Эвтаназия: за и против

Суицидальный туризм

Получить право на ассистированную смерть можно лишь в нескольких государствах. В связи с этим появилась такая услуга, как медицинский или суицидальный туризм. Тяжело больные, которые не могут пройти эвтаназию в своей стране, приезжают специально для этого туда, где она разрешена. Пока что официально «туристов» принимает только Швеция и Цюрих (Швейцария). В этих странах действуют клиники, где предоставляют такую услугу и местным жителям, и иностранцам.

Научное издание Journal of Medical Ethics утверждает, что за последние 5 лет количество иностранцев, которые приехали в Цюрих для «лёгкой смерти» возросло в два раза. В мае 2011 года был проведён референдум, на котором жители Цюриха должны были проголосовать «за» или «против» отмены суицидального туризма. 84,5% опрошенных проголосовали за то, чтобы эвтаназия осталась законной.

Эвтаназия: за и против

Главный аргумент «за» – прекращение мучений больного. Кстати, они могут быть не только физическими, но и моральными. Здоровому человеку не понять, каково это – жить, ожидая смерти, понимать свою беспомощность, ущербность. Жизнь – это бесценный дар, ее необходимо беречь, но только когда речь идет о полноценной жизни и способности ей радоваться.

Есть и экономический фактор – ресурсы, затраченные на поддержку заведомо неизлечимого, безнадежного пациента, можно направить на спасение людей, у кого есть шансы.

И не забываем о том, что распоряжение собственной жизнью – неотъемлемое право каждого человека.

Что касается аргументов против, то они, в основном, высказываются религиозными представителями. Не врачи дают жизнь, не им ее забирать. Но с такой логикой стоит отказаться от врачебной помощи полностью.

Есть и этические моменты – опасения возможных злоупотреблений, родственниками или медиками в корыстных целях. Да, это возможный сценарий, но в тех странах, где эвтаназия разрешена, осуществляется строгий контроль, и злоупотребления просто невозможны.

Споры, что это такое, эвтаназия, будут еще долго будоражить общество. Однако надо понимать, что в этом (как и во многих других случаях) решения, которое устроило абсолютно всех, никогда не будет найдено. Его просто не существует.

Лучше даже не говорить об этом

Врач-реаниматолог, ОРИТН (реанимация и интенсивная терапия новорожденных), Санкт-Петербург

– У врачей нет ни юридического, ни морального права прекращать работать, бороться за жизнь. Иногда с высокой долей вероятности мы можем сказать, что у ребенка будут тяжелые повреждения головного мозга, тяжелая инвалидизация по зрению, слуху, психомоторному развитию. Но нельзя все случаи свести к одному уравнению: если есть проблемы, то все будет очень плохо. Для многих родителей такой ребенок желанный, его принимают таким, какой он есть.

На этапе реанимации новорожденных очень мало отказов, чаще всего они бывают на этапе родильного дома. И очень часто они этнического свойства: в некоторых культурах не принято вне брака рожать ребенка, отцовство не признается мужчиной, и женщина вынуждена ребенка оставлять. Бывают асоциальные женщины, которые отказываются от своих детей, какими бы они ни родились – здоровыми или больными, недоношенными или полновесными. Но это бывает в роддоме, а те дети, которые приезжают к нам, чаще всего с родителями.

Врачам лучше не задумываться о том, что ребенок будет с инвалидностью, иначе теряется абсолютный смысл врачебной работы. Лучше тогда вообще не заниматься медициной. Не все врачи разделяют эту точку зрения, но те, кто работает с новорожденными, конечно, исключительные люди. Они верят в чудо, борются, прикладывают огромное количество усилий, это командная работа всего коллектива реанимации и специалистов, которые этих детей ведут и наблюдают.

Очень часто исходы у таких детей непредсказуемы, поэтому говорить заранее о прогнозе – очень смело, это большая ответственность. Мы этого избегаем. Мы говорим родителям так, как есть, и делаем все, что от нас зависит.

Юридически у родителей есть возможность написать отказ от реанимации. В законе есть формулировка, что сам пациент, достигший 15-летнего возраста, или его законный представитель, опекун может выбрать врача, отказаться от госпитализации и любой медицинской помощи, в том числе реанимационной.

Но когда реанимационная помощь оказывается в целях сохранения жизни, ее оказывают порой без согласия пациента. Например, консилиумом из трех врачей принимается решение о проведении операции по жизненным показаниям ребенку, потому что рядом с ребенком сейчас нет законных представителей. Решение принимается здесь и сейчас, это касается любой медицинской манипуляции.

У нас в России отказов от реанимационной помощи, культуры паллиативной помощи очень мало. Врачи на это не ориентированы, законодательство не очень проработано, есть страх претензий к врачам по поводу того, что что-то не сделано, доказать обратное будет крайне сложно.

За свою практику я один раз сталкивался с таким прецедентом. Ребенок родился больным. Мы знали, что он умрет. И без экстренной хирургической помощи это был вопрос нескольких дней. Родители отказывались от проведения любых манипуляций, а врачи настаивали на том, чтобы попробовать. Проблема была даже техническая: в нашей больнице не было никакой формы отказа от помощи, были только согласия. Было принято решение о том, чтобы ребенку провести операцию. Родители не без колебаний согласились. Ребенок умер через день после операции.

За исключением одного этого случая за шесть лет моей работы все родители были заинтересованы в том, чтобы ребенку помогли. И сами не рассматривали вопрос отказа, были благодарны, что ребенком занимаются, что его спасают.

Отказ от реанимации – это прецедент, это юридически сложно осуществимо. Практически в России у родителя нет права отказаться от реанимационной помощи своему ребенку. И суд, и государственная защита встанут на сторону ребенка.

«Нужно ли было спасать?» – это всего лишь мысли, которые приходят после. В реанимации об этом не думаешь, думаешь только о функциях организма и показателях, о признаках жизни. Мысли могут возникать вновь и вновь, но ты всегда понимаешь, что не можешь не делать этого, в том числе потому, что за это будет юридическая ответственность. И страх преследования намного выше, чем желание предлагать отказ от реанимации и способствовать реализации права законного представителя в этом отказе. Я считаю, что лучше об этом вообще не говорить, потому что в принципе непонятно, как его реализовать.

Отношение общества к эвтаназии

Такая щепетильная тема никогда не останется без внимания, потому что общественность неоднозначно относится к такой процедуре. Религия, образование, уровень медицины, общественное мнение, мировоззрение и жизненные уклады накладывают свой отпечаток. Поэтому для одних людей эвтаназия – это нормально, а для других звучит как убийство или самоубийство.

В России эвтаназия запрещена на законодательном уровне и регулируется Федеральным законом от 21.11.2011 г. 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ». В ст. 45 настоящего закона указано: «Медицинским работникам запрещается осуществление эвтаназии, то есть ускорение по просьбе пациента его смерти какими‑либо действиями (бездействием) или средствами, в том числе прекращение искусственных мероприятий по поддержанию жизни пациента». Врач несёт уголовную ответственность за любое содействие в намеренном самоубийстве пациента.

Сторонники «за» и «против» в своих рассуждениях отталкиваются в основном от религиозных убеждений, морально-этических норм и собственных мировоззренческих суждений. Однако главным противником эвтаназии была и остаётся религия. Многие мировые конфессии пропагандируют мнение о том, что жизнь – это святое, дар свыше, никто не вправе её забрать. Этой мысли придерживаются католики, православные, протестанты, иудеи, буддисты, мусульмане и другие.

Индусы неоднозначно относятся к этой процедуре, так как расценивают жизнь с точки зрения кармы – закона последствий от действий. Они считают, что если жизнь прошла достойно, а смерть была без мук, то в следующем перерождении человека ждут всевозможные блага. Эвтаназия у индусов приветствуется, если сам человек не жалеет о своём выборе.

Ярые противники эвтаназии не верят, что из такой ситуации невозможно найти выход. Они заявляют, что:

  • никто не вправе посягать на жизнь другого человека;
  • никто не вправе принимать решение добровольно уйти из жизни, так как жизнь – это Божий дар;
  • боль можно «заглушить» болеутоляющими;
  • возможно врачи поставили неправильный диагноз;
  • возможно есть другие методы лечения болезни;
  • медицина не стоит на месте и, возможно, уже на днях появится лекарство от этой неизлечимой болезни.

Аргументы «за» и «против» веские, но мы не берёмся их судить. Эвтаназия – весьма спорный метод избавления человека от болезни и страданий, ведь в России такой способ проститься с жизнью не приветствуется. Сама мысль о смерти для российских граждан – уже способна причинить боль.

Если у вас возникли вопросы, или вы хотите уточнить стоимость ритуальных услуг в Екатеринбурге, мы будем рады помочь вам с консультацией. Звоните по телефонам: +7 (919) 360-53-83; +7 (343) 257-12-12.

Городская специализированная похоронная служба всегда готова прийти на помощь в трудный период.

Перед смертью человек имеет право выбрать жизнь, полную любви и заботы

Протоиерей Алексий Уминский

Сегодня наблюдается ужасная ситуация, когда маленькие дети с необратимым диагнозом, подключённые к различным аппаратам и вынужденные находиться в реанимации, не могут месяцами, даже годами видеть своих родителей – родителей в реанимацию не пускают. Они не могут взять ребенка домой, у них нет средств на аппарат ИВЛ, который стоит больше миллиона.

Движение к смерти идет, и ребенок умирает в одиночестве. Он не окружен любовью родителей, не имеет возможности прижаться к груди матери, быть убаюканным и согретым своими родителями. А родители не могут отказаться от каких-то врачебных манипуляций, потому что, как правильно привел определение эвтаназии Минздравом отец Феодорит, если они отказываются от этих условий продления жизни, это считается пассивной формой эвтаназии.

Но это никак не эвтаназия. Родители и ребёнок могли бы провести это время вместе, не в больнице. Наверное, жизнеспособность ребёнка была бы сокращена на несколько месяцев, но зато дома ребёнок находился бы в состоянии настоящей жизни: в любви, в заботе, имел бы возможность причащения Святых Христовых Таин – это и есть жизнь.

Ребёнок в реанимации, подключенный к аппаратам – это продление существования, а жизнь как раз там, в семье. И именно о свободе избрания такой жизни идет речь. Человек имеет право выбрать себе такую жизнь – не такую смерть, а такую жизнь – перед смертью. Жизнь, полную любви и заботы. Жизнь, которая ведется при помощи паллиативных врачей и, как правильно говорится в «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви», – «при пастырском попечении».

В последнее время, по просьбе паллиативных врачей и волонтеров фонда «Вера», я часто бываю в семьях, где есть умирающие дети. И вот недавно я встретился с семьей, где родители не захотели продлевать мучения своего ребёнка, подключать его к разным аппаратам, и разлучаться с ним. А в случае с реанимацией – разлучаться практически навсегда. И они остались вместе с ребёнком на то время, которое им даст Бог.

Когда я приезжаю в эту прекрасную христианскую семью, все трое причащаются, вместе молятся, живут настоящей христианской жизнью, все свое упование возложив на Бога. Они полностью вручили себя в руки Божии, полностью доверили ребенка Богу. И я вижу, что это правильно, что на это есть воля Божия, что эти родители приняли такое решение ответственно. Это и мучительное решение, потому что они пошли на очень важный христианский подвиг, подвиг доверия Богу и любви к своему младенцу.

Я вспоминаю стихотворение:

Легкой жизни я просил у Бога,

Легкой смерти надо бы просить.

Вот об этом слова ектении, и они понимаются всей Церковью одинаково. Такую кончину – безболезненну и мирну – да пошлет Бог каждому из нас. И если у нас будет возможность нести свой крест до конца, и выбирать для себя ту или иную форму жизни перед смертью, то пускай она у нас будет, эта возможность. И у нас, и у наших близких.

Что такое эвтаназия, и почему ее боятся?

Термин ввел в обиход Фрэнсис Бэкон, известный британский ученый, который жил в 1561-1626 гг. По его мнению, миссия врача заключается не только в том, чтобы возвращать пациенту здоровье, но и избавлять его от страданий, если болезнь невозможно вылечить.

Если открыть «Оксфордский справочник по клинической медицине» Дж. Кольера, можно увидеть в нем следующее определение:

Миссия любого врача — действовать во благо пациента. И если смерть является единственным благом, единственных способом избавить человека от мук, врач должен это сделать. Такой логический вывод можно сделать из этой предпосылки. Однако он неверен в контексте врачебной этики.

Гиппократ в своих трудах писал:

На этих словах базируется основной постулат, сформулированный в клятве Гиппократа, а именно: «Не навреди». Возникает этическое противоречие. С одной стороны, врач должен действовать в интересах пациента, с другой — он, скорее, предпочтет бездействие, чем лишит жизни неизлечимо больного. Вот об этом медики спорят уже много лет.

Кроме того, само понятие эвтаназии в свое время извратили фашисты, которые назвали так свою чудовищную программу Т-4. Программу умерщвления людей с физическими и психическими отклонениями, а также генетическими мутациями. Это было давно, но осадок остался.

Принять решение не реанимировать – уголовно наказуемо

Юрист Полина Габай

На сегодняшний день не существует нормативного правового акта, регламентирующего правила оказания первичной реанимационной помощи новорожденным. Ранее основные принципы организации и алгоритмы оказания первичной и реанимационной помощи новорожденным в родильном зале были утверждены Приказом Минздравмедпрома РФ от 28.12.1995 № 372 (далее – Приказ № 372), однако приказ утратил силу еще в 2010 году.

В связи с тем, что содержание Приказа № 372 устарело и перестало быть актуальным, Минздравсоцразвития РФ направило Письмо от 21.04.2010 № 15-4/10/2-3204 «О направлении методического письма Минздравсоцразвития РФ „Первичная и реанимационная помощь новорожденным детям”», в тексте которого были учтены обновленные подходы к первичной реанимации новорожденных.

Этим письмом установлены показания и особенности осуществления медицинских мероприятий, выполняемых в рамках различных этапов реанимации, а также установлена последовательность проведения основных реанимационных мероприятий. Помимо этого, письмо содержит отдельный раздел, посвященный особенностям оказания первичной реанимационной помощи новорожденным. Однако оно носит рекомендательный характер и регламентирует, скорее, процедурные вопросы, связанные с осуществлением реанимации. В нем нет ответов на вопросы, связанные с конфликтами интересов, возникающими при нежелании родителей (одного из родителей) дать согласие на проведение реанимационных мероприятий в отношении своего новорожденного ребенка.

Еще – существуют критерии живорождения. Согласно пункту 3 Медицинских критериев, утвержденных Приказом Минздравсоцразвития № 1687н, живорождением является момент отделения плода от организма матери посредством родов при соблюдении всех перечисленных критериев:

1) срок беременности 22 недели и более;

2) масса тела новорожденного 500 грамм и более (или менее 500 грамм при многоплодных родах) или, в случае если масса тела ребенка при рождении неизвестна, при длине тела новорожденного 25 см и более, при наличии у новорожденного признаков живорождения (дыхание, сердцебиение, пульсация пуповины или произвольные движения мускулатуры независимо от того, перерезана пуповина и отделилась ли плацента).

Поэтому наличие одного из признаков живорождения свидетельствует о том, что ребенок родился живым и требует всей необходимой медицинской помощи. То есть если нет сердцебиения, но есть, например, пульсация пуповины, то это не избавляет врача от необходимости проведения реанимационных мероприятий.

Рождение заведомо паллиативного ребенка не дает права его не реанимировать. При ряде врожденных патологий женщина имеет право на законное прерывание беременности на любом сроке, а после рождения принять решение не реанимировать она может, но это уголовно наказуемо, так как это квалифицируется как убийство или оставление в опасности.

История эвтаназии

Своими корнями эвтаназия уходит вглубь истории. Например, в Древнем Риме лишали жизни неизлечимо больных людей. В Древней Греции слабых младенцев или младенцев с врождёнными патологиями сбрасывали со скалы, чтобы избавить их от грядущих страданий.

На фото: зарисовка «Древняя Спарта. Младенца сбрасывают со скалы».

Когда люди начали принимать христианство, то отношение к смерти изменилось. Жизнь стали оценивать как высшее благо и поэтому даже самоубийство считалось смертным грехом.

Чуть позже, в 19 веке религиозные убеждения и взгляды снова изменились. Люди всё больше стали говорить о том, что человек сам себе хозяин и вправе не страдать от болей и смертельных недугов. В ту эпоху эвтаназию считали актом гуманности.

Однако то, что произошло в начале 20-го века перевернуло взгляды многих. В Германии некоторые люди были одержимы идеей создания сверхрасы на базе чистой арийской крови. Мысль о том, что нацию необходимо «чистить», избавлять от «дефектных» поддерживало даже правительство. Дефектными называли людей с психическими отклонениями, наследственными заболеваниями, врождёнными патологиями. Позже список пополнился теми, кто не мог или не хотел работать и теми, кто просто по каким-то причинам не нравился власти. Ситуация дошла до того, что все дети до 3-х лет в обязательном порядке проходили медосмотр и получали «экспертную оценку». Комиссия вычисляла неизлечимо больных малышей и выписывала им акт на усыпление.

На фото: фотография из рассекреченного архива нацистской Германии. Медосмотр.

В годы Великой Отечественной войны идея эвтаназии легла в основу концентрационных лагерей. Нацистская Германия использовала эту процедуру как оправдание массовых убийств. Сегодня такая насильственная практика считается преступлением.

Из-за вероисповедания и событий 20-го века сейчас отношение к эвтаназии у многих двоякое. Добровольный уход из жизни приравнивается к убийству или самоубийству. Однако некоторые страны легализовали процедуру из-за гуманных соображений и применяют эвтаназию только к тяжелобольным людям.

Как проводят эвтаназию?

Процедура проведения эвтаназии зависит от законов государства, в котором она проводится, однако существует ряд общих черт, которые не меняются от страны к стране. Когда пациент решает прекратить свою жизнь, он должен поговорить со своим врачом или обратиться в специальное медицинское учреждение, где возможно проведение процедуры. Затем собирается консилиум врачей, психологов и юристов, которые решают, насколько пациент подходит под необходимые критерии для проведения эвтаназии. Если муки пациента действительно невыносимы и не существует способа их облегчить, то больной подписывает необходимые документы и назначается дата процедуры. Как правило, пациенту дается несколько месяцев, чтобы еще раз обдумать свое решение. В этот период он часто общается со своим врачом — тот должен убедиться, что больной твердо уверен в своем решении уйти из жизни. В день процедуры больной приезжает в медицинское учреждение, где врач перед инъекцией еще раз уточняет намерение больного. После получения активного согласия от пациента врач приступает к процедуре. Вначале он делает больному инъекцию седативных и обезболивающих препаратов, и пациент засыпает. Затем врач вводит летальную дозу токсического вещества, которое заканчивает жизнь больного.

Что такое эвтаназия?

Эвтаназия — это лишение человека жизни как способ прекратить его страдания от старости или болезни. Эвтаназия является довольно спорным аспектом современной медицины, однако в последнее время она набирает популярность в западном обществе. Впервые термин «эвтаназия» употребил Френсис Бэкон еще в XVII веке, говоря о легкой, безболезненной и счастливой смерти. Он считал, что задача врача в этом случае — исключить физическую боль пациента и облегчить страдания больного, позволяя ему уйти спокойно.

В середине XIX века споры об эвтаназии возобновились с удвоенной силой. К тому моменту в медицине уже активно применялись в качестве болеутоляющих препаратов морфин и хлороформ, и встал вопрос об этичности их использования для умирающих больных, лечение которых продолжать уже было бессмысленно. Рационализм и научность эпохи индустриальной революции также способствовали появлению зачатков современной системы здравоохранения и медицины. В Америке, например, возникло целое движение за эвтаназию, которое активно продвигало право человека на безболезненную и спокойную смерть. Уже в 1906 году управление штатом Огайо предприняло попытку узаконить эвтаназию, но такие радикальные идеи обществом приняты не были.

Концепт эвтаназии был жестоко искажен с приходом к власти в Германии национал-социалистической партии. Озабоченность «чистотой» немецкой расы привела к запуску программы «Т-4», которая, по сути, занималась уничтожением людей с психическими и физическими отклонениями в целях «улучшения» нации. Вначале эта программа касалась только детей с особенностями в развитии, однако после 1940 года превратилась в уничтожение недееспособного населения, спонсируемое государством.

Популяризатором эвтаназии в современном мире считается Джек Кеворкян, американский врач армянского происхождения. Он был сторонником идеи о смерти как об избавлении от боли для пациентов с неизлечимыми заболеваниями, и в 1989 году разработал препарат, который позволял быстро и безболезненно прекратить жизнь больного. Однако за его использование на Кеворкяна было заведено уголовное дело об убийстве 52-летнего пациента с болезнью Шарко, которому врач помог уйти из жизни.

На сегодняшний день довольно трудно установить, сколько человек подвергается эвтаназии в мире. В Швейцарии, например, в 2019 году эвтаназии подверглись примерно 1 200 человек. А в Нидерландах в 2020 году с помощью эвтаназии из жизни ушли 6 361 человек.

Условия допустимости эвтаназии

Русский адвокат А. Ф. Кони признавал пассивную эвтаназию вполне допустимой, но при соблюдении нескольких условий, а именно, при:

  • наличии сознательной и настойчивой просьбы тяжело больного человека;
  • отсутствии фактической возможности облегчения страданий и наличии объективных доказательств невозможности излечения.

При этом для придания правомерности поступку необходимо иметь официальное уведомление прокуратуры о проведении эвтаназии из чувства сострадания к человеку, который тяжело умирает и болеет.

Таким образом, очевидно, что каждый человек имеет право умереть безболезненно и легко, а не мучатся. С этой целью во многих странах создаются хосписы. Эти учреждения реализуют централизованную программу паллиативной и поддерживающей помощи умирающим больным, а также членам их семей.

Определение 3

Паллиативная помощь – это активная, всеобъемлющая помощь пациенту, страдающему заболеванием, которое не поддается излечению. Главной задачей паллиативной помощи является купирование боли и других симптомов, а также решение социальных, психологических и духовных проблем индивидуального и коллективного характера.

Помощь может быть реализована в соматическом, психологическом, социальном, духовном направлении

Пациент хосписа окружен колоссальным вниманием и заботой, в хосписах создается доверительная атмосфера, которая дает пациенту максимальную степень комфорта

Аргументы «против»

Среди аргументов «за» и «против» эвтаназии пока что во многих странах лидируют последние. Почему многие отказываются от процедуры? Давайте рассмотрим.

  • Религиозные воззрения – первый тормозящий фактор. Несмотря на различие конфессий в мире, практически все они запрещают нарочное убиение, аргументируя это тем, что «жизнь дал Бог, и ему ею распоряжаться».
  • Постоянная борьба со смертельными заболеваниями позволяет медицине не стоять на месте, постоянно развиваться, искать новые лекарства и способы лечения. Введение же эвтаназии может сильно затормозить данный процесс.
  • Возможные проблемы с физически неполноценными людьми, которые являются «обузой» для окружающих. Их дефекты могут послужить поводом к общественному давлению и принуждению к «легкой смерти».
  • Эвтаназия может легко стать одним из методов совершения убийства, а также привести к злоупотреблению служебным положениям, подкупу медперсонала, умышленному нанесения вреда и т. д.
  • Крайне сложно понять, когда пациент действительно желает умереть. Стрессы, затяжная депрессия, общественное давление или угрозы – все это может стать причиной подачи прошения на разрешение процедуры.
  • Полностью исключены случаи чудесного исцеления. Медицина знает сотни случаев, когда обреченный, казалось бы, пациент вдруг вставал на ноги после тяжелой формы рака или возвращался после 20-летней комы: здоровье возвращалось, когда никто уже не питал надежд. С эвтаназией все это исключено.

Наконец, стоит сказать, что убиение пациента полностью противоречит клятве Гиппократа, которая гласит, что врач не должен давать смертельного средства и показывать пути достижения смерти. Именно этот момент является тормозящим фактором для принятия решения среди медиков.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Volga story
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: