который поэтому вмешивается, порождая ощущение целостности, а не овеществления).

Для Бубера человек может жить только в полном смысле этого слова в межчеловеческой сфере: «На узком гребне, где встречаются Я и Ты, в промежуточной зоне», что является экзистенциальной реальностью — онтическим событием, которое требует место фактически происходит между двумя людьми.

Работы / редакции (подборка)

Ред. Из книжной серии Die Gesellschaft. 1906-1912, 40 тт.

Пятидесятые ворота. 1907 г.

Восторженные наименования. 1909 г.

Речи и притчи Чжуан-цзы . 1910 г

(первое немецкое издание, важное послесловие).

События и встречи. 1920 г.

Я и ты

1923 г. (Реклам 1995 г. (№ 9342)).

Письмо . (перевод Мартина Бубера совместно с Францем Розенцвейгом ), 1926–1938.

Хасидские книги. 1928 г.

Диалог. (Первый отпечаток 1929 г., книжное издание 1932 г.) и др. в: Диалогический принцип.

Царство Бога. 1932 г.

Битва за Израиль. Речи и сочинения 1921–1932 гг. 1933 г.

Вопрос к личности. 1936, в кн . : Диалогический принцип.

МБ, Иуда Л. Магнес и Эрнст Саймон (ред.): На пути к союзу в Палестине. Очерки сионизма и еврейско-арабского сотрудничества. Ассоциация IHUD (Союз), Иерусалим, 1947 г.

Человеческая проблема. 1948 г.

Гог и Магог. 1949 г. Новое издание 2009 г., Verlagshaus Gütersloh, ISBN 978-3-579-02695-4 . (См. Гог и Магог )

Рассказы хасидов. 1949. (Новое издание с указателем и глоссарием: Manesse, Zurich 2014, ISBN 978-3-7175-2368-0 ).

Два убеждения. 1950 г.

Пути в Утопии. О сообществе и его реализации. 1950 (в основном обсуждение идей Густава Ландауэра ).

Утопический социализм. 1952 и 1967 .

Божье затмение. Размышления о соотношении религии и философии. 1953 г.

Элементы межличностного общения. В кн . : Диалогический принцип. 1953 г.

Кстати об образовании. 1953, Л. Шнайдер, сейчас: Gütersloher Verlagshaus; 10-е издание, Гейдельберг 2005 г., ISBN 3-579-02581-3 .

Die Legende des Baalschem, пересмотренное новое издание, Manesse Verlag, Zurich 1955, ISBN 3-7175-1060-6 .

Сталкиваться. Автобиографические фрагменты. 1961 г.

Евреи, Палестина и арабы. 1961, Нер-Тамид-Верлаг.
Издание сочинений в 3-х томах Ламберта Шнайдера / Гейдельберг и Кёзель / Мюнхен: ›Письма по философии‹ (Том 1, 1962), ›Письма о Библии‹ (Том 2, 1964), ›Schriften zum Chassidismus‹ (Том 3, 1963).

Еврей и его иудаизм. Дополнительный том к трехтомному изданию труда. Кёльн, Мельцер 1963.

Собранные. 2. Дополнительный том к изданию работы, Гейдельберг, 1965 г.

Диалогический принцип. Гейдельберг 1973.

Одна страна и два народа. По еврейско-арабскому вопросу. Jüdischer Vlg., Ffm., Дата публикации: 1993, ISBN 3-633-54085-7 .

Собранные. 1965, Гейдельберг: L. Schneider, ныне издательство Gütersloher; 3-е издание (июль 2002 г.), ISBN 3-579-02576-7

Переписка семи десятилетий. В трех томах, под ред. и представила Грете Шедер, Гейдельберг, 1972–1975 гг.

Баал-Шем-Тов инструкция по работе с Богом. Раввин Исраэль Бен Элиэзер называл Баал-Шем-Това, мастера доброго имени, наставления по фрагментам. добавил Мартин Бубер. С послесловием и комментарием под ред. пользователя Lothar Stiehm. Schneider, Heidelberg 1981, ISBN 3-7953-0185-8 .

Современная ситуация

Сейчас гештальттерапия переживает значительный подъем, особенно в Европе, где она смогла найти множество культурных корней (психоанализ, феноменология, экзистенциализм, гештальтпсихология и т.д.)

Этот рост прямой (принимая во внимание растущее число практиков и углубление их компетентности и собственных запросов, растущее число пациентов, находящих благодаря этому росту пути, которые они не смогли бы себе проложить), и одновременно косвенный, через постепенную ассимиляцию (часто неосознаваемую) другими современными психотерапевтическими направлениями, в частности, психоаналитическими, множества понятий и инструментов, разработанных гештальттерапией на протяжении пятидесяти лет. Конечно, относительная молодость и небольшая склонность к написанию текстов у многих практиков приводят к тому, что многие темы все еще нуждаются в развитии, что взаимодействие идей и практических дел сегодня еще затруднено

Автострады мысли, конечно, используются чаще, чем проселочные дороги. Однако, профессионалы — соседи, которые рискуют проверить на самом деле, действительно ли дошедшие до них слухи о гештальттерапии оказываются обоснованными, всегда поражаются убедительности, творческой энергии, свободе мысли и эффективности клинических воздействий этого направления, далеко не такого поверхностного, как кому-то хотелось заставить их думать.

Множество институтов заняты практикой и преподаванием гештальттерапии во всех концах мира: от Японии до Скандинавских стран, от России до Латинской Америки, от бывшей Югославии до Израиля или Берега Слоновой Кости. Если не считать некоторых непримиримых гештальтистов, тоскующих по псевдоперлзовской спонтанности, или некоторые эзотерические отклонения, гештальттерапия в целом вновь обрела свои теоретические, практические и клинические корни и сумела впитать в себя достижения современного психотерапевтического знания, а иногда делая свой вклад в это знание.

В Гештальте особое внимание уделяется контакту: как мы входим в контакт с самим собой, с другими, с нашим окружением. Гештальт-терапия делает акцент на рассмотрении личности как целого

Тем самым она противопоставляется другим подходам, которые разделяют индивида на сумму функций, инстанций или механизмов

Гештальт-терапия делает акцент на рассмотрении личности как целого. Тем самым она противопоставляется другим подходам, которые разделяют индивида на сумму функций, инстанций или механизмов.

Таким образом, человек не есть сумма клеток, жидкостей и органов; это организм, который живет как целое, и это оркестр, в котором звучание различных инструментов объединяется в одно музыкальное произведение. Целостность проявляется в совокупности опыта, который человек интегрировал в контакте со своим физическим и социальным окружением и на основании которого он строит свою жизнь. Фундаментальную роль во взаимодействии с окружением играют отношения с другими. Гештальт подчеркивает неизменную целостность различных человеческих измерений: соматического, психического, связанного с отношениями, и социокультурного.

В то же время целостность и баланс личности находятся под постоянной угрозой. Под давлением других людей и социальных норм мы подавляем или не принимаем некоторые аспекты своей личности, например сдерживаем некоторые эмоции, «забываем» об основных потребностях организма, маскируем чувства, которые могут осудить другие люди, оставляем невостребованными многие наши возможности…

Вот почему гештальт-терапия концентрирует усилия на «восполнении пробелов в личности, чтобы вернуть индивиду его целостность», как об этом пишет Перлз. Для него здоровый человек — это человек, который осознает свою целостность и умеет творчески приспособиться к окружающей реальности, вместо того чтобы уходить в мир фантазии.

Гештальт-терапия заставляет нас перейти из «эры фотографии» в «эру кинематографии». То есть я хочу сказать, что она фокусируется на процессе, на постоянном приспособлении организма к его среде. Это приспособление непрерывно меняется. Невозможно зафиксировать контакт, как фотография может зафиксировать выражение, мимику. Гештальтист говорит о цикле контакта, о творческом приспособлении, о фигуре, которая появляется из фона так, как в кинофильме или театральной постановке. Быть собой — это постоянно пытаться изобретать новые способы бытия в меняющемся мире.

Гештальт-терапевт — это специалист в сфере отношений, описываемых понятием «граница-контакт». Граница-контакт — зона, где происходит обмен информацией, желаниями, материальными потребностями. Эта граница все время подвижна. Она представляет собой наш способ бытия в мире, бытия в отношениях.

Книги. Мартин Бубер. «Я и Ты»

Представляем Вашему вниманию удивительную книгу еврейского мыслителя Мартина Бубера «Я и Ты.»

Мартин Бубер 1878-1965

(навести курсор, нажать правую клавишу мыши,»сохранить объект как…»)

Мартин Бубер (1878-1965) прожил долгую и яркую жизнь, вошел в историю мировой культуры как видный философ, выдающийся религиозный и общественный деятель, талантливый писатель и гуманист. В философии он создал оригинальное учение о диалоге, об отношениях «Я – Ты», разработал концепцию философской антропологии, в основу которой положил идею понимания человека как целостной конкретной личности, находящейся в постоянных отношениях с другими людьми. В центре буберовской философской антропологии находится не изолированный индивид, не «человек-одиночка» и не человек, растворившийся в массе, в коллективе, а человек, стремящийся к постоянному диалогу с Другим, к диалогу Я с вечным ТЫ (Богом).

Творческое наследие Бубера представляет собой сложный и неоднозначный феномен. В нем своеобразно переплелись рационалистические и иррационалистические концепции, логика и интуиция, научные идеи и религиозная проповедь, Запад и Восток, разум и мистика. Мистицизм – одно из главных направлений его творческих исканий. Один из самых видных представителей этого направления в довоенной Германии, он в 1909 году опубликовал свою известную работу «Экстатические конфессии», в которой представлены различные мистические учения, начиная с древнего Востока (даосизм, суфизм) и кончая Западной Европой XIX века. Мистическое, как его понимает Бубер, есть высшее, персональное, невыражаемое в языке, асоциальное переживание субъекта. Формами такого переживания являются мифы, «экстатические озарения», направленные на слияние с Б-жеством. Его главные признаки – «присутствие, наличие, непосредственность, невыразимость», выход за пределы мира «индивидуации». Автор предисловия и редактор «Экстатических конфессий» Пауль Мендес-Флор называет эту работу Бубера одним из «самых изысканных проектов, «уникальной коллекцией мистических свидетельств, которые считаются выдержавшим проверку временем документом немецкого экспрессионизма, оказавшего огромное влияние на современников Бубера» (Buber M. Ecstatic Confessions. The Heart of Mysticism. – N.Y., Syracuse University Press, 1996. – P. XIX). 

Марк Кельнер

Назад к списку

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Volga story
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: